Использование ИКТ в работе логопедов ДОУ с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) по теме

Мельникова Елена Владимировна

     Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие информационно-комму-никативных технологий привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим. Внедрение инно-вационных технологий в образовании прежде всего даст возможность улуч-шить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Использование ИКТ в работе логопедов  ДОУ с детьми с ОВЗ.

       учитель-логопед:

                                                                 Мельникова Елена Владимировна

Введение

    Нарушения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из  социально и культурно обус-ловленного образовательного пространства. Социальная недостаточность таких детей непос-редственно связана не с первичным нарушением, а с «социальным вывихом», преодолеть ко-торый можно средствами специально организованного и особым образом устроенного обра-зования, предусматривающего «обходные пути», специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются тради-циионными способами.

В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий детей в настоящее время среди приоритетных направлений социального развития реализуется национальный проект «Информатизация системы обра-зования» (ИСО), основная цель которого – создание условий для системного внедрения и ак-тивного использования информационных и коммуникационных технологий в работе детско-го сада. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие информационно-комму-никативных технологий привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим. Внедрение инно-вационных технологий в образовании прежде всего даст возможность улуч-шить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний. Информациионно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информ-ацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им зада-ния, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компью-терные средства обучения.

Целью применения ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности является повы-шение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей.

                          Применение ИКТ позволяют решить следующие задачи:

  • Формирование психологической готовности к обучению в школе.
  • Индивидуализация и дифференциация обучения.
  • Формирование способности принимать решения.
  • Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности.
  • Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей.
  • Развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности.
  • Развитие волевых качеств.
  • Развитие произвольной моторики пальцев рук.

                       Области применения ИКТ для развития дошкольников:

  • Использование глобальной сети Интернет.
  • Использование компьютера для ведения документации.
  • Использование развивающих компьютерных программ.
  • Использование компьютерных презентаций на занятиях.
  • Использование интерактивной доски в НОД.
  • Использование компьютера для диагностики детей.

Педагогу, применяющему в работе ИКТ, необходимо решить две основные задачи специ-ального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений. Каждая непосредственно-образовательная деятельность должна быть комплексной, то есть представлять собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств кор-рекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ре-бенка с нарушениями речевого и языкового развития. В детском саду можно создать банк мультимедийных презентаций по разным направлениям работы: (социально-коммуникатив-ное развитие; познавательное развитие; речевое развитие).

Большинство современных развивающих компьютерных игр для дошкольников имеет доста-точно красочную анимацию, удобный интерфейс, не требует дополнительных настроек. Од-нако далеко не все массовые компьютерные игры можно использовать для работы с детьми, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях содержат ошибки. Выходом из такого положения может стать создание собственных слайд - фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогами с учетом особенностей развития их воспитанников.

Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме:

  • управлять образовательным процессом;
  • создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;
  • формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;
  • использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы;
  • проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей), использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управ-ления образовательной деятельностью;
  • осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осущест-вляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреж-дениями и организациями.

Для успешного применения ИКТ в образовательном процессе нужно создать опреде-ленные условия.

С детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

  • Соблюдение требований к использованию ИКТ в образовательном процессе;
  • Санитарно-гигиенические требования.

Согласно действующим санитарно-эпидемиологическими нормами НОД на компью-тере с дошкольниками не должна быть более указанной ниже:

  • для детей 6 лет I-II групп – 10 минут в день;
  • для детей 6 лет III группы – 15 минут в день;
  • для детей 5 лет I-II групп – 7 минут в день;
  • для детей 5 лет III группы – 9 минут в день;
  • для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 10 минут в день;
  • для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 7 минут в день.

Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

  • первая половина дня – оптимальна;
  • вторая половина дня – допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.

Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.

Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу занимать-ся на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся не-дельной усталости. В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить специальные упражнения для глаз.

Создание презентации для дошкольников с ОВЗ имеет ряд особенностей. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, логопед удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реа-листичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фо-тографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное при-менение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает ин-терес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление.

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере:

В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зритель-ные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (кар-тинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зритель-но-игровой сюжет. Сюжеты логопед может придумывать сам и менять их время от времени. Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера обязательна!

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Россий-ской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) — это комплекс учеб-но-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования дея-тельности специалистов учреждений образования.

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ открывает возможности:

  • представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
  • создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
  • активизировать познавательную деятельность воспитанников;
  • оптимально использовать время на занятии;
  • видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкрет-ный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня раз-вития.

Использование мультимедийных презентаций в педагогической деятельности способствует:

  • повышению эффективности усвоения материала детьми;
  • повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей:
  • зрительная, слуховая, моторная);
  • активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики
  • рук;
  • формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления;
  • обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
  • созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности.

Особое внимание на занятиях с применением компьютерной техники уделяется здо-ровьесберегающим технологиям:

  • Учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргоно-мических требований к занятию. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Физкультминутку для воспитанников также может про-вести с помощью презентации.
  • Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Проведение непосредственно-образовательной деятельности с применением мультимедий-ных презентаций – это мощный стимул в воспитании.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в ра-боте всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специаль-ных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ог-раниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает созда-ние для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми с ограниченны-ми возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования - является одним из основ-ных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональ-ной и социальной деятельности.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным тех-ническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-раз-вивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познаватель-ных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

                                                       Литература:

  1. Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г.
  2. Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир».
  3. Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
  4. Томилина С. М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.
  5. Кузьмина е. В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.
  6. Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009
  7. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в работе психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Использование современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) становится все популярнее. Они внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том чис...

Статья "Использование мнемотехники в работе с речевыми детьми".

Чтобы развить творческую инициативу у детей, надо обучить их изображению отдельных объектов природы, поддерживать постоянный интерес, пробудить желание к самостоятельной работе, дать минимум знаний об...

Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, ...

Конспект занятия "Использование сказкотерапии в работе с заикающимися детьми"

УтоФормирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц·         Коррекция дыхания (отработка правильного диафрагмального дыхания, ...

Использование ИКТ в работе психолога с детьми 2-3 лет

Представленное занятие даёт возможность использовать его как вариант осуществления развивающей работы с детьми раннего возраста с использованием ИКТ....

Консультация для педагогов: "Использование пиктограмм в работе с неговорящими детьми".

В данном материале вы узнаете об использовании пиктограмм в работе с неговорящими детьми....

Использование ИКТ в работе воспитателя с детьми и родителями

В статье описан опыт работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникативных технологий...