Советы Родителям, воспитывающих ребенка с РАС.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Никитенко Анна Ильинична

Советы родителям, воспитывающих ребенка с растройствами аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям!

В особой помощи нуждаются дети с аутизмом, имеющие сложные симптомы социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений. Для этих детей характерны уход в себя, отчуждённость, ограниченность интересов. Повысить вовлеченность ребёнка в мир вокруг него, помогают наши наблюдения за его реакцией к происходящему.

Очень важно стараться избегать перевозбуждения и уменьшить уровень вовлечения ребёнка в занятие, по сути, мы предоставляем возможность для приобретения опыта ребёнком, необходимого для обучения взаимодействию.

Косвенные признаки аутизма:

1. Социальные:

Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;

Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);

Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;

Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;

Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);

Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;

В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.

2. Трудности коммуникации:

Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);

Малыш не интересуется окружающим миром (обычно в возрасте около 2,5-3 лет у детей наступает «возраст вопросов», когда они превращаются в любопытных «почемучек», однако у большинства ребятишек-аутистов такого периода не наступает никогда);

Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;

Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);

Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;

Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);

Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.

3.Монотонность (стереотипность) поведения:

Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;

Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);

Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;

Дети демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;

Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового);

Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.

У ребенка с аутизмом должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.

Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.

Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.

Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.

При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить с ним, говорить ласковые слова.

Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.

Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.

Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.

Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

Родители должны проявлять терпение и последовательность в обучении и воспитании ребенка с аутизмом, создавая для него дома максимально спокойную обстановку. Для этого следует заботиться и о своем психическом благополучии, делая перерывы на отдых, посещая психолога для консультаций по воспитанию ребенка.

Помощь родителей требуется в адаптации ребенка с аутизмом не только дома, но и на улице, в детском саду, в школе. Упорно, но мягко преодолевая его сопротивление, нежелание общаться, родители в конечном итоге дают понять ребенку, что для него возможно общение словами, игры со сверстниками и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

Советы родителям, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Придерживание   следующих правил  облегчит вашу жизнь и жизнь вашего ребенка:1.                  Пр...

Советы для родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформи...