Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-6 лет, осваивающих примерную образовательную программу «Истоки»»
материал (старшая группа) на тему

Довголевская Эмма Викторовна

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей   5-6  лет в рамках ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей   5-6  лет, осваивающих примерную образовательную программу «Истоки»»

Образовательные области

Виды деятельности

Центры, уголки, мастерские и др.

Организация образовательной предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы

Речевое развитие

Игровая

Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности.

Развивающая предметно-игровая среда.

Создавать условия для речевого развития детей путем вовлечения детей в игровую деятельность (сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, дидактические, настольно-печатные игры).

Способствовать диалогическому общению детей, через создание игровых ситуаций (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации).

Пополнить картотеку речевых, подвижных, дидактических игр.

Коммуникационная

Обеспечить необходимым оборудованием для театрализованных игр, способствовать развитию коммуникативных навыков у детей по развитию всех компонентов устной речи.

Создавать в группе условия для коммуникативной деятельности детей, для речевого развития детей.

Обогащать содержание общения детей с взрослыми и сверстниками. Вовлекать детей в игры, путем создания игровой ситуации.

Обеспечить дидактическими пособиями для проведения упражнений с целью формирования коммуникативной функции.

Поддерживать  интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого.

Конструктивная

Развивающая среда для познавательно-исследовательской деятельности.

Разнообразные строи- тельные наборы.

Библиотека.

Создавать условия для практического экспериментирования поискового характера с новыми деталями конструктора с целью обнаружения самими детьми их свойств.

Способствовать конструктивной деятельности детей. Путем вовлечения в игры-театрализации, что способствует речевому творчеству детей.

Обогащать и активизировать лексический запас детей путем создания практических заданий.

Познавательная

Развивающая среда для познавательно-исследовательской деятельности.

Дидактические игрушки и пособия (в т.ч. наглядные пособия).

Игрушки и оборудование для экспериментирования, в т.ч. динамические игрушки.

Библиотека.

Способствовать познавательно-речевому развитию детей через расположение в группе оборудования для экспериментирования, игр для сенсорного развития, предметных картинок, карт, энциклопедий и т. д.

Создавать в группе ситуацию для познавательного интереса, путем обогащения предметно-развивающей среды. Способствовать активизации познавательной деятельности детей.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Создавать условия для трудовой деятельности детей. Способствовать речевому общению детей в процессе трудовой деятельности. Пополнять словарь детей новыми терминами и выражениями.

Формировать способность к организации взаимодействия со взрослыми и сверстниками в ходе совместной деятельности. Создавать условия для совершенствования у детей навыков самостоятельности и навыков общения.

Изобразительная

Развивающая среда творческих видов деятельности.

Материалы и оборудование для художественного творчества (рисование, лепка, аппликация), в т.ч. природные материалы.

Библиотека.

Обеспечить необходимым оборудованием (коллекции народных игрушек, наборы художественных открыток, репродукции художественных произведений) для развития художественно-эстетических способностей у детей.

Обеспечить детей наглядным материалом для уточнения понимания названий предметов изобразительного искусства, для обогащения активного словаря детей.

Музыкальная

Развивающая среда творческих видов деятельности.

Музыкальные игрушки и оборудование. Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности (все виды театрализованных игрушек), элементы костюмов и т.д.

Обеспечить детей дидактическим и игровым материалом (муз. инструменты, предметные картинки, дидактические игры и т.д.) способствующих развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального); формированию элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; реализации самостоятельной творческой деятельности детей (музыкальной).

Двигательная

Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья.

Библиотека.

Обеспечить детей дидактическим материалом (гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров) для развития речи в игровой деятельности.  Способствовать развитию и обогащению словарного запаса детей через использование игр с речевым сопровождением.

Познавательное развитие

Игровая

Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности.

Дидактические игрушки и пособия (в т.ч. наглядные пособия).

Конструкторы.

Игрушки и оборудование для экспериментирования, в т.ч. динамические игрушки.

Библиотека.

Обеспечить необходимое оборудование (дид. игры, пособия, конструкторы, оборудование для экспериментирования) для развития внимания, памяти, мышления.

Создавать в группе развивающую предметную среду, стимулирующую познавательную активность (разместить дидактические игры и игрушки, природный материал и др.), создавать ситуации для проведения самостоятельной игровой деятельности детей.

Коммуникативная

Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности.

Дидактические игрушки и пособия (в т.ч. наглядные пособия).

Конструкторы.

Игрушки и оборудование для экспериментирования, в т.ч. динамические игрушки.

Библиотека.

Обеспечить необходимым оборудованием (дидактические игры математического содержания, экологического содержания и т.д.) способствующих познавательному развитию и коммуникативной деятельности детей.

Познавательно-исследовательская

Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности.

Дидактические игрушки и пособия (в т.ч. наглядные пособия).

Конструкторы.

Игрушки и оборудование для экспериментирования, в т.ч. динамические игрушки.

Библиотека.

Средства ИКТ: интерактивные игрушки.

Создавать в группе развивающую предметную среду, стимулирующую исследовательскую активность (разместить дид. игры и игрушки, природный материал, специальный материал для экспериментирования, предметы взрослого быта и др.), создавать ситуации для проведения самостоятельных опытов детей (внесение иллюстрация, атрибутов, художественной литературы, энциклопедий и т.д.). Поддерживать инициативу детей в исследовательской деятельности путем поощрения.

Конструирование

Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности.

Конструкторы.

Помогать детям  реализовывать собственный замысел в развитии конструктивной деятельности.

Способствовать активизации познавательной деятельности детей путем вовлечения в конструктивные игры.

Поощрять  конструирование по собственному замыслу (индивидуальному и коллективному) на основе самостоятельного экспериментирования; создавать условия для практического экспериментирования поискового характера с новыми деталями конструктора с целью обнаружения самими детьми их свойств.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности.

Создавать условия способствующие изготовлению атрибутов для игр и дидактических игр путем привлечения детей к трудовой деятельности.

Изобразительная деятельность

Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности.

Развивающая среда творческих видов деятельности.

Создать необходимую среду (разнообразные изобразительные материалы, материалы для нетрадиционной техники рисования). Способствовать самостоятельной декоративно-оформительской деятельности детей (изготовление атрибутов для кукольной комнаты, настольного театра).

Художественно-эстетическое развитие

Игровая

Развивающая среда творческих видов деятельности.

Развивающая предметно-игровая среда.

Обеспечить необходимое оборудование (музыкально-дидактические игры, музыкальные игрушки). Создавать условия и помогать организовать сюжетно-ролевую игру (художественно-эстетической направленности), вовлекая детей в игру, изготавливать атрибуты для игры привлекая детей.

Коммуникация

Развивающая предметно-игровая среда.

Развивающая среда творческих видов деятельности.

Поддерживать детей в стремлении совместно действовать путем нахождения общих интересов. Организовать совместную с детьми изобразительную деятельность (рисование, лепка, игры с музыкальными инструментами) помогая детям находить товарища про интересам.

Познавательно-исследовательская

Развивающая среда творческих видов деятельности.

Способствовать художественно-эстетическому развитию детей через расположение в группе репродукций, картин, иллюстраций, дид. игр и т.д.

Поддерживать у детей интерес к рисованию, создавая незаконченные рисунки (незаконченные фигуры, предметы быта и т.д.)

Раскрыть возможности изобразительных материалов, расположив их в уголке художественной деятельности (трубочки, печати, губки, листья, пальчиковые краски).

Художественная литература

Библиотека.

Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности.

Организовать  создание детьми (совместно со взрослыми) «книг» — сборников сочиненных детьми сказок, рассказов из личного опыта, песенок, проиллюстрированных детскими рисунками; комиксов; пополнять и обновлять библиотеку новой литературой, для формирование у детей запаса литературных впечатлений.

Художественный  труд

Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности.

Раскрыть возможности изобразительных материалов, расположив их в уголке художественной деятельности (трубочки, печати, губки, листья, пальчиковые краски, ткань, нитки, подходящая литература и т.д.).

Конструирование

Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности.

Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности (конструктивно-модельной), снабжая детей разными видами конструктора. Побуждать детей играть в конструктивные игры, через создание игровой ситуации. Помогать детям, реализовывать собственный замысел в развитии конструктивной деятельности.

Обеспечивать  связь конструирования с другими видами детской деятельности — рисованием, игрой.

Изобразительная

Развивающая среда творческих видов деятельности.

Материалы и оборудование для художественного творчества (рисование, лепка, а ппликация), в т.ч. природные материалы

Раскрыть возможности изобразительных материалов, расположив их в уголке художественной деятельности (трубочки, печати, губки, листья, пальчиковые краски, ткань, нитки, подходящая литература и т.д.).

Поддерживать у детей интерес к рисованию, создавая незаконченные рисунки сказочных сюжетов, схем для конструирования.

Создавать условия для восприятия и созерцания красоты природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, путем размещения в группе книжных иллюстраций, журналов, картин, игрушек народного творчества и  детских рисунков.

Создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, самостоятельного интегрирования разных видов художественного творчества с целью обогащения выразительности образа.

Создать  условия для самостоятельного выбора приемов декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, отпечатки, кистевая роспись по мотивам народного декоративно-прикладного искусства или по собственному замыслу).

Музыкальная

Развивающая среда творческих видов деятельности.

Музыкальные игрушки и оборудование.

Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности.

Поощрять желание детей свободно, выразительно двигаться под музыку, через создание условий по звучанию музыки, игре на муз инструментах (металлофонах, маракасах,  колокольчиках, ложках и т.д.).

Поощрять инициативу и творческие проявления детей в инструментальной импровизации (например, в озвучивании музыкальных характеристик персонажей в играх- драматизациях и пр.) и подборе мелодий по слуху.

Вовлекать детей в игры-драматизации со многими и разнохарактерными персонажами, с использованием разнообразных видов музыкальной деятельности.

Развивать умение использовать в игре предметы-заместители, воображаемые предметы, входить в образ и оставаться в нем до конца игры.

Двигательная

Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности.

Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья.

Поощрять желание  детей двигаться  под музыку, через создание условий по звучанию музыки. Создавать условия для двигательной активности, с помощью музыкальных инструментов, применяя их во время утренней гимнастики.

Социально-коммуникативное развитие

Игровая

Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности.

Обеспечить необходимое оборудование (картотека игр и упражнений для развития социально-коммуникативных навыков, художественная литература, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и т.д.).

Создавать условия и способствовать организации сюжетно-ролевой игры, путем вовлечения детей в игру, создания проблемной ситуации, пополнения атрибутики, использование предметов-заместителей.

Поощрять  инициативность игрового поведения детей, проявление собственной индивидуальности в коллективных играх,  используя традиционные народные игры с правилами, способствующие физическому, социальному, и этнокультурному развитию детей.

Познавательно-исследовательская

Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности.

Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности с помощью игрушек и оборудования для экспериментирования с водой, снегом, песком, специальные игрушки и оборудование для детского экспериментирования.

Создавать исследовательскую ситуацию для понимания ребенком признаков и свойств предметов.

Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах через создание ситуации для манипулирования, экспериментирования. Наблюдение  за работой взрослых для обогащения представлений у детей о пользе труда.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности.

Создавать в группе ситуацию для развития навыков самообслуживания путем размещения иллюстраций, художественной литературы, видеотеки по теме. Способствовать формированию представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека, через расположение в группе литературы, иллюстраций, журналов, картин, материалов взрослого быта и т.д.

Создавать условия для элементарного бытового труда, путем организации дежурства детей, формируя у детей бережное отношение к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его. 

Создание условий для присвоения детьми культурных норм поведения и общения, а также ценностей, принятых в обществе (пополнение библиотеки подходящей литературой, иллюстрациями; создание проблемных ситуаций).

Способствовать включению детей в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания. 

Конструирование

Развивающая среда для познавательно- исследовательской деятельности.

Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и изымание, разбирание на части, подбор по форме деталей конструктора. Создавать условия для совместной деятельности детей путем объединения общих интересов.

Обеспечить возможность для свободного и доступного пользования материалами;

наличие образцов различных поделок и конструкций.

Изобразительная

Развивающая среда творческих видов деятельности.

Способствовать самостоятельной изобразительной деятельности детей, направленной на развитие творческих способностей, активизацию детей.

Обеспечить детей игровым, дидактическим материалом для развития художественных способностей. Способствовать обмену впечатлениями, свободному и деловому общению детей путем объединения по интересам. Поддерживать детей в совместной художественной деятельности путем привлечения к работе в коллективе.

Музыкальная

Развивающая среда творческих видов деятельности.

Создавать условия для коммуникативных музыкальных игр путем создания положительного эмоционального настроя, пополнение картотеки музыкальных игр.

Двигательная

 Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности.

Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья.

Обеспечить необходимое оборудование (атрибуты для подвижных игр, спортивный инвентарь) для развития двигательной активности детей. Побуждать детей играть в подвижные игры, через создание игровой ситуации.

Обогащать двигательный опыт детей, создавая в группе обстановку способствующую двигательной активности детей. Способствовать формированию привычки к ЗОЖ, желанию заниматься физическими упражнениями.

Физическое развитие

Игровая

Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья.

Осуществить подбор необходимого физкультурно-игрового оборудования. Учитывая основные виды движений, обеспечить необходимое оборудование (атрибуты для подвижных игр, развивающие игры, иллюстрации, литература и т.д.). Создавать условия формирования интереса к занятиям физкультурой и спортом.

Изобразительная

Развивающая среда творческих видов деятельности.

Создавать условия для изобразительной деятельности, путем создания альбомов с иллюстрациями о видах спорта.

Помогать детям реализовывать собственный замысел в развитии изобразительной  деятельности.

Музыкальная

Развивающая среда творческих видов деятельности.

Обогащать двигательный опыт детей, создавая в группе ситуацию использования музыкальных инструментов, игрушек, аудиотеки, путем использования их во время утренней гимнастики и физминуток.

Двигательная

Развивающая среда для обеспечения физической активности и укрепления здоровья.

Поддерживать детей в стремлении использовать атрибуты для подвижных игр, путем вовлечения детей в игру. Создавать условия и помогать организовывать подвижные игры, путем совместного изготовления атрибутики.

Обогащать двигательный опыт детей, создавая в группе обстановку способствующую двигательной активности детей.

Создавать условия для освоения элементов спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол.

Использовать подвижные игры как важное средство повышения двигательной активности, активизации имеющегося опыта в движении и формирования двигательных качеств детей.

Создавать условия для удовлетворения потребности детей в самостоятельной деятельности и активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 2 младшей группы, осваивающих образовательную программу «От рождения до школы»

В данной работе представлена таблица Проектирование образовательнойпредметно-пространственной развивающей среды для детей 2 младшей группы, осваивающих образовательную программу «От рождения...

Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.

Авторское проектирование образовательной предметно-пронстранственной среды для детей дошкольного возраста. Инновационная деятельность. Активная среда. Проектирование образовательно-пространственной ра...

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете

ОППРС в области Речевое развитие, рекомендованы различные пособия, игры, игрушки для уголков и центров по различным видам деятельности....

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в игровой деятельности для детей от 1,5 до 3 лет

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды в игровой деятельности для детей от 1,5 до 3 лет Образовательные областиВиды деятельностиЦентры, уголки, мастерские и д...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Статья. "Предметно-пространственная развивающая среда для детей дошкольного возраста с ОВЗ в структуре художественно-эстетической образовательной области ФГОС ДО"

У детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Низкий уровень восприятия у умственно отсталых детей р...

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года) в соответствии с ФГОС.

Проектированиеобразовательной предметно-пространственной развивающей средыдля детей 1 младшей группы раннего развития (2-3 года)в соответствии с ФГОС.         В...