Картотека дидактических игр на развитие фонематического слуха
картотека по логопедии

Валентина Николаевна Гиматдинова

Картотека дидактических игр на развитие фонематического слуха

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Подготовила воспитатель Гиматдинова В.Н.

«Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.

 «Узнай по звуку»

На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

«Звучащая посуда»

Цель: определить звучание посуды, развивать слуховой аппарат.

Ход игры:

Воспитатель демонстрирует различные звуки: стук чайной ложечки по стеклянному стакану, палочкой по фарфоровой кружке, по пластмассовой кружке, по деревянной плошке. Затем те же звуки повторяет, но в другой последовательности (ребенок не должен видеть действия). Потом ребенок определяет, по какому предмету ударяет воспитатель.

 «Шумящие бочоночки»

Цель: развитие умения различать неречевые звуки.

Шумящие бочоночки

Вместо бочоночков можно использовать футляры от фотоплёнки, «киндер-яйца» или спичечные коробки. Наполните их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. Можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и так далее.

Ребёнок по звучанию должен догадаться, что внутри бочоночка. Можно сделать пары бочонков с одинаковым наполнением: ребенку предлагается найти бочоночки, которые звучат одинаково.

 «Скажи, что ты слышишь? »

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма).

Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

«Близко – далеко».

 Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

«Найди свой кармашек»

Цель: различение слов со сходными по звучанию звуками.

Пары кармашков со сходными звуками

На игровом поле пары кармашков со сходными звуками (например: т – д, с – сь, з – ж, л – р и так далее). Ребёнку предлагаются картинки с заданными звуками в начале слова, ему нужно «расселить» картинки по кармашкам.

Группа игр на развитие фонематического анализа и синтеза.

Дидактическая игра «Рассели жильцов»

Цель: определение количества слогов в слове.

Дидактическая игра Рассели жильцов

Ребёнку предлагается четыре домика с разным количеством окон. В домик с одним окном нужно поселить жильца в названии, которого один слог, в домик с двумя окнами – с двумя слогами, в домик с тремя окнами – с тремя слогами, в домик с четырьмя окнами – с четырьмя слогами.

Дидактическая игра «Грибок»

Цель: определение места звука в слове.

определение места звука в слове

         На грибок наклеиваются три квадрата, ребёнку предлагается набор картинок с заданным звуком. Необходимо найти этот звук в словах. Если звук в начале слова, то ребёнок фишку ставит в первый квадрат, если в середине — во второй квадрат, если в конце – в третий квадрат. Например, ищем звук Л в словах Лампа, Палка, Стул.

Дидактическая игра «Засели звук в домик»

Цель: определение места звука в слове.

Оборудование : В окошке домика натянута нитка, в неё вставлена пуговка. По примеру предыдущей игры, пуговка движется в зависимости от положения звука (начало – середина – конец слова).

Группа игра, направленных на развитие фонематического восприятия.

Дидактическая игра «Звуковой жучок»

Цель: различение звуков по твёрдости — мягкости.

Ребёнку предлагается игрушка – жук. Спина у него наполовину зелёная, наполовину – синяя. На синюю половину нужно наклеить картинки в которых заданный звук твёрдый, а на зелёную картинки, в которых – мягкий. На примере звуков Р и Рь. Гармонь: Р – твёрдый, на синюю половинку; орех: Рь – мягкий, на зелёную половину. И так далее.

Дидактическая игра «Сажаем цветы в клумбу»

Цель: звуковой анализ слова.

Дидактическая игра на звуковой анализ слова

         Ребёнку даётся слово, он должен сделать звуковой анализ. Если звук согласный твёрдый, то ребенок пристёгивает синий цветок, если согласный мягкий – зелёный цветок, если гласный – красный цветок.

Дидактическая игра «Найди слово»

Цель: составление слов по первым буквам картинок.

Ребёнку даётся карточка с картинками, он из первых звуков составляет слово.

«Речевое лото»

Цель: Учить определять картинку на заданный звук.  Учить определять место заданного звука в слове. Учить определять первый звук в слове и закрывать картинку буквой соответствующей этому звуку.

Оборудование: карточки с изображением 6 предметов, фишки, буквы.

Описание игры:

1. Детям раздаются карточки с картинками и фишки.

Логопед называет звук, дети должны найти картинку с заданным звуком и положить на неё фишку.

2. Детям раздаются карточки с картинками и фишки.

Логопед называет звук, дети должны найти картинку с заданным звуком и определить, где стоит заданный звук (начало, середина, конец слова).

3. Дети должны определить первый звук в слове и закрыть картинку

буквой, обозначающей этот звук.

«Чудо-дерево»

Цель: Учить определять картинку на заданный звук. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Оборудование: силуэт дерева, картинки.

Описание игры: Детям предлагается украсить дерево картинками, в названии  которых имеется соответствующий звук.

«Какой первый звук?».

Цель: Учить выделять первый звук в слове. Соотносить звук с буквой.

Оборудование: карточки с картинками, буквы.

Описание игры:

Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся на разные звуки и соответствующие буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.

«Весёлый поезд»

Цель: Учить отбирать картинки на заданный звук.

Оборудование: Картинка с изображением вагона картинки с изображением предметов.

Описание игры: Перед детьми располагается поезд с паровозом и  вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры. Детям даётся задание, посадить в поезд только тех пассажиров, в названии которых есть заданный звук.

DSC06274

 «Ромашка»

Цель: Учить отбирать картинки с заданным звуком. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).  Учить дифференцировать смешиваемые звуки.

Оборудование: лепестки с изображением различных предметов, кружки с буквами.

Описание игры: Детям раздаются кружки с буквами, и даётся задание подобрать лепестки с заданным звуком и разложить их вокруг кружка с буквой. Затем назвать каждую картинку и определить место звука в слове.

DSC06171

«Телевизор».

          Цель: Автоматизация звуков (с), (ш), (р), (л). Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: «телевизор» и ленты с картинками предметов (для просмотра в телевизоре).

Описание игры:

На экране телевизора появляются изображения разных предметов.

Дети называют то, что изображено на картинке и определяют место звука в слове.

«Кто больше?»

Цель:  Учить находить на картинке слова с заданным звуком.  

Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены предметы

с заданным звуком, фишки.

Описание игры:  Детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. Детям требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в середине, в конце). За каждое правильно названное слово даётся фишка. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.

«Собери букет».

Цель: Учить отбирать картинки на заданный звук, определять место звука в слове. Оборудование: большие карты с рисунком вазы и стебельков, цветы с наклеенными на них картинками.

Описание игры: Ребёнку даётся большая карта с рисунком вазы и предлагается собрать букет цветов на заданный звук. После того как задание будет выполнено, ребёнок называет картинки и определяет место звука в слове.

DSC06178

«Рыболовы».

Цель: Автоматизация звуков (с), (ш), (р), (л). Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: рыбки с картинками, удочка, аквариум.

Описание игры: В «аквариум» опускаются рыбки. Ребёнок удочкой вылавливает рыбок, называет то, что нарисовано на картинке и определяет место звука в слове.

«Угадай-ка»

Цель: Учить выделять первые звуки в словах и из выделенных звуков составлять новые слова.

Оборудование: карточки с картинками.

Описание игры: Ребёнку даётся карточка, на которой нарисовано несколько предметных картинок, нужно определить первый звук в слове и из выделенных звуков составить новое слово.

«Найди картинку».

Цель: Учить определять первый звук в слове. Соотносить звук с образом буквы.

Оборудование: карточки, разделённые на три части, на одной из частей нарисован предмет, другая пустая, картинки, буквы.

Описание игры: Детям раздаются карточки с картинками. Они должны назвать предмет, определить первый звук в его названии, найти соответствующую букву и положить её между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку.

DSC06184

«Светофор».

Цель: Учить определять место заданного звука в слове.

Оборудование: Полоски, разделённые на три части и раскрашенные в красный, жёлтый и зелёный цвет, фишки.

Описание игры: Полоска, разделённая на три части: левая часть – красного цвета, средняя часть – жёлтого цвета, а правая часть – зелёного. Если звук стоит в начале слова, то ребёнок ставит фишку на красную полоску. Если звук стоит в середине слова, то фишка ставится на жёлтую полоску. А если звук стоит в конце слова, то фишка ставится на полоску зелёного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр на развитие фонематического слуха и восприятия

В данной картотеке представлены дидактические игры, направленные на развитие фонматического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ (для детей средней группы) ...

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия

Картотека дидактических игрдля развития фонематического слуха и восприятия...

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия

Игра "Волшебный мешочек".Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на вербальном уровне.Оборудование: "волшебный" мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых...

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия

Процесс развития фонематического слуха у детей индивидуальный. Бывает, что ребенок начинает прекрасно улавливать звуки и говорить в 1,5–2 года. Но чаще активное формирование...

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия

Речевое дыхание нужно для ребёнка, для того чтобы выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний....