Создание развивающей среды в логопедическом кабинете
статья по логопедии на тему

Горщинская Вера Юрьевна

Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать условия для овладения речью. Окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка к диалогу.

Предлагаю свой взгляд на оснащение логопедического кабинета. Думаю, что использование простых и эффективных средств организации развивающей среды поможет начинающим логопедам проводить занятия   интереснее и разнообразнее. (Представленная коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета детского сада создана руками логопеда).

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов.    Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда

Зона индивидуальной коррекции речи.

Зеркало, стол, перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация).

   По углам зеркала расположены мягкие игрушки в виде солнышка   и тучки, на которые прикрепляются картинки с автоматизируемым звуком, либо картинки закреплен лексической темы. Внизу зеркала расположен «Паровозик с вагончиками» на каждом вагончике приклеены кармашки, в которые вставляются сменные картинки артикуляционной гимнастики.

     Рядом с рабочим столом расположена этажерка. На полочки, которой очень удобно разложить материалы, пособия, нужные для занятия.

Рабочая зона логопеда и зона методического сопровождения:  

  • Рабочее место логопеда;
  • Документация;
  • Методическая литература;
  • диагностический материал для обследования речевого, психического и моторного развития ребенка, речевые карты детей старшей и подготовительной групп.

      Зона методического сопровождения.

 Представлена справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи картотеками и пособиями.

     Зона дидактического и игрового сопровождения.

        Кассы букв, слогов, звуковые линейки, символы звуков, слоговицы для отстукивания слогов, буквенный конструктор, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, чётки из бусинок для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации дидактические игры, дыхательные тренажеры.

 Пособие для обучения детей звуковому анализу. На стене логопедического кабинета появилась

«Волшебная страна звуков»

Зона оздоровительно-развивающей коррекции.

Центр речевого дыхания представлен картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, «ветродуйчиков», пособием «Прожорливые фрукты», мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ёлочкой и многими лёгкими предметами (по временам года)

 Дидактические игры на развитие фонематических процессов.

  Зона моторного развития. Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, игры с прищепками, счетными палочками, разрезные картинки,

камушками «Марблс», ниткография.

Множество игр сделанными своими руками.

     Зона релаксации.  В нём и мягкие игрушки, пальчиковые игры, песочница с «Кинетическим песком», «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. Игрушка Барашек, которую очень любят дети. Она часто исполняет роль подушки, которую можно прижать к себе и согреться душой.

Для поддержания интереса у детей, и чтобы не было переизбытка наглядности, пособия сменяют друг друга в определённое время года необходимыми для коррекционного процесса зимой, весной, летом и осенью.

 Постоянное обновление оснащения кабинета делает для детей коррекционную логопедическую деятельность интересной, комфортной, эмоционально обогащенной и, конечно, развивающей.

Информационная зона.

  Оборудована папкой-раскладушкой,

 стендом «Советы родителям от Мудрого паровозика»,

 в котором располагается

 сменная информация по различным видам

 нарушений речи, занимательными упражнениями

 и другими необходимыми рекомендациями логопеда.

Детям нравится мой кабинет. В нём по-домашнему уютно, всегда царит доброжелательная атмосфера. Это успокаивает ребёнка, влияет положительно на его нервную систему. 

Всё предметное содержание отображено в паспорте логопедического кабинета.

          Мой опыт свидетельствует, что в результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_kabinet_2.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Создание развивающей среды в логопедическом кабинете

Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать условия для овладения речью. Окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка к диалогу.

Предлагаю свой взгляд на оснащение логопедического кабинета. Думаю, что использование простых и эффективных средств организации развивающей среды поможет начинающим логопедам проводить занятия   интереснее и разнообразнее. (Представленная коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета детского сада создана руками логопеда).

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов.    Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда

Зона индивидуальной коррекции речи.

Зеркало, стол, перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация).

   По углам зеркала расположены мягкие игрушки в виде солнышка   и тучки, на которые прикрепляются картинки с автоматизируемым звуком, либо картинки закреплен лексической темы. Внизу зеркала расположен «Паровозик с вагончиками» на каждом вагончике приклеены кармашки, в которые вставляются сменные картинки артикуляционной гимнастики.

     Рядом с рабочим столом расположена этажерка. На полочки, которой очень удобно разложить материалы, пособия, нужные для занятия.

Рабочая зона логопеда и зона методического сопровождения:  

  • Рабочее место логопеда;
  • Документация;
  • Методическая литература;
  • диагностический материал для обследования речевого, психического и моторного развития ребенка, речевые карты детей старшей и подготовительной групп.

      Зона методического сопровождения.

 Представлена справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи картотеками и пособиями.

     Зона дидактического и игрового сопровождения.

        Кассы букв, слогов, звуковые линейки, символы звуков, слоговицы для отстукивания слогов, буквенный конструктор, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, чётки из бусинок для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации дидактические игры, дыхательные тренажеры.

 Пособие для обучения детей звуковому анализу. На стене логопедического кабинета появилась

«Волшебная страна звуков»

Зона оздоровительно-развивающей коррекции.

Центр речевого дыхания представлен картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, «ветродуйчиков», пособием «Прожорливые фрукты», мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ёлочкой и многими лёгкими предметами (по временам года) 

 Дидактические игры на развитие фонематических процессов.

  Зона моторного развития. Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, игры с прищепками, счетными палочками, разрезные картинки,

камушками «Марблс», ниткография.

Множество игр сделанными своими руками.

     Зона релаксации.  В нём и мягкие игрушки, пальчиковые игры, песочница с «Кинетическим песком», «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. Игрушка Барашек, которую очень любят дети. Она часто исполняет роль подушки, которую можно прижать к себе и согреться душой.

Для поддержания интереса у детей, и чтобы не было переизбытка наглядности, пособия сменяют друг друга в определённое время года необходимыми для коррекционного процесса зимой, весной, летом и осенью.

 Постоянное обновление оснащения кабинета делает для детей коррекционную логопедическую деятельность интересной, комфортной, эмоционально обогащенной и, конечно, развивающей.

Информационная зона.

  Оборудована папкой-раскладушкой,

 стендом «Советы родителям от Мудрого паровозика»,

 в котором располагается

 сменная информация по различным видам

 нарушений речи, занимательными упражнениями

 и другими необходимыми рекомендациями логопеда.

Детям нравится мой кабинет. В нём по-домашнему уютно, всегда царит доброжелательная атмосфера. Это успокаивает ребёнка, влияет положительно на его нервную систему. 

Всё предметное содержание отображено в паспорте логопедического кабинета.

         Мой опыт свидетельствует, что в результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно - развивающая среда в логопедическом кабинете.

                     Дана   характеристика...

Презентация на тему "Развивающая среда в логопедическом кабинете"

Презентация на тему "Развивающая среда в логопедическом кабинете"...

Предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете для детей преддошкольного возраста.

Создание рациональных условий и игровых пособий направленных на пропедевтику и коррекцию ЗРР у детей от 1 года до 3 лет....

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете

ОППРС в области Речевое развитие, рекомендованы различные пособия, игры, игрушки для уголков и центров по различным видам деятельности....

Создание развивающей среды в логопедическом кабинете

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов....

Приемы и методы создания развивающей среды в логопедических группах

Приемы и методы создания развивающей среды в логопедических группахКоррекция различных видов речевых нарушений — процесс долгий, требующий от ребёнка сосредоточенности, длительного и устойчивого...

Приемы и методы создания развивающей среды в логопедических группах

Коррекция различных видов речевых нарушений — процесс долгий, требующий от ребёнка сосредоточенности, длительного и устойчивого внимания, напряжения и волевых усилий. Поэтому логопеды испо...