Конспект логопедического занятия "Звуки (Р, Рь), буква Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Орлова Инна Николаевна

На занятии знакомить детей со звуками (р, рь) и буквой Р. Закреплять знания о профессиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект
непрерывно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.

ТЕМА: «Звуки (Р, Рь). Буква Р»

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками (Р, Рь) и буквой Р.

ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные

Учить детей сравнивать звуки Р – Рь по аккустико-артикуляционным признакам.

Закреплять знания о профессиях.

Закреплять умение детей работать с изографом; закреплять умение подбирать родственные слова; закреплять представление о предложении, умение составлять предложение   по заданному слову.

Учить выполнять серию заданий. (Расшифровать слово, выполнить звукослоговой анализ слова, составить предложение с данным словом, составить схему предложения).

Учить детей быть наблюдательными, замечать ошибки и проверять себя.

Формировать навыки словообразования.

Коррекционно-развивающие:

 Закреплять навык четкого произношения звуков р, рь; закрепить навык различения звуков р – рь в слогах, словах, фразах; развивать фонематические процессы, фонематический анализ и синтез слов; артикуляционную, общую и мелкую моторику, мимическую мускулатуру лица; ВПФ;

Закреплять основные понятия (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем (схема звукослогового анализа слова, схема предложения) развивать умение составлять и анализировать состав предложения; выполнять упражнения на предупреждение дисграфии.

 Расширять словарный запас и обогащать активный словарь  

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и речь окружающих; расширять кругозор детей, воспитывать у детей самоконтроль за речью,

создавать психологический комфорт для детей, воспитывать интерес у детей к различным профессиям.

Оборудование:

1. Ковролин.

2.Демонстрационный материал: буква Р, картинки на звуки Р, Рь; картинки по лексической теме «Профессии», изографы.

3.Раздаточный материал: кассы букв, наборы для составления схем, карточки   для проведения игры «Шифровка», карточки - картинки, «Буква потерялась», «Найди ошибку», карточки с «зеркальными» и правильными буквами, смайлики для выражения эмоций, настроения

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Развитие мимических мышц. Выполнение действий по тексту.

Как хорошо, когда ты улыбаешься,

Как хорошо, когда ты удивляешься,

Но как же нам невесело,

Когда сердишься и огорчаешься,

Как хорошо, когда ты улыбаешься!

2.Основная часть.

Знакомство с темой – загадки о профессиях.

Скажи-ка, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар)

Кто плывет на корабле

К неизведанной земле?

Весельчак он и добряк.

Как зовут его? (Моряк)

 

3. Выделение из слов-отгадок звуков Р. Рь; произнесение, характеристика звуков Р. Рь.

 4.  Д/и «Отгадай словечко»

  …ыба,  ..ак,  …ука, …ис,  …ита,  …епа

5.Д\и «Измени словечко».

Словарный материал:

лейка – рейка           печка – речка          кепка – репка

Лёва – рёва              Федька – редька      лепка – репка

6. Знакомство с буквой Р.

 1. Нахождение в кассе букв.

 2 Прописывание в воздухе.

 3. Работа с карточками. Определение правильной буквы среди зеркально написанных букв.

7. Д/и: «Найди ошибку», Вставь пропущенную букву» (по картинкам на ковролине). Определить позицию звука Р, ( Рь) в слове.

Физкультминутка «Профессии»

Повар варит кашу.              (Имитация с вращением кистей рук)

Плащ портниха шьет. (Махи руками)

Доктор лечит Надю.    (Открыть и закрыть рот, высунув язык)

Сталь кузнец кует. (Хлопки)

Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)

Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)

Что же делать будет, (Поднимание плеч)

Наша детвора?

6.Д/и «Шифровка» Дети в индивидуальных карточках по буквам и цифрам «расшифровывают» слово и выполняют звукослоговой анализ слова; составляют предложение с данным словом, схему предложения.

7. Д/и «Изографы»

1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных" в нём.

2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

3. Составление слова.

Называние букв и звуков слова - изографа.

Работа с изографом (примерные вопросы)

- Рассмотрите изограф.

- Какой предмет он напоминает?

- Составьте слово.

- Сколько звуков (букв) в этом слове?

- Назовите их по порядку

 8. Д/и «Составь предложение» (выделить и прочитать из названий картинок слоги, находящиеся в определенной позиции (первые слоги; последние слоги; слоги из середины слова) и из этих слогов составить и записать слова, а из слов – предложение. Составить схему предложения.

9 Общее расслабление.

  Развитие мелкой моторики.

  Самомассаж., упражнение на дыхание

  Упражнение для глаз.

Вечер приближается (Развести руки в стороны)

Вьюга начинается (покачать над головой руками из стороны в сторону).

Крепчает мороз (с усилием сжать кулаки)

- Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипнуть щеки и нос)

Руки стали замерзать (погладить каждый пальчик, потереть ладони).

Надо их отогревать (подышать на ладони).

Вечер приближается (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается.

Нам домой давно пора!

(ОХ ! Холодная зима!)  (потереть ладони, подышать на ладони, руки вверх – вдох; руки опустить – выдох)

10. Д/и «Нелепицы».

   Ребята, я хотела прочитать вам о профессиях, но, по-моему, автор что-то перепутал в тексте… Поможете исправить ошибки?

Слушайте внимательно!

Сапожник шьет одежду, а портной шьёт обувь.

Продавец выдает книги, а библиотекарь продёт книги.

Садовник выращивает цыплят, а птичница выращивает цветы.

Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.

Учитель лечит больного, а врач учит учеников.

11. Д/и «Подбери слова-родственники»

РЫБАК – рыбный, рыбёшка, рыбий, рыба, рыболов, рыбозавод, рыбачить, рыбачий, рыбалка, рыболовный, рыбокомбинат, рыбопродукты, рыбоохрана, рыбокоптильня, рыбачка.

11.Д/и «Четвертый лишний» (по профессиям)

          Парикмахер, цирюльник, космонавт, сварщик

12.Подведение итога занятия

РЕФЛЕКСИЯ, самооценка.

Молодцы! Вы все меня очень порадовали!  У меня сейчас - Вот такое настроение! (смеющийся смайлик).

А что вам больше всего запомнилось?

С помощью смайлика покажите свое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:Звук [а], буква А. Задачи:Коррекционно – образовательные:  - уточнить произношение звука [...

конспект логопедического занятия звук и буква [Ш]

- закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш]- определять позиции звука в словах;- формировать словообразования существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом;- развивать фоне...

Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте по теме: "Звук [а], буква А"Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно – образовательные: - знак...

конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.

Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква С и СЬ. в подготовительной группе.

Развитие мелкой моторики ,фонематического слуха. Развитие речи, обучение грамоте....

конспект логопедического занятия звук и буква Р. в подготовительной группе.

. Развитие фонематического слуха.4. Соотношение звука с буквой.5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитие...

Конспект логопедического занятия. Звук и буква "Ы"

Конспект логопедического занятия с детьми 6 - 7 лет.  Работа над фонетико - фонематическим слухом, знакомство с образом буквы....