Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года) в соответствии с ФГОС.
статья (младшая группа)

Сосорова Татьяна Владимировна

Проектирование

образовательной предметно-пространственной развивающей среды

для детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года)

в соответствии с ФГОС.

 

        Важнейшей задачей воспитателя является организация и в группе развивающей предметно-пространственной среды, способствующей реализации цели и задач основной образовательной программы МБДОУ. Под понятием среды иметься в виду окружающая обстановка естественного, социально-бытового, культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство, показанное намеренно сформированным пространством, материалами, оборудованием и инвентарём, для развития детей дошкольного возраста, приспособленное для удовлетворения потребностей детей в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в общем.

Существенные требования к организации среды в рамкам программы - это то, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть

- содержательно-насыщенной, развивающей;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной;

- безопасной;

-эстетически привлекательной.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Коммуникативная

Игровая

Музыкальная

восприятие художественной литературы

Двигательная

Центр развития «Книжки-любимки»

Центр развития «Книжки-любимки».

   Обеспечить необходимое оборудование для формирования навыка слушания, умения обращаться с книгой; а также формирования и расширения представлений об окружающем,

формирования целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, а именно:

стеллаж для книг, стол и стульчики и/или детский диванчик; книги по программе, любимые книги детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания различной тематики: «Домашние животные», «Дикие животные», «Профессии», «Времена года», «Машины»; наборы сюжетных и предметных картинок;

В центре через самостоятельного общения с книгой в детях поддерживается стремление получать новые знания, учиться рассматривать книги бережно, брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; класть книгу на место

Создавать ситуацию для развития познавательных способностей через формирование интереса и потребности в чтении.

Обогащать нравственный опыт детей через сопереживание героям, объяснения их поступков и поведения, тем самым формировать первичные ценностные представления.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Игровая

Двигательная

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Центр развития

экспериментирования «Две стихии» (вода и песок)

Центр природы

Центр конструирования

 (строительные игры)

     Центр развития «Две стихии» поддерживает познавательно-исследовательскую деятельность детей. В процессе игр-экспериментов с различными предметами и природными материалами. Через игры с водой и песком, мы способствуем познавательной активности детей, которые не только знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляют представления о форме, величине, цвете предметов. Также развивается мелкая моторика рук, закладывается основа для формирования навыков конструированию (формование из песка).

    Необходимое оборудование: легкие и тяжелые, металлические/неметаллические, пластмассовые, деревянные предметы, магнит, вертушки. Емкости различной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки  для игр с водой, формочки.

 

Через игровой материал создавать ситуации для накапливания опыта практического представления окружающего пространства (помещения группы и участка детского сада).

Центр природы: Обеспечить детей следующим материалом для развития бережного отношения к природе: комнатные растения; картинки по временам года, календарь погоды, муляжи овощей и фруктов; лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли и другой инвентарь для ухода за растениями.

Обогащать опыт детей по исследованию окружающей среды (живая/неживая природа), с помощью центра создание ситуации формирования базовых представлений о мире природе. Поддерживать детей в стремлении отвечать за выбранное растение, ухаживать за ним, поливать. Развитие мелкой моторики во время полива, пересадки и рыхления земли при поддержки воспитателя.

Центр конструирования (строительные игры)

Оборудование: конструкторы (мягкие, пластмассовые, деревянные) с всевозможными способами крепления деталей; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания.

Такой центр помогает детям развивать представления об важнейших свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм и фигур (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости–гладкости их поверхности, развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Способствовать целенаправленной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» для развития воображения и творческой активности, любознательности и познавательной мотивации.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Изобразительная

Коммуникативная

Игровая

Познавательно-исследовательская

Двигательная

Центр развития «Карандаши-малыши»

Центр театрализованной деятельности « В гостях у сказки»

Музыкальный центр «Чарующие звуки»

 

Центр развития «Карандаши-малыши»:

Оборудование, необходимое для развитие образовательной области «художественно-эстетическое развитие»: наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; альбомы, гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п.; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом, трафареты для пластилинографии, водные и обычные раскраски, клей ПВА, всевозможные фигурки для аппликации.

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Центр театрализованной деятельности « В гостях у сказки».

Задачи этого центра – способствовать развитию творческих способностей у детей, воображения, умения импровизировать

развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления, память, выражение различных эмоций;

совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;

обогащать и активизировать словарь;

развивать диалогическую и монологическую речь;

воспитывать гуманные чувства у детей.

Через создание игровых ситуаций прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке.

Оборудование в центре, необходимое для организации центра: реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, теневой, маски для разыгрывания сценок, костюмы, декорации, ширма, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой; фланелеграф, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) маски, шапочки, для постановки сказок, самодельные костюмы.

Музыкальный центр «Чарующие звуки».

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.) ; музыкальные дидактические игры;

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Игровая

Двигательная

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Центр сюжетно-ролевой игры

Центр развития «Труд»

Центр сюжетно-ролевой игры

Через игру обогащать нравственный опыт малышей, развивать социальный и эмоциональный интеллект. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий;

В игре с другими детьми и взрослым создаются условия для формирования коммуникативных навыков.

Развивается подражательность и творческие способности. Полученные знания и навыки малыши переносят в повседневную жизнь.

Сюжетно-ролевые игры воспитывают навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, в целом культуру поведения.

Игры способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Игра влияет на все стороны психического развития.

В сюжетно-ролевой игре огромная роль отводится взрослому. Воспитатель включает детей в игру. Создает игровую ситуацию и зовет детей принять участие: «ребята, это кукла Маша. Она пришла к нам в гости. Давайте ее покормим». После этого рассказывает кукле Маше и детям, какие вкусные супы, каши можно сейчас приготовить и накормить всех. После взрослый побуждает каждого ребенка к принятию игровой цели. Например, просит девочку Сашу поставить кастрюлю на плиту, а Диму принести тарелки и чашки и накрыть на стол. Если ребенок не справляется с поставленной перед ним задачей, воспитатель предлагает ему какой-нибудь другой вариант или помогает. Так, по очереди, каждому ребенку педагог предлагает выполнить какое-либо игровое действие и способствует принятию индивидуальной игровой цели. Весь процесс игры воспитатель сопровождает вопросами к детям, обращает внимание, как мы сидим за столом, что мы говорим: «Приятного аппетита и спасибо», пользуемся салфеткой и т.д.

Оборудование, необходимое для создания игровых условий: кукольная мебель для создания комнаты и кухни; гладильная доска, утюг, ткани и одежда для глажения; атрибутика для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Водители», «Жилая комната»,; куклы; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; коляски для кукол и пупсов; различная одежда для ряжения.

Центр развития «Труд». Оборудование, необходимое для побуждение детей к выполнению простейших трудовых действий:  ведерко,  формочки,  совочек, лопатка, грабельки, леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, кисточки для протирания листьев, фартуки – для участка; фартуки, наборы посуды, салфетницы, ведерко, тряпочки, совок и веничек – для группы.

С помощью игровых ситуаций и сюжетных игр воспитателей создает условия для интереса к деятельности взрослых – рабочий убирает снег и чинит забор, младший воспитатель моет посуду, вытирает пыль или моет пол, воспитатели накрывают на стол и т.д.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Двигательная,

Игровая

Коммуникативная

Музыкальная

Познавательно-исследовательская

Спортивный центр «Здоровейка»

Спортивный центр «Здоровейка».

Обеспечить необходимое оборудование: коврики массажные, дорожки гимнастические и массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палки гимнастические; мячи разных размеров; обручи; скакалки; флажки, кегли; кубы; шары, платочки, длинные и короткие шнуры; мешочки с грузом; ленты разных цветов; различная атрибутика для проведения игр разной активности, утренней гимнастики, гимнастики пробуждения.

Цель данного центра - создавать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Формировать у детей осознанное отношение к собственному здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Создавать условия и помогать организовывать совместно с воспитателем игры с простым содержанием, несложными движениями. С помощью оборудования способствовать совершенствованию и формированию основных движений (бег, ходьба, катание, бросание и т.д.)

Создавать в группе ситуацию для развития и формирования представлений о значении разных органов для жизни деятельности человека. Например, глаза нам нужны, чтобы видеть; уши – слышать, ноги-бегать, прыгать, стоять, ходить. Формировать представления о ценности здоровья. Побуждать детей через игровую форму соблюдать гигиену и опрятность в повседневной жизни.

Создавать ситуации, которые вызывают положительные эмоции, а, следовательно, желание ребенка включаться в процесс, даже малоподвижного и инертного. Кроме, того детям полезно подражание, которое активизирует способности ребёнка.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая среда. Игровые модули. Группа раннего развития (2-3 года). Спортивный зал.

Личностно-ориентированная образовательная среда в детском саду - развивающая, стимулирует развитие познавательных процессов, волевых качеств, эмоций и чувств.[[{"type":"media","view_mode":"media_large...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в 1-й младшей группе

Организация развивающей предметно-пространственной среды в 1-й младшей группеС введением ФГОС к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования актуально встает вопрос организации пред...

Статья об организации развивающей предметно-пространственной среды в 1-й младшей группе в соответствии с ФГОС.

Ознакомление с организацией развивающей предметно- пространственоой среды в 1-ой младшей группе...

Аналитическая справка по организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования в младшей группе «Звездочки»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе «Звездочки» обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, обор...

Развивающая предметно-пространственная среда во 2-ой младшей группе

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциал. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безо...

Развивающая предметно-пространственная среда летнего участка 2 младшей группы в соответствии с ФГОС ДО.

Создавая РППС на участке нашей группы мы опирались на следующие принципы:- принцип безопасности,- принцип доступности,- принцип трансформируемости,- принцип полифункциональности,- принцип ва...

Развивающая предметно-пространственная среда по обучению детей младшей группы ПДД.

Развивающая предметно-пространственная среда по обучению детей младшей группы ПДД....