Инновационные приемы работы в логопедической практике
методическая разработка по логопедии

В современном мире инновационные технологии применяются повсюду. И их применение в работе учителя-логопеда не стало исключением. В данной методической разработке представлены некоторые виды инновационных приемов, позволяющие добиться более продуктивной работы с детьми с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_priemy_raboty_v_logopedicheskoy_praktike.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные приемы работы в логопедической практике

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Методика, используемая на занятиях по обучению грамоте – «Алфавит телодвижений», разработанный С.И. Веневцевым. Она состоит из 33-х двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают ту или иную букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Такое совместное движение руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику. Еще один аргумент в пользу биоэнергопластики – положительные структурные изменения в организме, в результате которой улучшаются внимание, память и речь.

Важным этапом работы с речевыми нарушениями дошкольников является постановка правильного дыхания, так как именно правильное дыхание и четкая артикуляция – основа развития правильной речи. Для постановки правильного дыхания можно использовать дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой.

Использование в коррекционной работе приемов песочной игро-терапии, которые предложены Т.Д. Зинкович-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко «Практикум по креативной терапии». Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние гипервозбудимых, склонных к агрессии детей. Применение в коррекционной работе игр с песком позволяет естественным образом будить фантазию детей, развивать воображение, побуждать к творчеству, при этом дети чувствуют себя более успешными.

Для применения в коррекционной работе приемов работы с песком необходимо наличие ящиков, на одну треть заполненных просеянным и прокаленным песком, наборы мелких игрушек, изображающих животных, людей, растения, транспорт, предметы быта.  Для проведения игр на закрепление буквенных изображений необходимо иметь наборы пластмассовых или деревянных букв.

Упражнение «Проложи дорожку»

При знакомстве со звуками дети отыскивают фигурки, спрятанные в песке, называют их и определяют звук, имеющийся в каждом слове. Можно организовать поиск слов с определенной позицией звука в слове, с определенным количеством слогов.

Использовать песок эффективно с целью закрепления буквенных обозначений. Дети отыскивают в песке буквы и на ощупь угадывают их (вариант игры «Чудесный мешочек»). На поверхности песка дети могут лепить буквы, сгребая его ребрами ладоней, а затем преобразовывать одну букву в другую. Слова на песке можно писать сначала пальчиками, потом палочкой, держа ее как ручку. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок.

Упражнение «Город одного звука»

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить рассказ об этом городе и его жителях.

        

        Упражнение «Мой клад»

Ребенок зарывает в песок предмет и дает характеристику звукового и слогового состава слова. Когда другие дети отгадывают, дает инструкции, как найти спрятанную вещь, словами «правее», «левее», «прямо» и т.д.

Упражнение «Собери слово»

  1. На поверхности песка размещены несколько фигурок. Ребенку нужно по заданию логопеда начертить на поверхности песка дорожку, которая должна соединить слова, начинающиеся на один звук, или имеющие одинаковое количество слогов.
  2. На поверхности песка в определенной последовательности логопедом размещены фигурки. Ребенок, объезжая их на грузовике «загружает» в кузов первые звуки слов, а после прохождения всего пути соединяет эти звуки в слово.

Мимические упражнения

Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но, например, детям с дизартрией они мало доступны.

Движения сопровождаются речью:

Спи, глазок, спи, другой.

Спите сразу, оба глаза.

Правый глаз, просыпайся!

Левый глаз, просыпайся!

  • дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею. На занятиях следует чаще использовать мимические упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние - печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, усталость, бодрость, озабоченность, спокойствие, виноватость, смущенность и др. Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.)

Схема зрительно-двигательных траекторий (“Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики”) позволяет также снять напряжение и расслабить мышцы глаз.

Объем двигательной активности дополняем проведением дифференцированных физминуток, подвижных игр, минуток настроения; пальчиковой гимнастики; упражнениями психологической саморегуляции – релаксации; упражнениями для профилактики плоскостопия; некоторыми приемами самомассажа (точечный массаж); дыхательной гимнастики.

Пальчиковая гимнастика – позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Например:

Мышка мыла – мыла лапку:

(массаж

каждый  пальчик  по-порядку

пальцев

Вот

намылила

большой,

поочередно)

Сполоснув

его

водой.

Не

забыла

и

указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний   мылила

усердно-

Самый грязный был, наверно.

Безымянный  терла  пастой,-

Кожа

сразу

стала

красной.

А  мизинчик  быстро  мыла-

Очень он боялся мыла!

Дыхательная гимнастика– ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо– эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Упражнение «Гудок паровоза»

Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком “у” (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 раз. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный.

Упражнение «Полет самолета»

Дети-самолеты “летают” произнося звук “У”. При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.

Игровая гимнастика (логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у дошкольников, их успокоения во время занятий, либо после их окончания проводится мышечная релаксация.

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные приемы работы в логопедической практике

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....

Использование инновационных приемов и методов логопедической работы

Инновационные процессы – на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка. ...

Современные приемы работы в логопедической практике

Биоэнергопластика, песочная терапия...

Использование инновационных приемов и методов логопедической работы в условиях детского сада комбинированного вида.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развит...

Использование инновационных приемов и методов логопедической работы в условиях детского сада комбинированного вида.

В настоящее время в своей работе каждый учитель-логопед использует инновационные технологии с детьми с ОВЗ. Потому что владеть инновационными технологиями это очень важно в современной педагогике...

Инновационные приемы работы в логопедической практике

Инновационные приемы работы в логопедической практике         Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развиваю...