: «Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Вожова Ирина Александровна

Логопедическое занятие для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие для детей с ТНР

Тема: «Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей)

Цели:

     коррекционно-образовательные:

- активизировать словарь по теме зимующие птицы;

- учить детей правильно образовывать имена прилагательные

  с  уменьшительно-ласкательным значением;

- учить детей составлять рассказ о птицах по представлению (из личного опыта);

       коррекционно–развивающие:

          - развивать произвольное внимание, логическое мышление,

          - развивать фонематический слух;

       коррекционнно – воспитательная:

          - воспитывать у детей любовь к птицам и бережное отношение к ним.

Оборудование: конверт с загадками, картинки зимующих и перелётных птиц, сказочные герои – Петрушка, домовёнок - Кузя.

Ход  образовательной деятельности:

  1. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Они пришли посмотреть, как вы будете сегодня заниматься.

- Давайте сейчас с вами ребята, вспомним правила речи:

Каждый день всегда, везде

                                           На занятиях, в игре

                                           Верно, чётко говорим

                                           Никуда мы не спешим.

(Дети приветствуют гостей и повторяют все вмести правило речи)

  1. Вводная часть.

(Стук, появляются сказочные герои и приносят письмо с загадками)

Логопед: Ой, ребята к нам кто- то ещё спешит. Давайте посмотрим, кто же это к нам опоздал.

Сказочные герои: Здравствуйте, дети и взрослые!

Это я – Петрушка и мой друг – домовёнок - Кузя. Извините нас, пожалуйста, что опоздали к вам на занятия.

Логопед: Ничего, проходите. А с чем ты к нам пожаловала?

Сказочные герои: Ой, чуть не забыли. Мы пришли к вам, не просто так. У нас конверт с загадками. Давайте их отгадаем.

Загадки:

Красногрудый, чернокрылый                                                                    

Любит зернышки клевать                                                                          

С первым снегом на рябине                                                                      

Он появится опять (Снегирь)                                                                        

В серой шубке перьевой

И в морозы он герой!                                                                                                                        

Назови его скорей!!!

Кто там скачет …- (Воробей )                                                                    

Над жуком короедом                                                                                    

Держит он всегда победу                                                                              

По деревьям тук да тук                                                                                  

Кто для леса верный друг?  (Дятел)

                                                                         

 Эти птички с хохолком

И красивые притом!

На рябину прилетели

Птички эти……… (Свиристели)

Меня сизокрылым                                                                                            

Все с детства зовут                                                                                              

Как символа мира                                                                                              

И любят и ждут! (Голубь)                                                                                  

Спинкою зеленовата

Животиком – желтовата!

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (Синица)                               

Как лиса среди зверей -                                                                                    

Эта птица всех хитрей!  

Прячется в зеленых кронах,                                                                                                                    

А зовут ее …. (Ворона)

 Всех я за день навещу!

Все, что знаю растрещу! (Сорока)

Маленький певец лесной

Лучше всех поет весной (Соловей)

Логопед: Ребята посмотрите внимательно на изображение. И скажите кто это?

Дети: Птицы!

Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра называется «Кто здесь лишний»

Дидактическая игра «Кто здесь лишний»

Логопед: Кто же из вас самый внимательный. Посмотрите, на все картинки. И скажите, какая же птичка здесь лишняя.

 (Дети отвечают: здесь лишняя птичка соловей, потому что это перелётная птица, а все остальные зимующие)

Логопед: А что значит зимующие и перелетные.

(Зимующие – это птицы, которые на зиму улетают в тёплые края. Перёлётные – это птицы, которые на зиму улетают в тёплые края).

Дидактическая игра «Назови ласково»

Логопед: Ребята, чтобы птички от нас не улетели, давайте назовём их ласково:

Воробей – воробушек

Синица – синичка

Снегирь – снегирёк

Ворона – воронёнок

Голубь – голубок

Сова – совенок

Глухарь – глухаренок

Куропатка - куропаточка

Чиж – чижик

Клест – клестенок

Свиристель - свиристелочка

Галка - галчонок

Дидактическая игра «Игра в слова»

Логопед: Хлопни в ладоши, услышав слово, подходящее воробью…, вороне…., синице…., дятлу….

Курлычит, маленький, бойкий, лесной, серая, ловкая, красногрудый, плавает и т.д.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Логопед: Воробей маленький, а ворона - …….(большая ответы детей)

                У синицы хвост короткий, а у сороки - …. (длинный)

                Голубь тяжелый, а воробей - …. (легкий)

                У синицы клюв тонкий, а у вороны –…. (толстый)

Дидактическая игра «Кто как разговаривает?»

(Провести линию к правильному ответу)

Ворона                                        воркует

Голубь                                        чирикает

Воробей                                      каркает

Сорока                                        тинькает

Дятел                                           стрекочет

Синичка                                      стучит

Дидактическая игра «Скажи одним словом»

У сороки белые бока, поэтому ее называют – (белобокой)

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют – (длиннохвостой)

У синицы грудка желтая, поэтому ее называют – (желтогрудкой)

У вороны черные крылья, поэтому ее называют – (чернокрылая)

  1. Пальчиковая гимнастика

Холодно и голодно птицам зимой. Как люди заботимся о птицах? (Люди заботятся о них и строят им кормушки)

И у нас с вами есть кормушка. Давайте посчитаем.

Сколько птиц в кормушке нашей.

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей.

Шесть щеглов и голубей

Дятел в пёстрых пёрышках

Всем хватило зёрнышек.

(Поочерёдно загибают пальцы рук)

  1. Основная часть.

Логопед: Вы уже много знаете о различных птицах. Сегодня мы будем составлять рассказ о зимующих птицах по представлению. Рассмотрите внимательно картинки, с изображением зимующих птиц и ответьте на вопросы:

  1. Почему этих птиц назвали зимующими?

(Этих птиц называют зимующими, потому что они не улетают в тёплые края, а зимуют с нами)

  1. Чем питаются зимующие птицы?

(Зимующие птицы питаются рябиной, хлебом, снегом и т.д)

  1. Где зимой можно увидеть зимующих птиц?

(Зимующих птиц можно увидеть на веточках деревьях, на крыше дома,  в кормушке и т.д.)

  1. Почему птицам зимой нужна помощь человека?

(Птицам нужна помощь человека, чтобы они не погибли)

  1. Как мы можем помочь зимой птицам.

Мы можем помочь птицам: защитить их от хищников, накормить их и т.д.)

Логопед: Молодцы!

А теперь все дружно встали, превратились в птиц:

  1. Физкультминутка.

                                          Птички прыгают, летают

(Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны)

                                           Птички прыгают, поют.

(Наклон вперёд, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по  коленкам)

                                           Чик – чирик, чик-чирик.

(Стоя прямо, совершать взмахи правой руки)

Птички крошки собирают

(Левой рукой)

                                            Зёрнышки клюют

(Повороты головы вправо-влево)

                                             Перышки почистили

                                             Клювики почистили.

                                             Дальше полетели

                                             И на место сели.

Логопед: А теперь нам нужно составить рассказ о зимующих птицах. Вы уже знаете, что в любом рассказе должен быть порядок. Поэтому давайте обсудим план нашего рассказа.

Устный план рассказа.

Логопед: Сначала нужно рассказать об особенностях жизни зимующих птиц.

После этого каждый из вас выберет изображение любой птички и расскажет о её внешнем виде и повадках.

Закончить нужно, рассказав о том, как люди могут помочь птицам зимой.

  1. Итог занятия.

(Логопед подводит итог занятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе  Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...

КОНСТРУКТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием плана-схемы описания птиц

Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного воспр...

Конспект занятия " Составление рассказа о зимующих птицах"

Обучающие задачи:            * расширять представление детей о зимующих птицах  (о внешнем...

Конспект Тема: Составление рассказа «Как мы играем зимой на участке» на основе личного опыта.(Подготовительная группа.)

Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних явлениях; Уточнить знания о зимних забавах; Обогащать словарь детей за счет слов-действий, слов-признаков, однокоренных слов....