Учитель -логопед — о том, как и когда правильно учить ребёнка чтению.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Рожкова Ольга Васильевна

В статье предлагаются рекомендации родителям по обучению чтению.Рассматриваются этапы обучения чтению, предлагаются упражнения для запоминания букв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель -логопед — о том, как и когда правильно учить ребёнка чтению.

У детей, которые растут в семье, где родители регулярно проводят досуг с книгой, проблем с чтением не возникает. Перед малышами — живой пример, интерес к книге возникает сам по себе.https://letidor.ru/thumb/698x0/filters:quality(75)/imgs/2018/04/24/07/2173122/b9d1e1b3f7c51c996d4f69fc5814b759948ef488.jpg

Начинать надо, когда ребёнок сам принесёт вам книгу

Невозможно точно сказать, когда пора учить чтению. Это вопрос психологической готовности. Старайтесь много читать сами, покупайте (или берите в библиотеке) яркие красивые книжки и читайте их вслух малышу. Нужно показать, что книга — это интересно. С помощью неё человек получает эмоциональную поддержку.

Если ребёнок сам проявляет интерес к книжке уже в 3-5 лет, можно показать ему буквы и потихоньку учить читать. Если даже в 6 лет (при условии нормального развития) интереса нет, у меня есть предположение — взрослые в этом доме книги не открывают. Постарайтесь стать для ребёнка примером. Откажитесь от телевизора и гаджетов в пользу книги.

Первый этап обучения чтению — узнавание букв

Когда ребёнок проявляет интерес к книге, начните показывать ему буквы, рассказывайте, как они читаются. Для лучшего результата делайте это в процессе игры. Лепите буквы из пластилина, кинетического песка, рисуйте их на земле и снегу, показывайте карточки с буквами.

Упражнения для запоминания букв

  • Подумать, на что похожа буква.
  • Назвать элементы буквы.
  • Сложить букву (шнурок, спички, палочки, пуговицы, горох).
  • Лепить буквы из пластилина.
  • Печатать букву пальчиком на столе, фломастером на листе, мелом на доске.
  • «Волшебный мешочек» пальчиками, на ощупь, определить букву.
  • Взрослый называет буквы в определенном порядке. Ребенок выкладывает на столе (Н И О Ы А Х У М). Покажи букву О, назови букву, расположенную слева (справа0 от О. Назови букву между Х и М, между И и Ы, после И…)
  • Корректурная проба. Каждый день по 3 минуты подчеркиваем в книге разные буквы.Включить звук

Важное замечание для родителей: не надо учить с ребенком буквы так, как они звучат в алфавите. Учите с ним не буквы, а звуки, которые эти буквы обозначают. Например, показываете на букву «м» и говорите: «Это буква "м" (ни в коем случае не "эм"!)». Если мы научим ребенка называть буквы так, как они звучат в алфавите («эм», «эн», «эр»), то читать ему будет очень сложно. Когда он увидит слово «мама», он попытается прочитать его вот так: «эм-а-эм-а».

Второй этап — учите складывать слоги, читать слоговым способом

Как только малыш запомнил несколько букв (от 2 до 5), можно переходить к чтению слогов. Здесь также есть опасность сделать ошибки. Самая распространенная — когда родители разбивают один слог на буквы. Например, видят слог «ма» и озвучивают: «Это буквы "м" и "а", вместе они читаются "м-а"». Так делать не надо. Правильным решением будет просто показать на слог и без предварительных пояснений сказать: «Это читается "ма"». Иначе дети будут читать не по слогам, а побуквенно. Это существенно замедлит процесс чтения. Ребята не справятся с длинными словами, вечно будут путать, где согласный произносить твёрдым, а где мягким.

Чтобы читать по слогам было проще, сделайте кубики со слогами, развесьте слоговые таблицы. Начинайте с открытых слогов (заканчиваются на гласную — ма, на, ра).

Чтобы вам было легче ориентироваться, с чего начинать, возьмите букварь. Они методически выверены, построены по принципу от простого к сложному. Мне очень нравится издание авторства Косиновой Елены Михайловны. В нём хорошо проработана последовательность букв.

https://letidor.ru/obrazovanie/kak-nauchit-rebyonka-chitat-instrukciya-ot-logopeda.htm

Третий этап — учите читать целые слова и понимать смысл прочитанного

Когда ребенок будет медленно, но верно читать по слогам, начинайте интересоваться, о чём же он там читает. Часто бывает, что малыш прочитал словосочетание или коротенькое предложение, но пересказать смысл не может.

Всё потому, что чтение — невероятно сложный процесс. Ребёнок полностью сосредоточен на том, чтобы вспомнить букву, слог. До смысла он просто не добирается.

Как понять, что малыш не в курсе прочитанного? Задать наводящие вопросы. Например, он прочитал «Мама мыла раму». Спросите: «О чём ты сейчас прочитал? О ком идет речь?». Если процесс чтения идёт затруднительно, он вряд ли сможет ответить. Тогда попросите его прочитать предложение ещё раз. После этого задайте более конкретный вопросы: «Кто мыл раму? Что мыла мама?».

Также проблемы с пониманием могут возникнуть, если ребёнок не узнаёт слово. Прочитал и не понимает, что это за слово. Например, «гвоздь» мы произносим как «гвосьть», «дуб» — «дуп». Дети часто не узнают слова, в которых согласные «оглушаются» в середине или в конце. Не надо объяснять им, что согласные могут «оглушаться» и редуцироваться. Просто соберите несколько примеров таких слов, пусть почувствует язык.

Успехов Вам и Вашим деткам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом, используемые учителем-логопедом на прогулке, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

В статье покакзано как учитель-логопед может использовать в своей работе игры с мячом, подобраны примерные  игры...

Когда нужно учить технике чтения?

Консультация для родителей на тему :"Когда нужно учить технике чтения?"...

Практикум учителя-логопеда для родителей «Путешествие по стране правильной речи» (старший дошкольный возраст)

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и письма: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразви...

Консультация для родителей «Как правильно учить детей чтению»

Рекомендации по обучению детей чтению по букварю Н.С.Жуковой...

Методическая разработка для учителей-логопедов по теме:"Развитие ФВ и обучение навыкам послогового чтения детей дошкольного подготовительного возраста с ТНР »

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕЗЕНТАЦИИ "ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С ТНР"ЦЕЛЬ: закрепление навыков послогового  чтения; обогащение активного словаря детей;ЗАДАЧИ:Коррекционно-образовательная: - закреп...

Консультация учителя-логопеда для родителей. «Фонематический слух - основа правильной речи»

С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного языка. Самые распространённые труд...