Для родителей
консультация по логопедии

Ишкина Менира Каримовна

1.Консультация для родителей: «Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастик. Правила выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастик»

2.Рекомендации родителям«Использование мнемотехники для развития речи детей с нарушениями речи»

3.Рекомендации родителям:«Развитие графомоторных навыков у детей»

4.Рекомендации родителям:«Рекомендации учителя - логопеда родителям будущих первоклассников»

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Консультация для родителей: «Необходимость выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастик. Правила выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастик»

учитель – логопед

Ишкина Менира Каримовна

г. Пролетарск

2021г.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей. В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

Одним из этапов логопедического занятия является работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, которая проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – является основой речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Она включает упражнения для тренировки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

  1. Проводить ежедневно 3-4 раза в день по 3-5 минут, не более 3 упражнений за один раз.
  2. Каждое упражнение выполнять 5-10 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд.
  4. При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке».
  5. Если ребенок выполняет упражнения не достаточно хорошо, то переходить к новому упражнению нецелесообразно.
  6. Проводить артикуляционную гимнастику нужно сидя, т.к. тело в этот момент расслаблено. Важно, чтобы логопед и ребенок сидели перед зеркалом, чтобы ребенок мог самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
  7. Начинать артикуляционную гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны.

Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется такой метод как биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это делает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением (из буддийской гимнастики), способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного обеда, желательно – натощак или через час после еды.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнения не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Комплекс дыхательных упражнений

1. СНЕГ.

Ребенку предлагается подуть на вату, мелко нарезанные бумажки, пушинки и тем самым превратить комнату в заснеженный лес. Щеки не надувать.

2. КОРАБЛИКИ

Подуть на бумажные кораблики, опущенные в таз с водой. Можно устроить соревнования. Чей кораблик быстрее доберется до пристани.

3. ФУТБОЛ

Сделать из конструктора ворота и загонять в них шарик от пинг-понга.

4. ПУЗЫРЬКИ

Дуть через трубочки от коктейля сначала в наполненный до краев стакан, а потом в стакан, наполненный наполовину.

5. МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ.

6. ДУДОЧКА

Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух так, чтобы пузырек засвистел.

7. ГУБНАЯ ГАРМОШКА.

8. ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН.

Можно использовать ароматические саше. Глубокий вдох через нос, выдох медленно через рот.

9. СВЕЧА.

Зажигаем свечи желательно разного цвета. Просим ребенка поочередно медленно подуть сначала на синюю свечу, затем на желтую и т.д.

10. КОСАРИ.

Упражнение выполняется, маршируя. Вдох «ОТВОДИМ КОСУ» в сторону, выдох – «ВЗМАХ КОСОЙ».

В подготовительный период, развивая фонематический слух и артикуляционную моторику, учим детей вслушиваться в слова и звуки. Приступая к занятиям, уточняем произношение гласных звуков, затем более легких в произношении согласных звуков, далее свистящих, сонорных и йотированных согласных.

При изучении гласных звуков целесообразно длительно произносить на одном выдохе гласные звуки сначала тихим, затем громким голосом;

Произносить на одном выдохе сочетания из 2,затем 3 гласных звуков:

АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ …

АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА …

Произносить на одном выдохе одинаковые слоги:

ФА-ФА, ХА-ХА, ВА-ВА …

ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА …

ФА-ФА---ФА-ФА-ФА, ХА-ХА---ХА-ХА-ХА

Произносить на одном выдохе слоги с разными гласными:

ХА-ХО-ХИ ФА-ФО-ФУ-ФЫ

ХО-ХИ-ХА ФО-ФУ-ФЫ-ФА

ХИ-ХА-ХО ФУ-ФЫ-ФА-ФО

В дальнейшем проводятся упражнения для автоматизации звуков в речи ребенка на материале чистоговорок, стихов, скороговорок.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Рекомендации родителям:

«Использование мнемотехники для развития речи детей с нарушениями речи»

учитель – логопед

Ишкина Менира Каримовна

г. Пролетарск

2021г.

Консультация для родителей «Использование мнемотехники для развития речи детей с нарушениями речи» 

Цель: Знакомство родителей с мнемотехникой, приёмами развития речи детей с помощью мнемотехники.

Задачи:

-познакомить родителей работе по мнемотаблицам;

-расширить представление родителей о приёмах работы по развитию речи с помощью мнемотехники;

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы учителя-логопеда приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Связная речь – это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей.

Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ.

Один из них — мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат дошкольникам своеобразным планом для создания монологов. Слово «мнемотехника» греческого происхождения и означает «искусство запоминания».

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время логопеды всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

• маленький словарный запас,

• неумение согласовывать слова в предложении,

• нарушение звукопроизношения,

• плохое развитие связной речи,

• несформированность психических процессов,

• несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед логопедами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности, они обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления близкие их жизненному опыту.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.

2.Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.

3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

4. Развитие творческих способностей, фантазий.

5. Совершенствование лексикограмматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Начиная работу по технологии мнемотехника, логопед ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Сейчас я предлагаю вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала) (предложить родителям нарисовать мнемотаблицу)

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребёнком дома?

Варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6.«Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

Обращаю ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево и ребёнок отображает его в рисунке, т. е. рисует дерево, и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево».

Как вы думаете, этот приём им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это в дальнейшем поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов, а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач). Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Игры с мнемотаблицами понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Рекомендации родителям:

«Развитие графомоторных навыков у детей»

учитель – логопед

Ишкина Менира Каримовна

г. Пролетарск

2021г.

Рекомендации родителям «Развитие графомоторных навыков у детей»

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

  1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
  2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
  3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
  4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

Процесс формирования графомоторных навыков письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Успешное формирование графомоторных навыков зависит от следующих факторов:

- зрительного восприятия;

- произвольной графической активности;

- зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов:

Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующим речевое развитие ребенка.

Для развития мелкой моторики необходимо:

выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж);

лепить из пластилина или глины;

вырезать из бумаги;

нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;

застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;

собирать мозаики и конструкторы;

раскрашивать картинки, шнуровки

копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.

Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. 

Этот этап предусматривает:

ориентировку в собственном теле;

ориентировку в окружающем пространстве;

уточнение пространственного расположения фигур и букв.

Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.

Развитие зрительного гнозиса: контурные изображения предметов; перечеркнутые контурные изображения; контурные изображения, наложенные друг на друга и др.

Уточнение представлений о форме, цвете, величине.

Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

 И, четвертый этап по развитию графомоторных навыков - изобразительно-графические способности:

Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.

Наклонные прямые линии и комбинации из них.

Рисование орнаментов.

Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

Рисование по клеткам предметов.

Овладение графической символизацией.

Работа по формированию графического образа букв (графемы).

В процессе работы в тетради, на листе бумаги у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу. Графомоторные навыки, являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе. Его сформированность позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Рекомендации родителям:

«Рекомендации учителя - логопеда родителям будущих первоклассников»

учитель – логопед

Ишкина Менира Каримовна

г. Пролетарск

2021г.

Рекомендации учителя - логопеда родителям будущих первоклассников Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте.

Родителям следует обратить внимание на следующее:

1.        Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести годам должен четко произносить все звуки.

2.        Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3.        Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4.        Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

5.        Состояние словарного запаса

В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.

6. Состояние связной речи

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам. А также:

  1. Развитие мелкой моторики - Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Лепка из пластилина замечательно воздействует на мелкую моторику. Такие упражнения, как застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются), графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики.
  2. Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
  3. Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
  4. Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
  5. Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
  6. Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
  7. Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
  8. Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).

Если ребенок читает: чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное. Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв. Надеюсь, что все перечисленное выше у вашего ребенка на «5+»

Если имеются проблемы - не огорчайтесь, есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребенку, главное - своевременное выявление нарушений и раннее начало коррекционных мероприятий.

В случае если речь школьника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия - нарушение процесса письма и дислексия - нарушение процесса чтения).

В группу риска попадают следующие учащиеся:

- если ребенок левша,

- если он - переученный правша,

- если ваш ребенок посещал логопедическую группу,

 - если в семье говорят на двух и более языках,

- если ребенок слишком рано пошел в школу,

 - если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием,

- если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит),

- если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков).

У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок, логопедическими ошибками считаются:

- смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о),

- пропуски букв, слогов,

 - недописывание, наращивание слов.

Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:

- развивайте общую и мелкую моторику ребенка (больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы);

- работайте над развитием познавательных способностей ребенка ( разучивайте стихи, придумывайте рассказы);

- дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции;

- будьте последовательны в своих требованиях, с пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости. Если малыш уже претерпел школьные неудачи - двойки по русскому языку, жесткие требования учителя, насмешки одноклассников и у него сформировался устойчивый страх перед письмом, то преодоление этой проблемы потребует от вас особенно бережного внимания и кропотливого труда. Создайте дома щадящие условия - никакого постоянно работающего телевизора или громко играющего магнитофона. Навязчивый звуковой фон в квартире приучает ребенка отключать слуховое восприятие, не реагировать на звуки, рассеивает слуховое внимание, которое так важно формировать у школьника с нарушениями письма. Просмотр телепередач ребенком следует исключить полностью, лучше заменить их дисками, которые вы можете предварительно просмотреть сами и убедиться, что в их содержании нет ничего возбуждающего, не соответствующего возрасту.

Итак, родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления), и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.

Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.

Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...