Работа логопеда с неговорящими детьми
статья по логопедии

Статья посвящена работе с неговорящими детьми. Включает в себя теоретические аспекты проблемы безречья, а так же практические советы по запуску речи у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx322.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Детский сад комбинированного вида №114 «Лесовичок»

Учитель-логопед Ермошкина Зинаида Валентиновна

Работа логопеда с неговорящими детьми.

В настоящее время прослеживается тенденция к увеличению количества детей с теми или иными нарушениями развития, в том числе и речевого. Так же отмечается то, что у детей диагностируют сложные, сочетанные нарушения и, к сожалению, происходит это всё чаще. Специалистам приходится искать новые методы работы, подходящие новому контингенту детей, так старые методы и приемы уже не всегда работают.

В частности, увеличилось и количество неговорящих детей.  Попробуем разобраться, почему так стремительно растет их количество и что с этим делать специалистам.

Начнем разговор с факторов, влияющих на развитие мозга. Внутриутробно на плод влияют внешняя среда, внутренняя среда и, конечно, генетический фактор. Внешняя среда: радиация, химические воздействия, вирусы, бактерии, никотин или алкоголь, лекарственные препараты, которые принимает будущая мать, стрессы. Внутренняя среда - это сохранность и правильный гомеостаз будущего человека, его строение и состояние иммунной системы, кроветворной системы, т.е. состояние его органов и тканей. Генетика: хромосомные и генные мутации (генные: фенилкетонурия, серповидно-клеточная анемия (нарушение структуры гемоглобина и эритроциты серповидной формы), хромосомные: синдром Дауна).

Если обратиться к причинам нарушений ЦНС, то мы увидим, что на первом месте по частотности – это гипоксически-ишемические поражения мозга, на втором месте – аномалии и дисплазии мозга, третье место заняли TORCH-инфекции (краснуха, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус), а так же родовые травмы и наследственные болезни обмена.

F:\Вебинар 23.09.17\34-10-1.jpg

Вследствие этих причин возникают различные нарушения у детей, в частности, тяжелые нарушения речи, при которых в последнее время всё чаще встречается отсутствие речи. Кто же относится к категории безречевых детей? Это разнородная группа детей, которые в силу разных причин не имеют возможности говорить. Это могут быть дети абсолютно безречевые, дети, издающие аморфные звуки (вокализации) и дети с отдельными словами или их эквивалентами (обрывками слов, звукоподражаниями)

Отсутствие речи может быть при

  • Нарушении слуха
  • Двигательных нарушениях (дизартрия в степени анартрии)
  • УО, ЗПР
  • РАС, Нарушения ЭВС
  • Специфические органические проблемы арт.органов (например, при синдроме Дауна сильно снижен тонус мышц)
  • Прогрессирующих заболеваниях (мышечная дистрофия)
  • Приобретенных заболеваниях (травмы, инсульты)
  • После операций (трехеостома)

Дети с теми или иными, чаще грубыми, нарушениями формирования речи идут к специалистам потоком. «Любимый» вариант диагноза – расстройство аутистического спектра, сенсо-моторная алалия.

Попробуем разобраться, что с этим диагнозом не так. Представьте, что человек не ходит. У него сломаны ноги. Это паралич? Нет, это перелом. Так вот, «не говорит» - это такой же по информативности симптом, как «не ходит». Причин безречья может быть много (низкий/высокий тонус/дистония; нарушение дыхания/нарушение слуха). Алалия представляет собой физиологическую невозможность или крайнюю трудность формирования речи, как психической функции. Не механизмов говорения, а управляющего аппарата. Алалия вызывается повреждением речевых зон коры левого полушария (зона Брока, зона Вернике), что можно увидеть  на МРТ.

 Повреждения коры мозга требуют длительной и трудной реабилитации. Нужно помнить, что речь – это высшая психическая функция - то есть формируется в социальной среде через взаимодействие в триаде «ребенок-взрослый-предмет». Поэтому речь нельзя запустить с помощью таблеток или физиотерапий. Максимум, что делают все эти воздействия – они готовят мозг ребенка к занятиям с логопедом и психологом. (Покровская С.В., Цветков А.В. «Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи», Москва, 2018)

Как правило, диагноз «моторная алалия» или «сенсо-моторная алалия», ставят большинству детей при отсутствии речи. Именно поэтому необходима точная дифференциальная диагностика безречья: как психолого-педагогическая, так и медицинская.

 Психолого-педагогическая диагностика включает в себя:

  • сбор подробного анамнеза, наблюдение за ребенком в условиях кабинета и в его естественной среде (просмотр домашнего видеоархива);
  • индивидуальное психолого-педагогическое обследование с использованием диагностических методик.

Медицинская диагностика включает в себя:

  • консультация специалистов: невролог, психиатр, сурдолог ит.д.;
  • нейродиагностические методики (ЭЭГ, МРТ, КТ итд.);
  • медицинские анализы.

Но чтобы понять, что есть отклонение от нормы, необходимо знать - что есть норма. Очень часто мы слышим фразу: «Надо подождать до 3х лет». Иногда действительно это работает. При отсутствии отягощающих факторов, таких, как нарушение слуха, нарушения в моторной сфере и т.д. Но всё-таки, к 3м годам в норме в лексиконе ребенка должно быть около 1 тыс слов, примерно 70% из них – это существительные, появляются предложения. И они не возникают внезапно. Речь ребенка проходит 5 этапов или стадий становления:

  1. Нулевая (доречевая) – владение примерно 10-ю существительными и 2-3 глаголами. Выготский эти глаголы обозначает, как «дай» и «нет». «Нет» - в значении отторжения, отказа, ухода.
  2. Вторая стадия (к 2м годам) – образование протопредложения. Фраза из 2х слов структуры «субъект-предикат»: «дай воды», «нет каша».
  3. Третья (к 3м годам) – распространенное предложение (не просто «Солнце встало», а «Встало красное солнце»).
  4. Четвертая (3-5 лет) – предложения организуются в текст, вернее, в его единицу – фразу. Фраза – это не одно предложение, это отрывок текста, имеющий законченную смысловую направленность. («дай воды» уже имеет законченную смысловую направленность , но здесь мало информации для понимания мотива говорящего, нет контекста. Потому что одно дело-дай воды, чтоб попить, а другое-дай воды, чтобы помыться. А если сказать «погрей воды, хочу помыть голову» - это законченная смысловая конструкция.
  5. Пятая (начинается к 7 годам) – происходит усложнение текстов, отрыв от контекста. Без освоения письменной речи в виде чтения и письма не может быть монологической речи. Монолог, способность конструировать текст в отсутствие реального или вербального окружения, и есть пятая, последняя стадия РР. (Покровская С.В., Цветков А.В. «Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи», Москва, 2018)

Итак, к нам пришел неговорящий ребенок.

Мы сегодня говорим о детях с первично сохранным интеллектом.  Неговорящие дети 3-4х лет, как правило, не очень любят занятия, во-первых, в силу своих возрастных особенностей, во-вторых, то, что нам дается трудно, нам делать совершенно не хочется. Поэтому в работе с такими детьми хорошо идет сенсорная интеграция.

Сенсорная интеграция – это процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную. Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. Взаимодействие всех органов чувств подразумевает упорядочивание ощущений и раздражителей таким образом, чтобы человек мог адекватно реагировать на определенные стимулы и действовать в соответствии с ситуацией.

Дисфункция сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде аж до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать! 
Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». 
То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки. 
Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает. 
Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной депривации, развивается дисфункция обработки сенсорной информации. 

То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден. 
Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений? 
При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления. Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо». По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют? 
Нарушения обработки слуховой информации:
дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще), мамино пение, тембры голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке. 
Нарушения зрительной системы:
ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы. 
Нарушения тактильного восприятия:
дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности. 
Моторные, вестибулярные дисфункции:
при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво. 
И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.). 
Виды сенсорных игр:
-Игры с красками
(рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом.
— Игры с крупами, мукой, специями, чаем, кофе. Что мы делаем: устраиваем «дождь» из фасоли, гречки и т.д., при этом старательно подставляем под струи «дождя» все части тела; ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем крупы с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с крупой и разыскиваем игрушки, конфеты; нюхаем крупы, специи, чай и кофе, определяем более «вкусный» запах; играем с мокрыми крупами; с кашей из крупы; насыпаем на поднос манку, или муку, или кофе и рисуем.
— Игры с бытовыми предметами «Как пахнет ложка?», «Как звучит миксер», «Сколько ложек
можно поставить в стакан» и др. Игры с пластиковой одноразовой посудой: строим дорожки и башни из стаканчиков; устраиваем «сенсорный дождь» из пластиковых тарелочек; шуршим тарелочками, стучим пластиковыми с ложками по стаканчикам.
- игры с песком: пересыпание песка, «зарывание» рук в песок, рисунки на песке.
— игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага. После того, как все это потрогаем, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя бумагу и ткани.
- игры с фруктами: выкладываем узоры из долек мандарина, яблока, попутно изучая запах; трогаем пальчиками различные нарезанные фрукты в миске.
- игры с движениями: залезаем на стол и изучаем, как меняется комната, если смотреть на нее с высоты; ложимся на пол и ползем; перекатываемся с боку на бок; бегаем по сенсорным дорожкам.
- игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.
- игры со стеклянными шариками и кубиками «марблс»: устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами.
— игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые
 массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д.
Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи (развитие дыхания, слухового восприятия, понимания речи, речевого подражания, создание речевой среды), происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.

То есть, в условиях ДОУ, конечно, в полной мере реализовать сенсорную интеграцию очень сложно. Но её элементы можно применять на практике. Балансиры, сенсорные дорожки, мягкие брусья – все способствует развитию проприорецепции, то есть ощущения собственного тела, что так же часто нарушается у неговорящих детей. А до тех пор, пока мы не «настроили» работу крупной моторики, нет смысла переходить к более сложным дифференцированным движениям оральной мускулатуры.

Рисунок3.jpgРисунок2.jpg

                                    Рисунок1.jpg

Более подробно о сенсорной интеграции можно прочесть в книгах А.Банди, Ш.Лейн, Э.Мюррей «Сенсорная интеграция. Теория и практика», Э.Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция», У. Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге».

Использование элементов сенсорной интеграции в работе с неговорящими детьми не только помогает решать задачи запуска и развития речи, а так же способствует быстрому установлению контакта с ребенком, формированию коммуникации между логопедом и ребенком, созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы логопеда с застенчивыми детьми

Особенности работы логопеда с застенчивыми детьми...

Приоритетность каузального типа коррекции в работе учителя — логопеда с неговорящими детьми (из опыта работы)

За последние десятилетия специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития детей. В коррекционной педагогике, в зависимости от цели и н...

Использование ИКТ в работе логопедов ДОУ с детьми с ОВЗ.

   Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие информационно-комму-никативных те...

задача в работе логопеда с неговорящим ребенком

Основная задача в самом начале коррекционной работы — вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи....

Использование ИКТ в коррекционной работе учителя - логопеда с неговорящими детьми

В данной статье рассмотрены вопросы целенаправленного системного логопедического воздействия, направленного на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий, который...

Комплекс занятий для работы логопеда с неговорящими детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет с отставанием и отклонениями в развитии.

Данный комплекс занятий предполагает развитие активной речи ребенка до уровня звукоподражаний, лепетных и простых общеупотребительных слов. Развитие артикуляционных движений, мелкой моторики и дыхания...

Советы логопеда с неговорящими детьми дошкольниками

В данной статье предлагаю несколько советов для родителей. Как активизироать "запустить" речь ребёнка с сохранным интелектом без специалиста. Как заинтерисовать ребёнка произносить сло...