Презентация на тему: Развитие речи у детей с РАС
презентация по логопедии

Романова Ольга Вячеславовна

Презентация на тему: Развитие речи у детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_razvitie_rechi_u_detey_s_ras.pptx2.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи у детей с РАС Выполнила учитель-логопед: Романова О. В.

Слайд 2

– это группа неврологических расстройств, характеризующаяся нарушением способности к установлению и поддержанию социального взаимодействия и социальной коммуникации, а также ограниченностью интересов и повторяющимися действиями ( Стереотипиями) . Расстройства аутистического спектра (РАС)

Слайд 3

В помещении, где проводится обследование не должно быть предметов, отвлекающих ребенка. Должны соблюдаться правила безопасности ребенка, т.к. многие дети с РАС импульсивны, агрессивны, двигательно беспокойны. Должен избегаться зрительный и тактильный контакт первые минуты обследования, иногда и дольше. Диагностика проводится тихим голосом, исключаются резкие движения, не используются крупные, яркие, резко звучащие игрушки . При проведении обследования детей с РАС, должны учитываться особые требования:

Слайд 4

Дети с аутизмом обычно не подчиняются речевым инструкциям и не обращают внимания на лицо говорящего. Работа по формированию речевых навыков начинается с оценки уровня актуального развития речи данного ребенка. Более пристального внимания заслуживает обследование понимания речи, а также ее коммуникативного использования (диагностика).

Слайд 5

понимание названий предметов; понимание названий действий; понимание названий качеств предметов, понятий, выражающих пространственные отношения и т.п. Если у ребенка есть собственная речь, то она обследуется одновременно с пониманием. Направленное обследование понимания речи включает в себя задания на:

Слайд 6

развитие понимания устной речи, уточнение и расширение словарного запаса, развитие лексической системности, формирование практических навыков словоизменения и словообразования, формирование диалогической формы общения, формирование умения составлять короткие рассказы по картинке, серии картинок, пересказов, рассказов-описаний, развитие артикуляторного праксиса и вызывание звуков, коррекция звуковой стороны речи. Но построение занятий для детей с РАС значительно отличается, особенно на начальном этапе обучения. Основные задачи логопедической работы с детьми с РАС сходны с задачами работы с детьми, не имеющих этого диагноза:

Слайд 7

На всех этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание общаться, чем добиться усвоения учебного материала. При установлении контактов (первые занятия) следует исключить любое давление или нажим и даже прямое обращение к ребенку во избежание неприятных для него ситуаций, педагог находится рядом, при возможности включаясь в игру, комментируя действия или играя параллельно рядом. Работу по формированию у ребенка потребности в общении нельзя форсировать, она может быть длительной. Усложнять формы контактов можно только в том случае, если у ребенка появятся положительные эмоции при общении со взрослыми и потребность в контактах с ними. Это усложнение происходит постепенно, с опорой на уже сформировавшиеся стереотипы взаимодействий с людьми.

Слайд 8

Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай » и «Покажи»). Эти инструкции необходимы для обучения пониманию названий предметов. Все слова, пониманию которых ребенок научится в учебной, несколько искусственной ситуации, должны употребляться в контексте повседневной жизни ребенка. Способы процесса переноса навыка обговариваются с родителями. Обучение выполнению инструкций проводится: а) на простых движения, б) с предметами, в) по картинкам . На начальном этапе при выполнении инструкций необходима помощь педагога («рука в руке», жест, направление движения).

Слайд 9

Выбирается один предмет, пониманию названия которого будет обучаться ребенок. Этот предмет должен соответствовать двум характеристикам: часто встречаться в быту; форма и размер должны быть такими, чтобы ребенок мог взять этот предмет рукой. После того, как ребенок уже дает предмет по инструкции, учат отличать этот предмет от других, не похожих на него . Помещают на стол два предмета - причем они должны находиться на равном расстоянии от ребенка. Когда ребенок безошибочно дает по инструкции данный предмет из 5-6 альтернативных , можно переходить к изучению второго слова. Обучение выполнению инструкции «Дай»

Слайд 10

происходит таким же образом, как и инструкции "Дай". Некоторые дети долго не научаются правильно складывать пальцы для формирования указательного жеста (указательный палец вытянут, остальные - сложены). В некоторых случаях на начальных этапах обучения возможно прикосновение кисти руки к предмету. В то же время проводится дополнительное обучение формированию указательного жеста. Обучение выполнению инструкции «Покажи»

Слайд 11

Подбирают картинки, на которых изображены люди (на начальных этапах обучения не стоит использовать изображения животных), совершающие простые действия. В начале лучше использовать те действия, которые ребенок уже умеет выполнять по инструкции (например, "пьет", "сидит", "рисует", "спит", "ест"). Каждый из людей, действующих на фотографиях (картинках), должен выполнять несколько действий. Например , если используются фотографии мамы, то она должна и пить, и спать, и рисовать, и т.д.. Тогда при выборе между несколькими действиями ребенок будет ориентироваться именно на действие, а не на субъект этого действия. Обучение пониманию действий по картинкам

Слайд 12

Как замена взгляда «глаза в глаза», сначала вырабатывается фиксация взора на картинке, или интересующую вещь ребёнка, имеющую для него большое значение в данный момент ( например любимый брелок или игрушку) которую педагог держит на уровне своих глаз. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу . Когда это происходит, вещь отдают ребёнку. Добавляется инструкция «Посмотри на меня ». Постепенно время фиксации взора на предъявляемом материале будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. Установление зрительного контакта Формирование начальных коммуникативных навыков

Слайд 13

Формирование навыков экспрессивной речи начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям. Навык подражания движениям является одним из первых при обучении, и к началу обучения речевым навыкам ребенок уже должен уметь повторять за взрослым простые движения в ответ на инструкцию «Делай так» или «Повторяй за мной». Главная задача — установление контроля над подражанием. Имитация основных движений : Сидя напротив ребенка, добиваемся внимания. Предъявляем инструкцию: «Делай так» или «Сделай это», одновременно демонстрируем движение. Постепенно помогаем все меньше (показ движения, подталкивание его рук на движение, подсказка жестом): похлопай по животу, потри руками, подними руки вверх, дай руку, хлопай в ладоши и др. На этих инструкциях мы приучаем ребенка действовать по подражанию, далее работа будет вестись на более мелких движениях (тонкая моторика, речь). Обучение экспрессивной речи:

Слайд 14

указать на части тела, разжимать и сжимать кулаки, постучать указательным пальцем, выставить указательные пальцы и т.д. Постепенно выполняется действие по словесной инструкции. - Имитация мелких и точных движений:

Слайд 15

открой рот, покажи язык, упри язык в верхние зубы, сложи губы в трубочку, надуй щеки, подуй и т.д. Данные движения формируем аналогично предыдущим: инструкция “посмотри на меня”, показ ребенку движения, затем логопед включает пассивную гимнастику, сам прилагает механическую помощь, если ребенок не подражает действию (например: тянет нижнюю челюсть ребенка вниз, чтобы тот открыл рот). Мы учим ребенка артикуляции ради имитации речи, сопровождаем движения звуками. При показе движений используем зеркало, ребенок смотрит сразу и на педагога и в зеркало. - Имитация артикуляционных движений:

Слайд 16

Перспектива постановки и вызова звука по показу (зрительному образцу) проводится сразу после усвоения ребенком вербальных движений. Начинается работа с попытки вызвать звук любыми способами. Таким образом, развитие речи ребёнка с синдромом раннего детского аутизма - это длительный, трудоёмкий и планомерный процесс. Дальнейшие занятия строятся таким образом, чтобы продолжить развитие речи ребёнка, и аналогичны логопедической работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, но для успешной работы особое внимание уделяется уменьшению эхолаличной речи, которая не позволяет ребенку вступать в полноценное речевое общение, и формированию навыка ведения диалога. - Произнесение звуков речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: «Развитие речи детей от 2 до 3 лет»

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка....

Презентация на тему: развитие речи для детей 4-5 лет

уточнить и активизировать в речи обобщающие понятие «Мебель»; формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, правильно употреблять существительные в имени...

Проект - презентация на тему :Развитие речи детей 2 гр. раннего возраста с использованием форм малого фольклора"-

Ранний дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития - всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической....

Презентация на тему: Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры...

Презентация на тему "Развитие речи детей раннего возраста"

Презентация на тему "Развитие речи детей раннего возраста"...

Презентация на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения - начинает...