Консультация для родителей "Что такое ТНР? Основные компоненты речи. Игры для развития связной речи"
консультация

Прохорова Наталья Павловна

         Речь – это сложная функция, присущая только человеку. Для людей речь имеет огромное значение: она позволяет не только общаться друг с другом, но и передавать знания, а также регулировать поведение. Без достаточного уровня развития речи невозможна полноценная жизнь человека.

Речевая функция – это результат сложной работы клеток головного мозга, разных его отделов и структур.

Речь состоит из нескольких компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. Нарушаться может один, несколько или все компоненты речи. В зависимости от этого и картина речевых нарушений будет разная. Термин «ТНР» (тяжёлые нарушения речи) означает, что у ребёнка выявлено недоразвитие  всех компонентов речи.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_svyaznoy_rechi.docx596.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как помочь детям с речевыми нарушениями?»

Составила: учитель-логопед МАДОУ «Д/с № 26»

10. 11. 2016 г.

         Речь – это сложная функция, присущая только человеку. Для людей речь имеет огромное значение: она позволяет не только общаться друг с другом, но и передавать знания, а также регулировать поведение. Без достаточного уровня развития речи невозможна полноценная жизнь человека.

Речевая функция – это результат сложной работы клеток головного мозга, разных его отделов и структур.

Речь состоит из нескольких компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. Нарушаться может один, несколько или все компоненты речи. В зависимости от этого и картина речевых нарушений будет разная. Термин «ТНР» (тяжёлые нарушения речи) означает, что у ребёнка выявлено недоразвитие  всех компонентов речи.

Основные компоненты речи:

1. Понимание речи.

Бытовой уровень - понимание смысла слов: Что это? Кто это? Где конь? Где дом? Где дым? и т.п.

       Взрослый говорит ребёнку: «Принеси большой красный мяч», а ребёнок не выполняет эту просьбу или выполняет неправильно. Взрослый сердится, обзывает малыша бестолковым или ….., а, оказывается, кроха просто не знает, что это такое «красный», или «большой», или «мяч»… . Что делать? Оречевлять всё, что видите вокруг: называть предметы, действия, свойства предметов и добиваться понимания этого ребёнком. Как? Показываете и называете предмет, а ещё лучше даёте ребёнку подействовать с ним, если это возможно. Просите ребёнка показать (принести) тот предмет, который вы показали и назвали. Затем просите показать этот предмет среди других предметов. И только после нескольких таких действий просите назвать этот предмет. Ребёнок видит предмет, действует с ним и связывает его в своём сознании с определённым звукокомплексом – так и учится понимать речь.

       Двуязычие – если ребёнку предъявляется сразу два и более языка для общения, может произойти сбой формирования понимания речи  - сейчас ему сказали: «Это стол», а через некоторое время  – «Прэнтаболт» или как-то ещё, у него возникает несостыковка зрительного и слухового восприятия – а что же это на самом деле? В результате он может заговорить на смеси языков, вообще не заговорить, т.к. он не сможет понять речь или он может «выдумать» свой язык. Что делать? Учить ребёнка нескольким языкам одновременно можно, но необходимо разграничить эти языки в сознании ребёнка или по времени, или носителей языка.

Образный уровень – это понимание отвлечённых понятий (добро, радость, покой, горе, …), пространственных, а также временных отношений. Понятие времени и для взрослого сложно, а для ребёнка  - тем более. Чтобы освоиться во времени, люди «овеществили» его – придумали календарь и часы.

Логический уровень – становится возможным понимание скрытого смысла, слов в переносном значении, например: «часы идут», «золотое сердце», а также становится доступным отгадывание загадок, понимание небылиц и шуток.

Анализ чистоговорки: «Ослик был сегодня зол, -

                                        Он узнал, что он осёл».

Вывод: Если ребёнок не в полном объёме понимает обращённую речь, его самостоятельная речь тоже будет развиваться с отклонениями.

Все слова, которые человек понимает: точно, понимает приблизительно или только догадывается об их значении, даже если их в речи не употребляет – это пассивный словарь.

2. Активный словарь – тот диапазон пассивного словаря, которым человек пользуется для коммуникации.

а) части речи: это запас существительных, прилагательных, глаголов и т.п. Давайте проверим наш пассивный словарь. Приз получит тот, кто скажет последнее слово.

Имена существительные: - Назовите транспорт.

Глаголы: - Вода – что делает? (Вода во всех видах – река, ручей, море, капля, но не газ и не лёд).

Имена прилагательные: – Снег какой?

(Родители называют слова, за каждое крайнее в каждом задании получают фишку или приз).

Однокоренные слова – подберите слова-родственники к слову «снег»:

                                   H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 однок сл 3\однок сл 3 001.jpg

H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 однок слова\однок слова 001.jpgH:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 однок слова\однок слова 001.jpgH:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 однок сл 2\однок сл 2 001.jpgH:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 однок сл 3\однок сл 3 001.jpgH:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 однок сл 2\однок сл 2 001.jpg

   

H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 многозн\многозн 001.jpg

Многозначные слова:

                                                                                 Слово «посадить» - «Кого, что куда

                                                                                   посадим?»

б) грамматика – согласование слов во фразе и предложении. Грамматическое построение русского языка довольно сложное: есть категории рода, числа, падежа, склонения, спряжения, суффиксы, окончания, приставки, предлоги, сложение корней слов и т.п. Освоить всё это сложно, и возможно только в процессе практического использования, т.е., только если ребёнок ГОВОРИТ!

Существует множество специально придуманных игр и игровых упражнений, помогающих детям освоить грамматические категории. Например: для освоения предлогов: игра: «Синичка», игра «Курочка с цыплятами».  –  показ.H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 предлоги 1\предлоги 1 001.jpg

                                                                                          фигурка Синички подвижная.

                                                                                                         - Куда села синичка? (на  

                                                                                                          дерево, около берёзы, за

                                                                                                          берёзу, на пенёк, на куст ….)

H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 предлоги 2\предлоги 2 001.jpg

Составление и «чтение» предложений по схемам: «Чашка стоит на столе» и т.д.

                                                              H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 притяж прил\притяж прил 001.jpg

                                                               Или для упражнения в образовании

                                                               притяжательных прилагательных –

                                                               игра «Медвежьи шахматы» - показ.

                                                                    - Чьи уши, лапы (ноги),

                                                                    Шерсть, хвост?

                                                                    - Где медвежьи уши?

H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 иноплан\иноплан 001.jpgДля упражнения в склонении имён существительных в родительном падеже можно использовать игру «Один – много». Это инопланетян. Чем он отличается от человека? У него много (чего?) … (ушей, носов, ртов, зубов…)

в) связная речь. Это очень сложный вид деятельности для дошкольников. Даже дети без нарушений с трудом могут рассказывать и пересказывать, а дети с нарушениями речи без специального обучения зачастую не могут этими умениями овладеть.

Связная речь делится на: письменную и устную. Устная речь делится на диалогическую и монологическую. Монологическая речь делится на объяснительную и повествовательную, бывает прозаической и поэтической.

Объяснительная речь – давайте на примере: Кто здесь лишний и почему? (игра «Четвёртый лишний) – несколько вариантов ответов.

                                                                H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 четв лишний\четв лишний 001.jpg

                                                                  «Лишний – заяц, потому что он не хищник,

                                                                  а все остальные –хищные животные».

                                                                  «Лишний – олень, потому что у него есть рога

                                                                  а у всех остальных - нет».

Повествовательная речь – рассказывание и пересказ. Помочь ребёнку научиться рассказывать можно с помощью планов. Планы могут быть разными: рисуночными, картинно-графическими, графическими и т.п.

H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 линейн рас\линейн рас 001.jpgПоказ нескольких видов планов – описательный рассказ, рассказ по серии картинок, линейный рассказ.

Линейный рассказ:

 «Летел по небу лебедь. Лебедь уронил белое пёрышко. Белое пёрышко упало на нос зайцу. Заяц подумал, что это снежинка. Если это снежинка, значит, скоро наступит зима. А если наступит зима, нужно менять шубу. И поменял заяц свою серую шубку на белую».

H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 описан 1\описан 1 001.jpg

Описательный рассказ:

                                                                                                        «Это яблоко. Оно

                                                                                                          жёлтое, круглое,

                                                                                                          большое, сладкое,

                                                                                                          ароматное. Растёт в

                                                                                                          саду на яблоне. Из яблок

                                                                                                          можно сделать сок,

                                                                                                          сварить компот,

                                                                                                          варенье, испечь пирог с

                                                                                                          яблоками.»

«Осень»

H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 осень схема 1\осень схема 1 001.jpg    H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 осень описан 2\осень описан 2 001.jpg

H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 граница 1\граница 1 001.jpg

Рассказ по серии картинок: «Граница на замке»H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 граница 3\граница 3 001.jpg

H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 граница 2\граница 2 001.jpg

        Иллюстрации в книгах тоже могут быть неплохими планами для пересказа.

        Отдельно я хотела бы поговорить о стихотворениях. Детям с нарушениями речи заучивание стихотворений практически недоступно. Мало того, что стихи написаны сложным для понимания образным языком, запомнить их надо точно и последовательно, так ещё и слова в них переставлять нельзя! Как помочь в этой ситуации? Так же – рисовать! Рисовать стихотворение. Как? Показываю. (Показ с одновременным проговариванием стихотворения «Космонавт» и чистоговорки «Кошка в окошке шапку шьёт…).

H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 кошка в окошке\кошка в окошке 001.jpgH:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 кошка в окошке\кошка в окошке 001.jpgH:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 кошка в окошке\кошка в окошке 001.jpgH:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 кошка в окошке\кошка в окошке 001.jpg    H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 мышка в сапож\мышка в сапож 001.jpgH:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 мышка в сапож\мышка в сапож 001.jpgH:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 мышка в сапож\мышка в сапож 001.jpgH:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 мышка в сапож\мышка в сапож 001.jpg

«Кошка в окошке шапку шьёт,      Мышка в сапожках избушку метёт».

H:\консультации для родителей\для Центра родителям 16 г\картинки презентация\2016-11-10 стих схема\стих схема 001.jpg

Стихотворение «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят.

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на Землю вниз глядит…

Сверху видит он поля,

Реки, горы и моря…

Видит он весь шар земной, -

Шар земной – наш дом родной!

Ребёнок сможет запомнить и рассказать стихотворение только в том случае, если поймёт в нём каждое слово!

Слово – основная единица языка и речи.

Следующий компонент речи – слоговая структура слова – это умение последовательно произносить звуки в слове. В той или иной мере нарушения слоговой структуры слова характерны для всех детей, имеющих тяжёлые нарушения речи. Можно сказать, что такие нарушения являются диагностическим показателем недоразвития речи. Это могут быть: пропуски звуков и слогов, перестановки звуков и слогов, замены одних звуков другими, и разные сочетания этих нарушений.

Что делать? Помочь ребёнку можно, но для этого у него должен быть достаточный уровень развития слухового внимания и контроля за своим произношением.

Показ работы с помощью фишек - слово «радуга»:

Если ребёнок не слышит своего произношения, можно «перевести» слоговую схему слова в зрительные образы. Например, каждый слог какого-то слова обозначить цветными фишками (это могут быть карандаши, пробки, пуговицы и т.п.), которые взрослый раскладывает на столе слева направо и в медленном темпе проговаривает вместе с  ребёнком по очереди: «ра», «ду», «га». Повторять нужно до тех пор, пока ребёнок не запомнит, какая фишка как «называется». Затем темп постепенно увеличивается, и таким образом малыш сможет проговорить слово «радуга», не перепутав слогов. Повторять такое упражнение нужно до тех пор, пока ребёнок не начнёт уверенно проговаривать слово без зрительной опоры, т. е., под контролем своего слуха. Вместо фишек можно пользоваться собственными пальцами, нарисовав на подушечках какие-либо знаки (или буквы). Таким же образом можно помочь и при других проблемах – пропусках согласных при стечении в слове («пингвин»), и при перестановке слогов в слове («мотолок», «сеевик», «кошоладка»).

          Очень часто наблюдается такое нарушение, как перестановка звуков в слове. Например, слово «птица». Это классический пример нарушения слоговой структуры слова. Корни проблемы те же, т.е.,  недоразвитие фонематического восприятия. В этом случае опять помогут картинки. Каждый звук можно с чем-нибудь сравнить. «Ж-ж-ж» - жук жужжит, «С-с-с» - вода льётся, «Д-д-д» - дятел по дереву стучит, «К-к-к» - каблуки по асфальту стучат и т.д. Нарисуйте некоторые звуки (показ символов графического изображения звуков по методу Т. А. Ткаченко). Гласные звуки – а, о, у, и, э, ы – геометрические фигуры красного цвета соответствуют положению губ при их произнесении (показ символов гласных звуков).

А теперь «подружим» наши звуки: проговаривая звуки по карточкам-символам, сливаем слоги: ам, ни, по, ку, … Затем добавляем ещё один согласный: ПТИ, ПТИ, ПТИ – ца, получилась: ПТИЦА. И так до тех пор, пока у ребёнка не станет получаться правильно.  

Звукопроизношение – ещё один компонент речи. Сегодня мы не будем подробно останавливаться на этой проблеме, скажу лишь, что для того, чтобы ребёнок мог правильно артикулировать звуки, у него должны быть сформированы движения органов артикуляции, нормализованы просодические компоненты речи и развито фонематическое восприятие.

О каждом из этих компонентов мы поговорим в следующий раз, на следующей консультации.

Психологическая база речи – это ещё один, базовый компонент речи. Это уровень развития психических процессов. Психические процессы – это внимание, память, мышление, восприятие, воображение. Этот компонент должен стоять первым, так как только на его основе возможно овладение речью.

О том, как задержка психического развития влияет на формирование личности ребёнка, к каким последствиям приводит и как её преодолеть, вам расскажут учителя-дефектологи на специальной консультации.

Спасибо за внимание! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры, способствующие развитию связной речи"

Это очередная консультация из цикла "Логопедическая игротека. Речевые игры"...

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

Консультация для родителей."Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. У детей старшегодошко...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...

Консультация для родителей. Игры для развития связной речи детей 5-6 лет с родителями.

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии яз...

Консультация для родителей «Игры для развития связной речи детей 5–6 лет с родителями»

Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии яз...