Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете
материал по логопедии (младшая группа)

Кучеренко Анна Сергеевна

ОППРС в области Речевое развитие, рекомендованы различные пособия, игры, игрушки для уголков и центров по различным видам деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды

в логопедическом кабинете для детей__3-4 лет__,

осваивающих адаптированную основную образовательную программу

для детей с тяжелыми нарушениями речи

Образовательные области

Виды деятельности

Центры, уголки, мастерские и др.

Организация образовательной предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы

Речевое развитие

игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,   двигательная

Центр речевого и креативного развития в кабинете логопеда

Создавать условия для речевого развития через рассматривание и чтение логопедом книжек-малышек с народными потешками и колыбельными песенками и яркими картинками, тем самым формировать умение заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова и словосочетания.

Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам, через регулярное чтение логопедом сказок из сборников сказок, представленных в центре.

Создавать условия для обучения отвечать на вопросы по сюжетным картинкам, которые меняются в соответствии с лексической темой.

Расширять и активизировать словарь о предметах по изучаемым лексическим темам (водить обобщающие слова), через рассматривание картотек предметных картинок, которые сменяются от одной лексической теме к другой.

Расширять и обогащать представления детей о предметах, их признаках и свойствах через создание ситуации для манипулирования небольшими игрушками и муляжами по изучаемым лексическим темам.

 Способствовать формированию правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха, с помощью дыхательных тренажеров, игрушек, пособий для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, сухие листики и т.п.).

Поддерживать у детей желание выполнять артикуляционную гимнастику, для чего регулярно обновлять предметные картинки с изображением упражнений артикуляционной гимнастики вокруг зеркала, для активизации движений артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнять артикулирование  гласных звуков и согласных раннего онтогенеза. А также книги: «Веселая артикуляционная гимнастика» с индивидуальным зеркалом, «Веселая мимическая гимнастика», «Веселые дразнилки для малышей».

Поощрять детей к активному звукоподражанию через игры с игрушками (корова, кошка, овечка – звуки М и М’,  и др) и рассматривание предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях звуков. Поддерживать интерес, постоянно сменяя игрушки и предметные картинки, при переходе к новым звуко-комплексам.

Способствовать формированию и совершенствованию грамматического строя речи детей, через расположение в кабинете настольно-печатных дидактических игр: «Один и много», «Кого не стало?», «Чего не хватает?», «Телевизор», «Что ты видишь?», «Большой-маленький», «Мой, моя, мои», «Веселый котенок» (уточнение понимания предлогов и обучение употреблению их в активной речи) и др.

Использовать серии сюжетных картинок, для формирования умения передавать содержание знакомой сказки с помощью логопеда.

Создавать условия для пополнения словарного запаса детей через игру в настольные игры: «Лото», «Домино», «Играйка» и др.

Используя в центре парные картинки по изучаемым лексическим темам, мы стимулируем детей учиться различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению

Познавательное развитие

игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,   изобразительная

Центр сенсорного развития в кабинете логопеда

Создавать условия для формирования умения узнавать и различать неречевые звуки, через игровую деятельность со звучащими игрушками (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики и волчки) и игрушками-заместителями (запаянные контейнеры от киндер-сюрприза с различными наполнителями – горохом, фасолью, пшеном и т. п.). Организовывать совместную с детьми игру, прятать эти игрушки за маленькую ширму и угадывать их, тем самым воспитывать у детей слухоречевую память. С этой же целью используются книжки-раскладушки «Узнай по голосу», «Что это?» и др.

Представить в центре игры для развития зрительного восприятия, умения сравнивать и различать контрастные по цвету предметы: «Цветные фоны» (для маленьких) с простыми предметными картинками и изображениями геометрических фигур, окрашенных в четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий), «Раскрась картинку» (контурные изображения предметов и объектов и фишки четырех основных цветов).

Обеспечить необходимое оборудование для совершенствования чувственного опыта детей, с помощью занимательных игрушек для развития тактильных ощущений (плоскостные фигурки животных с различными поверхностями – меховой, бархатной, шелковой, наждачной и т.п.), «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками или пластиковыми фигурками животных, который помогает формировать умение узнавать предметы на ощупь.

Создавать в кабинете развивающую предметную среду, стимулирующую развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (разместить дидактические игрушки: рамки-вкладыши и игрушки-вкладыши для раскладывания предметов по размеру, игрушки-гнезда (вкладывающиеся друг в друга пластиковые стаканчики) и др).

Побуждать детей к разнообразной перцептивной деятельности, для чего разместить в кабинете  яркий пластиковый поднос с тонким слоем манки для рисования,  «пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, фасолью, морскими камешками) и мелкими игрушками, направленными на развитие мелкой моторики.

Художественно-эстетическое развитие

игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,  конструирование, изобразительная,  двигательная

Центр моторного и конструктивного развития в кабинете логопеда

Создавать несложные знакомые детям конструкции, для  самостоятельного воспроизведения, представив в кабинете: крупные яркие пластмассовые кубики и средние деревянные кубики четырех основных цветов, в процессе игры учить действиям со строительным материалом.

Спобоствовать развитию конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (2–4 части с разными видами разрезов), кубиками с картинками «Игрушки» и «Домашние животные» (4 части), простыми пазлами по изучаемым лексическим темам.

Создавать условия для проявления инициативы детей при выборе дидактических игрушек на развитие тонкой моторики, для чего представить в центре разнообразные  матрешки, пирамидки (состоящими из колец четырех основных цветов), крупные бусины, колечки, косточки от счетов и яркие шнурки для их нанизывания, крупную и среднюю мозаики, Сборные игрушки (машинки, матрешки, домики и т.п.), небольшие пластмассовые и деревянные волчки, игрушки-шнуровки («Ежик», «Зайчик», «Сапожок» и др.), рамки-вкладыши по изучаемым лексическим темам, игрушки-вкладыши из пенорезины, «Волшебный домик», «Волшебное ведерко» (игрушки-вкладыши) и др. (Следить за регулярной сменой перечисленных игрушек в центре).

Социально-коммуникативное развитие

игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,  конструирование

Уголок игр и игрушек для мальчиков в кабинете логопеда

В кабинете логопеда организовать уголки игрушек для мальчиков и для девочек, для формирования у каждого ребенка образ Я, начальные сведения о человеке.

В уголке для мальчиков разместить средние деревянные, пластмассовые и металлические машинки разных моделей, побуждая детей играть в сюжетно-ролевые игры с ними. В процессе игры формировать первичные гендерные представления; навыки поведения, характерные для мальчиков. Способствовать развитию наглядно-образного мышления детей, через расположение в уголке разрезных картинок из двух-трех частей с, простых крупных пазлов с изображениями машин.

Закреплять первичные представления мальчиков о функциональных возможностях инструментов через игру «Маленький слесарь».

Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах через манипулирование простой средний конструктор типа «Lego» или «Duplo», фигурки людей и животных.

Уголок игр и игрушек для девочек в кабинете логопеда

Создавать условия и помогать организовывать сюжетно ролевую игру «Дочки – матери», через которую формировать первичные гендерные представления; навыки поведения, характерные для девочек, организовав уголок кукол среднего размера. В нем разместить   комплекты одежды для кукол, коляску для них, тряпичную куклу с заплетающимися косичками, а также разрезные картинки и пазлы с изображениями кукол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-6 лет, осваивающих примерную образовательную программу «Истоки»»

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей   5-6  лет в рамках ФГОС....

Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.

Авторское проектирование образовательной предметно-пронстранственной среды для детей дошкольного возраста. Инновационная деятельность. Активная среда. Проектирование образовательно-пространственной ра...

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в игровой деятельности для детей от 1,5 до 3 лет

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в игровой деятельности для детей от 1,5 до 3 лет Образовательные областиВиды деятельностиЦентры, уголки, мастерские и д...

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года) в соответствии с ФГОС.

Проектированиеобразовательной предметно-пространственной развивающей средыдля детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года)в соответствии с ФГОС.         В...

Предметно – пространственная развивающая среда логопедического кабинета

Организованная предметно – пространственная развивающая среда логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе...

Проектирование образовательной предметно- пространственной развивающей среды в игровой деятельности для детей 2- 3 лет.

Образовательные областиВиды деятельностиЦентры, уголки, мастерские и др.Организация образовательной предметно-пространственной развивающей средыдля поддержки детской инициативыРечевое развитиеДетская ...