Артикуляционная гимнастика
картотека по логопедии (старшая группа)
Представлен комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р, Ш,Ж, С, Л, а также веселые сказки о Язычке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Артикуяционная гимнастика для выработки правильного произношения звуков [Л], [Л']
Наказать непослушный язычок.
Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Пароход гудит.
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).
Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет).
Качели.
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Лошадка.
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Дует ветерок.
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
«Гармошка»
Цель: укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [С], [С'], [З], [З'], [Ц]
«Лепешка»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя…. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. . Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
«Сделать язык широким»
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Лепешка».
«Почистим зубы»
Цель: научить удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх, затем сверху вниз. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая языком из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
«Кошка сердится»
Цель: отрабатывать умение выгибать спинку языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу, потом опустить кончик языка к основанию нижних резцов, выгнуть язык. Язык не должен высовываться изо рта, когда он выгнут. Следить, чтобы язык не просто лежал ровно во рту, а был поднят в средней его части. Следить, чтобы язык был широким.
«Прятки»
Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, положить широкий кончик языка на нижние зубы и удерживать так под счет до 3-х, затем опустить кончик языка к основанию нижних резцов и удерживать так под счет до 3-х. Повторить упражнение 7 раз. Следить, чтобы язык лежал не на нижней губе, а на кончиках нижних зубов. Следить, чтобы передний край языка был прижат к передним резцам с внутренней стороны, когда язык прячется за зубы.
«Язык перешагивает через зубы»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Описание: Рот открыт, губы в улыбке. Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
«Качели»
Цель: развивать подвижность, гибкость, дифференцированность движений кончика языка.
Описание: широкий язык поднять к верхней губе, опустить к нижней; широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними; широкий язык поднять к верхним зубам и опустить к нижним.
Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была подвижна, губы не закрывали зубы.
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для звуков [Р], [Р']
«Заборчик».
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать под счет до 5. Обращаем внимание на положение верхних и нижних зубных рядов: при правильном прикусе верхние зубы слегка перекрывают нижние.
«Трубочка».
Зубы сомкнуты, губы вытянуть вперед — «трубочкой». Зубы не размыкать. Удерживать под счет до 5.
«Вкусное варенье».
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш .
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
«Почистить верхние зубы».
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
«Лошадки».
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
«Маляр».
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
«Грибок».
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку).
«Гармошка»
Цель: укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
«Барабан»
Цель: отрабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).
Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.
«Комар»
Цель:отрабатывать позицию языка при произношении звука [З].
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков [Ш], [Щ], [Ж], [Ч]
«Улыбка – Трубочка» Цель: развитие подвижности губ. Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз. Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
«Футбол» Цель: развитие направленной воздушной струи. Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота». Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.
«Чистим зубки» Цель: для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка. Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
«Грибок» Цель: вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.
«Вкусное варенье» Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш. Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Внимание: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.
«Чашечка» Цель: вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд. Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.
«Лошадка» Цель: укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх. Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх. |
Предварительный просмотр:
Рекомендуемая литература по теме «Артикуляционная гимнастика»
- Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Бардышева Т.Ю. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. – М.: Карапуз, 2005.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика / Т.В. Буденная. – СПб.: Детство-пресс, 2009.
- Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет / Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. – СПб.: Литера, 2004.
- Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Гном и Д, 2005.
- Косинова Е. Артикуляционная гимнастика / Е. Косинова. – М.: Эксмо, 2007.
- Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)/ В. Костыгина. – М.: Карапуз, 2007.
- Краузе Е. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика / Е. Краузе. – СПб.: Корона-Принт, 2007.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках / Т.А. Куликовская. – М.: Гном и Д, 2007.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках / Т.А. Куликовская. – М.: Гном и Д, 2008.
- Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-пресс, 2010.
- Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции / О.А. Новиковская. – М.: АСТ, 2010.
- Новиковская О.А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников / О.А. Новиковская. – М.: АСТ: Сова: ВКТ, 2011.
- Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: Каро, 2009.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика / Е.А. Пожиленко. – СПб.: КАРО, 2007.
- Светлова И. Домашний логопед / И. Светлова. – М.: Эксмо, 2006.
Предварительный просмотр:
Сказка о веселом Язычке
Цель: развивать гибкость языка, учить удерживать артикуляционную позу в течение заданного времени, преодолевать пассивность органов артикуляции.
Описание: взрослый предлагает ребенку послушать сказку о веселом Язычке:
«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь - это губы. Давай откроем ее (упражнение «Лягушки»: растянуть губы и удержать под счет до 5).
Вторая дверь - зубы. Откроем и ее (упражнение «Окошко»: открыть рот и удержать под счет до 5).
Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка - твоя губа (упражнение «Лопаточка»: высунуть широкий язык и удержать под счет до 5).
Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»: высунуть узкий язык и удержать под счет до 5).
Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»: ритмично двигать языком слева направо). Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели: ритмично двигать языком вверх вниз»).
Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение «Лошадка»: улыбнуться, ритмично щелкать языком.).
Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Лягушки»: улыбнуться, обнажив зубы), а затем и первую - губы (сомкнуть губы)».
Каждое упражнение повторяется 2-3раза.
Чистоговорки
Цель: закреплять правильное произношение гласных звуков; учить договаривать предложение, подбирая слова по смыслу.
Описание: взрослый просит ребенка повторить чистоговорки.
А-А-А – мы видели кота А-А-А – шире ротик, детвора А-А-А – у меня болит нога Я-Я-Я – вот ползет змея О-О-О – открыли мы окно О-О-О – я надел пальто О-О-О – мне тепло И-И-И – ротик к ушкам растяни И-И-И – хорошо сиди И-И-И – песенку тяни | Ё-Ё-Ё – купили мы ружьё У-У-У – белка на суку У-У-У – губы хоботком тяну У-У-У – дай трубу У-У-У – всех детей зову Ю-Ю-Ю – песенку пою.. Ю-Ю-Ю- маму я люблю |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...