Мастер-класс,план-конспект
занимательные факты по логопедии

Линейцева Людмила Анатольевна

«Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klassplan-konspekt.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов МДОУ № 9 «Берёзка»,  г. П-Забайкальский

«Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений»


Мастер-класс для педагогов  МДОУ подготовила: Учитель-логопед Линейцева Людмила Анатольевна.

План-конспект мастер-класса

Тема мастер-класса: «Развитие речевого дыхания с помощью игр-упражнений»

Цель мастер-класса:  Создать условия для овладения воспитателями (педагогами) игр и упражнений, направленных на развитие плавного длинного речевого выдоха.

Задачи:

- Познакомить воспитателей (педагогов) с понятием «речевое дыхание».

-Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития длинного плавного речевого выдоха, через игры и упражнения.

-Вызвать у воспитателей (педагогов) интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для развития длительного плавного выдоха.

Дидактический материал: пособия, направленные на развитие воздушной струи.

Ожидаемые результаты: воспитатели (педагоги) узнают об условиях и правилах проведения дыхательных упражнений; познакомятся с играми и методическими пособиями, направленными на развитие воздушной струи.

Ход мастер-класса:

I. Вводная часть.

1. Роль дыхания в развитии речи.

Уважаемые воспитатели, педагоги!!! Вы, наверное, обратили внимание на то, что речь наших детей с годами становится хуже. Всем нам нравится мелодичная, плавная и красивая речь. Для ее формирования необходимо правильное речевое дыхание.  Да только правильное физиологическое дыхание, еще не означает правильное речевое.

 Многим оно дается с трудом. Дыхательная мускулатура у них еще развита слабо. Иногда ребёнку свойственна быстрая речь, проглатывания окончаний слов и искажение звуков. Помочь ему научиться произносить звуки правильно, регулировать громкость, делать паузы между предложениями помогут игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

 Помочь таким детям в первую очередь, это задача логопеда, но и здесь очень важно, чтобы воспитатели взаимодействовали с логопедами. Ведь от нашей с вами совместной работы будет зависеть насколько быстро ребенок сможет преодолеть трудности произношения. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. В своем мастер-классе я хотела бы показать и рассказать ВАМ как с помощью игр-упражнений развивать речевое дыхание ВСЕМ ДЕТЯМ, независимо если нарушение звукопроизношения.

Сегодня мы поговорим о речевом дыхании.

 Дыхание - это физиологический процесс, который состоит из двух фаз - вдоха и выдоха.

Дыхание бывает: грудное, диафрагмальное, диафрагмально - грудное, верхне - грудное, ключичное.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

Другими словами, речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Оно отличается от обычного дыхания:

- Вдох более короткий и более глубокий

- Выдох намного длиннее вдоха

Речевое дыхание – управляемый процесс

Итак, главным источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Давайте посмотрим, какие звуки образуются с помощью носового выдоха. Подставьте ладонь тыльной стороной к носу и произнесите: ММММ,ННН другие звуки произносятся с помощью ротового выдоха. Причем, воздушная струя для разных звуков не одинаковая: для одних звуков плавная, для других толчкообразная. ППППП. При произнесении фрикативных С,Ш,Ж, требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «Р» «РЬ» нужна сильная воздушная струя. Можете произнести эти звуки и сравнить силу воздушной струи. (воспитатели принимают активное участие).

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

2. Особенности речевого дыхания у детей с нарушениями речи

У Детей с нарушениями речи в основном дыхание характеризуется:

• Малым объемом легких;

• Слабой дыхательной мускулатурой;

• Неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха; (В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, конец слова или фразы); или ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой - (вдох) - дем гулять). Произнесите это предложение сами.

• Торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»;

• Слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струй, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.

Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания. Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль над правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.

Условия проведения:

1. Не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 с;

3. Одежда не должна стеснять движений;

4. Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании;

5. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.

Правила проведения:

(воспитатели принимают активное участие в выполнении правил).

1. Щёки не надувать.

2. Плечи не поднимать.

3. Глубокий шумный, короткий вдох носом, пауза и плавный экономный выдох через рот (бесшумный).

4. Губы вытягивать вперёд трубочкой.

5. Самое главное следить за длительностью игр, чтобы не появилось головокружение. Такие игры необходимо ограничивать во времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

I I. Основная часть.  

  1. Как с помощью игр-упражнений развивать речевое дыхание.

Существует 6 игровых приёмов для развития речевого дыхания

1. Игры с музыкальными инструментами.

Игра на дудочке или губной гармошке помогает ребёнку контролировать свой вдох и выдох. Можно также использовать различные свистульки.

2. Мыльные пузыри.

Надувание мыльных пузырей помогает малышу отработать длинный и плавный выдох, также тренирует мышцы губ.

3. Воздушные шарики.

Можно надувать шарики для формирования направленной воздушной струи. А ещё можно играть с надутыми шариками, например, подвесить за верёвочку и дуть на него.

4. Игры с ватой.

С ватой можно придумать много игр для развития речевого дыхания:

- «Расчищаем снег» - сдуваем ватку с какого-либо предмета.

- «Забиваем гол» - задуваем ватный шарик в ворота из конструктора.

- «Фокус» - кладём кусочек ваты на нос и сдуваем его ртом через поднятый вверх язык.

5. «Волшебные фломастеры».

Можно приобрести специальные фломастеры для выдувания. Изображения получаются с помощью брызг выдуваемой краски. К тому же рисование такими фломастерами учит малыша регулировать силу и продолжительность выдоха.

6. Игры с водой.

Наливаем воду в стакан (неполный) и дуем в него через соломинку. Чем сильнее и дольше ребёнок подует, тем сильнее получится «шторм» в стакане.

В процессе этой игры отрабатывается правильность речевого дыхания: вдох – через нос, долгий выдох - через рот.

Можно также налить в таз воды и дуть на бумажные кораблики (можно использовать контейнеры из киндер-сюрприза).

Игры с гласными звуками

«Песенки гласных звуков». Делаем спокойный, глубокий вдох носом, на выдохе поём гласные звуки.

Песенка первая:

Поём протяжно на выдохе два звука — «АУ».

Песенка вторая:

Поём протяжно на выдохе три звука – «АУО».

Песенка третья:

На выдохе протяжно поём четыре звука – «АУОЫ».

Песенка четвёртая:

На выдохе протяжно поём пять звуков – «АУОЫЭ».

Песенка пятая:

Протяжно на выдохе поём шесть звуков –«АУОЫЭИ».

 

Игры с согласными звуками

 

«Шарик». Расставляем ноги на ширину плеч. Необходимо произносить звук «Ф» и одновременно сводить руки перед собой – шар сдувается. Повторить несколько раз.

«Весёлая змейка». Делаем глубокий вдох и на выдохе шипим как змейка – «Ш-Ш-Ш». Произносить звук нужно на одном выдохе. Добирать воздух, во время произнесения, нельзя.

«Покачаем насос». Делаем глубокий вдох носом и на выдохе имитируем как работает насос. Произносим «С-С-С».

«Комарик». Делаем спокойный, глубокий вдох. На выдохе длительно произносим звук «З-з-з»

Стараемся петь звуки как можно дольше пока хватает воздуха на выдохе.

Заключение

 

Игры на развитие речевого дыхания, очень важная составляющая логопедического процесса. Играя, ребёнку быстрее и интереснее удаётся достичь положительных результатов.

Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык!

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…(2 р)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…ровно…глубоко

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают…засыпают…(2 р)

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется. (2 р)

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык!

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Громче, быстрее, энергичнее:

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем…

Потянуться! Улыбнуться!..

Всем открыть глаза и встать!

          СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!!!