Проект "Речевой ветерок"
проект по логопедии (средняя группа)

        Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Цель дыхательных упражнений - увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. 

Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rechevoy_veterok.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 станицы Ярославской муниципального образования Мостовский район



Проект  

«РЕЧЕВОЙ ВЕТЕРОК»

на развитие речевого дыхания

для детей среднего дошкольного возраста

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/01/s_59d0c73097e3b/700222_1.jpeg

Автор:

Смолянова Инна Владимировна

учитель - логопед

Название проекта:   «РЕЧЕВОЙ ВЕТЕРОК»

Тип проекта: практико-ориентированный,
Руководитель проекта Смолянова Инна Владимировна, учитель – логопед.
Длительность проекта - 2 месяца 
Образовательная область – «Речевое развитие».

Участники проекта - 
1.Воспитанники №3 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
2. Учитель-логопед.

3. Педагоги.
4. Родители.

Актуальность
       Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Цель дыхательных упражнений - увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. 

Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Новизна заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Цель: обучение детей правильному нижне-диафрагмальному дыханию, обогащение знаний о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развития правильного звукопроизношения, формирование у детей умения управлять органами дыхания,

Задачи:
1. Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
2. Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания.
3. Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.
4. Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи.
5. Повысить компетенцию воспитателей в данной области.
6. Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Ожидаемый результат: 

  • Дети научатся правильному дыханию «животиком», глубокому вдоху и удлиненному выдоху;
  • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию.
  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
  • Практический результат проекта: 
  • Собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания;
  • Изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов для родителей;
  • Оборудованы папки с консультациями для педагогов;
  • Изготовлены специальные пособия для проведения дыхательной гимнастики с детьми;
  • Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе.

Этапы реализации проекта

№ п/п

Этапы

Мероприятия

Сроки

1.

Подготовительный

1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания.
2. Составление плана - схемы проекта.

Ноябрь

2.

Практический

1. Изготовление оборудования для игр на дыхание. 

2. Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания, комплексов дыхательной гимнастики 

Работа с детьми:  
1. Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха
2. Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания.
3. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков.
4. Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха. 
5. Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажёров.
6. Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья.

Декабрь

3.

Итоговый

Работа с родителями:  
Распространение буклетов для родителей «Будем правильно дышать» (2 неделя проекта).
Работа с педагогами ДОУ:  
1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи».
2. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей.

Декабрь



Вывод.


Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.




















Литература: 

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005.
  3. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
  4. Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание.1987.
  5. Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ветер, ветерок, ветрище"интегрированное занятие в старшей группе

Данное занятие дает представление детям о ветре....

Веселый ветерок. Комплекс упражнения для развития дыхания.

Современное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования личности ребенка. Для того, чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренир...

ЖЕРЕБЁНОК ВЕТЕРОК (СКАЗКА ЧУДИНОЙ Т.М.)

Сказка помогает детям правильно запоминать названия животных,  их детёнышей, звукоподражания.Ёе легко инсценировать, что способствует запоминанию содержания сказки, пересказывать.Можно добавлять ...

" Вей, вей, ветерок".

Летнее развлечение для детей 3-4 лет....

стихи для дошкольников "Ветерок"

текст  можно  использовать  на  праздниках, быту, развлечениях...

Комплекс дыхательной гимнастики «Веселый ветерок»

Представлен комплекс дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста...