Приемы и методы создания развивающей среды в логопедических группах
статья по логопедии

Кириллова Наталия Викторовна

 

Коррекция различных видов речевых нарушений — процесс долгий, требующий от ребёнка сосредоточенности, длительного и устойчивого внимания, напряжения и волевых усилий. Поэтому логопеды используют комплекс разнообразных логопедических воздействий, технологий, ищут новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм — организация максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной, среды для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной логопедической работы. Влияние предметно-пространственной среды на успешность обучения детей — вопрос, который не теряет своей актуальности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы и методы создания развивающей среды в логопедических группах

Коррекция различных видов речевых нарушений — процесс долгий, требующий от ребёнка сосредоточенности, длительного и устойчивого внимания, напряжения и волевых усилий. Поэтому логопеды используют комплекс разнообразных логопедических воздействий, технологий, ищут новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм — организация максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной, среды для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной логопедической работы. Влияние предметно-пространственной среды на успешность обучения детей — вопрос, который не теряет своей актуальности.

В новом федеральном государственном стандарте развивающая предметно-пространственная среда понимается как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» .

ФГОС определяет требования к предметно-развивающей среде, в число которых включает такие ее признаки, как: содержательная насыщенность, полифункциональность, трансформируемость, вариативность, доступность и безопасность. При создании предметно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда нужно учитывать, что ее влияние на успешность коррекционной работы будет определять:

− эффективное развитие грамотной и красивой речи у детей дошкольного возраста;

− благополучие и комфортное пребывание детей в кабинете учителя-логопеда;

− создание эффективной коммуникации с детьми;

− оптимальную организацию коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда;

− возможность проведения учителем-логопедом совместной работы с родителями.

Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и в большей степени от условий, в которых оно протекает. Рассматривая вопрос влияния организации предметно-развивающей среды на построение коррекционно-воспитательного процесса, следует обратить внимание на следующие ее составляющие.

Первым социальным условием становления речи и организации предметного окружения ребенка является интересная, порождающая богатые впечатления окружающая ребенка речевая среда, которая будет выступать мощным стимулом для развития речи и примером правильного, образцового использования трудных для ребенка словоформ.

Второе условие, необходимое для успешного протекания речевой практики во взаимосвязи с окружающим предметным миром — общение, обеспечивающее систематическое упражнение в усвоении норм и навыков литературной речи.

Третье условие — создание коррекционно-развивающей среды, которая предполагает реализацию специальной коррекционной программы, комплекса методов и приемов, использование дидактических материалов и пособий, игр и развивающих игрушек, иллюстративного материала и литературных текстов, а также технических средств, в том числе информационных технологий.

Специфика коррекционного процесса задает определенные направления работы и определяет требования к набору дидактического материала, ставя их в зависимость от характера патологии в развитии детей. При этом необходимо учитывать и общие для данной категории детей принципы организации коррекционно-развивающей среды.

Зонирование предметно-развивающей среды кабинета логопункта должно охватывать, по возможности, все направления работы по коррекции речи детей с речевой патологией. Исходя из анализа методической литературы, следует наработать основной материал по следующим разделам: обогащение словаря детей и овладение звуковой культурой речи; формирование лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи; ознакомление с художественной литературой и подготовка детей к усвоению грамоты, для обеспечения беспрепятственного речевого общения.

Для обогащения словаря детей в предметно-развивающую среду кабинета включают разнообразный иллюстративно-графический и демонстрационный материал: настольно-печатные игры, викторины, кроссворды.

Для занятий с детьми по развитию связной речи используются предметные и сюжетные картинки. Однако для детей с нарушением речи характерны общая недостаточность впечатлений об окружающем мире, слабая дифференциация признаков и свойств предметов. Поэтому в занятия с такими детьми необходимо включать как можно больше речевых контактов с окружающим миром. Следует включать в оснащение кабинета предметы и игрушки для речевого описания, чтобы у ребенка на основе сенсорного опыта сформировалось представление о них, и далее использовать картины, модели и схемы.

В практике коррекционно-логопедической работы активно используется в качестве дидактического пособия кукла с набором атрибутов домашнего обихода; существует целая серия дидактических игр с этими предметами. Применительно к детям с нарушением речи включаются следующие задания: кормление, одевание куклы, укладывание ее спать. Эти действия выполняются при активном участии самого ребенка: вместе с куклой «укладываемся спать», «катаемся с горки» и т. д. Для умений детей творчески интерпретировать речевой образец логопеда «применяются кукольный, теневой театры, игры-драматизации по литературным произведениям, чтение и заучивание стихотворений». Поэтому в кабинете логопункта необходимо иметь библиотеку, фонотеку, видеотеку.

На занятиях логопед уделяет внимание совершенствованию зрительно-моторной координации детей — согласованному взаимодействию руки и глаз при выполнении графических заданий. Для этого в пространственной среде кабинета выделяется зона развития мелкой моторики, в которой дети выполняют различные упражнения: на штриховку контуров или направлений, на работу с пуговицами и застёжками, а также применяются различные пособия по развития навыка завязывания и развязывания шнурков, выкладывание фигур счётными палочками и так далее.

Таким образом, в коррекционно-развивающей среде логопункта необходимо организовать зонирование пространства, это создаёт все условия для организации деятельности детей, для их речевого, познавательного и личностного развития. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе

Материал по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе.1. Неречевые процессы;2. Звукопроизношение;3. Обучение элементам грамоты;4. Словарная работа;5. Развитие грамматического строя ...

Создание развивающей среды в логопедическом кабинете

Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но ...

Создание речевой среды в логопедической группе

В  данном материале представлен опыт работы по созданию речевой среды в логопедической группе...

Создание развивающий среды в средней группе

Благоприятная развивающая среда в группе положительно влияет на нахождение детей в саду, помогает им во время адаптации после каникул, развивает их познавательный интерес, способствует гармоничному и ...

Создание развивающей среды в логопедическом кабинете

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов....

Приемы и методы создания развивающей среды в логопедических группах

Приемы и методы создания развивающей среды в логопедических группахКоррекция различных видов речевых нарушений — процесс долгий, требующий от ребёнка сосредоточенности, длительного и устойчивого...

Семинар-практикум по теме: « Создание развивающей среды во второй группе раннего развития «Птенчики»

Семинар-практикум по теме: « Создание развивающей среды во второй группе раннего развития «Птенчики»...