Особенности голосоведения и голосоподачи у лиц голосоречевых профессий
статья по логопедии

Германенко Анастасия Дмитриевна

В данном материале описываются особенности голосоведения и голосоподачи у лиц голосоречевых профессий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ № 13 детский сад «Солнышко»

п. Козыревск.

Выполнила учитель-логопед: Сезина Анастасия Дмитриевна.

Особенности голосоведения и голосоподачи у лиц голосоречевых профессий

Речь и голос как средства коммуникации всегда рассматривались в тесном единстве. Голос – это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха (В. Г. Ермолаев) [2].

Каждый голос может двигаться постепенно или скачком. Постепенное движение обеспечивает наибольшую плавность и связность созвучий; секундовые смещения всех голосов способны сделать естественным даже последование гармонически удалённых друг от друга созвучий. Особая плавность достигается при косвенном движении, когда выдерживается общий тон аккордов, прочие же голоса движутся на близкие расстояния

(И. А. Лебедев) [4]. Таким образом, голосоведение – это движение голосов в многоголосном музыкальном произведении. Этот термин применяется также в вокальной педагогике (ведение певческого голоса).

Большое значение для голоса имеет способ его подачи. Голосоподача – это способ подачи звука, отражающий последовательность выдоха и смыкания голосовых складок. Атака –  это скорость, с которой дыхательное положение гортани сменяется фонаторным. Бывает мягкая атака – выдох и смыкание складок происходит одновременно, звук возникает мягко и твердая атака - сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, звук голоса получается резким (А. Митринович - Моджееская) [5]. Также бывает придыхательная атака, она отличается от твердой и мягкой атаки тем, что при ней смыкание связок происходит на уже выходящей воздушной струе, т.е. выдох происходит раньше смыкания связок.

По международной классификации Союза европейских фониатров (1979 г.) учителя школ и гимназий, преподаватели высших и средних учебных заведений, воспитатели детских садов отнесены, также, как и актеры драмы, в группу профессий с высокими требованиями к качеству голоса.

Вопросы профессиональной пригодности будущих специалистов, активно пользующихся голосовым аппаратом, в основном разрабатывались по отношению к студентам театральных и вокальных учебных заведений.

Основными критериями пригодности являются: голосоречевая благозвучность, хорошая дикция и развитый фонематический слух.

И. П. Козлянинова и А. Н. Петрова считают, что благозвучность голоса, с одной стороны, определяется исторически и национально, с другой стороны, это субъективная категория, отражающая эстетическое воздействие данного голоса на конкретного слушателя или определенный круг слушателей.

Н. П. Вербовая и др. считают, что тренированному профессиональному голосу присуще выносливость и гибкость [11;7].

Выносливость – это такое состояние, которое при постоянных репетициях и спектаклях не вызывает заболеваний голосового аппарата, и голос сохраняет способность быть выразительным в любых сценических ситуациях.

Гибкость голоса – это способность охватывать максимальный диапазон звучания от основных средних звуков до возможно низких и верхних тонов, использовать различные тембральные краски, изменять силу звучания от максимального форте до необходимого пиано, варьировать темпо-ритмическое звучание речи. (В. Емельянов) [1].

Отечественные фониатры выделяют абсолютные и относительные противопоказания к выбору голосоречевой профессии. Ю. С. Василенко считает, что абсолютным противопоказанием для поступления в высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку лиц речевых профессий, является наличие у абитуриентов некоторых органических и функциональных нарушений голоса.  Кроме этих заболеваний периферического отдела речедвигательного анализатора к противопоказаниям отнесены нарушения речи: заикание, ускорение или замедление темпа речи, дислалия [2].

И. Максимов указывает, что противопоказаниями являются: патологическое состояние гортани –  пороки развития, опухоли, параличи гортани; патология резонаторной системы –  глотки, полости рта, назальных и параназальных полостей; патологические состояния верхних и нижних дыхательных путей с ограничением дыхательной функции; аллергические заболевания дыхательного тракта с хроническим течением; заболевания нервной системы и психические расстройства; дефекты артикуляции, особенно ринолалия и дизартрия [3].

В литературе описаны различные взгляды на критерии качества голоса лиц голосоречевых профессий. Рассмотрим их.

При публичном выступлении громадное значение имеют следующие качества голоса: ясность, внятность, правильность и выразительность речи; ее недостатки в том или другом отношении, при всех ее внутренних достоинствах не производят должного впечатления. Специалист, для которого публичная речь – профессия, должен длительное время контролировать своё произношение, прежде чем свободно, более или менее автоматически, станет употреблять профессиональные термины, обороты, научится пользоваться всеми просодическими средствами.

Педагоги по сценической речи справедливо указывали, что профессиональная речь должна отличаться хорошей дикцией, позволяющей слышать сказанное во всех уголках обширного помещения.

Дикция – есть объективное свойство звучащей речи, которое нельзя отождествлять с физическим актом речепроизводства (артикуляцией). Дикция отражает субъективные способности говорящего реализовывать звуковой состав речи, исходя из орфоэпических норм.

Слышимость и разборчивость является одним из основных требований к публичной речи, поскольку невнятное звучание может свести на нет ее смысл. Хорошая слышимость достигается постановкой голоса, увеличением выносливости, слаженностью движений органов артикуляции, дыхания, резонирования. Не менее важными являются манера говорить, тембр голоса и интонация. Интонационная бедность: суженный диапазон движения тона, стереотипный интонационный рисунок в обеспечении темы и ремы высказывания, однообразное фразовое ударение, невыразительный темп, сравнимый с монотонностью в мелодии, – не позволяет передать субъективное отношение автора к тексту.

С. И. Бернштейн считает, что оратор должен быть мастером звучащего слова, обладать благозвучным голосом [9, с. 288]. Как звуковое явление, голос имеет объективно измеряемые составные: тембр, сила, высота, диапозон – их взаимосочетание порождает феномен, называемый «благозвучность». Противоположную точку зрения отстаивает И. И. Въедр, считая, что «хотя для сцены и необходим большой по объему звуковысотный диапазон, однако отсутствие такового не является решающим условием голосоречевой профессиональной пригодности актера» [1, с. 192].

Что касается интенсивности голоса, то здесь важна не сила произносимого звука, как таковая, а ее восприятие слушателем – громкость. Каждый преподаватель имеет собственный стиль речи, который отражает личностные особенности, опыт, темперамент, а также индивидуальные особенности интонации, лексики, синтаксиса и произношения.

В. И. Аннушкин и М. Р. Львов обращают внимание педагогов на такие качества, как громкость, темп, паузацию, логическое ударение, интонацию, тембр голоса и дыхание [10]. Преподаватели должны говорить в удобной для них тональности, а не переходить в более высокий частотный диапазон, который характерен для окружающих их учеников (В. Г. Ермолаев) [2].

Важным условием для нормального функционирования голоса педагога является правильная техника дыхания. По мнению Punt, дыхание должно осуществляться без напряжения и дискомфорта. Особое внимание автор уделяет организации вдоха и рекомендует избегать чрезмерного напряжения мышц при дыхании (В. В. Цвынтарный) [8].

Laver и Hanson, выделяют 9 параметров нормального звучания, считая наиболее значимыми гибкость, выразительность, выносливость, мелодичность голоса и нормативность речи [6].

В последнее десятилетие с введением курсов в профессиональном образовании «Культура речи учителя», «Выразительная речь» педагоги начинают обращать внимание не только на формирование четкой дикции и обучение нормам орфоэпии и правильности оформления высказывания, но и на развитие паралингвистических средств речи. Паралингви́стика – раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств. (Ю. А. Васильева) [10, с. 76]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. /

В. В. Емельянов. – Спб.: Лань, 2000. – 192 с.

  1. Ермолаев В.Г. Руководство по фониатрии / В.Г. Ермолаев,

Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов. – Л.: Медицина, 1970. – 272 с.

  1. Лаврова Е.В. Характеристика и классификация нарушений голоса /

Е.В. Лаврова. // Дефектология. – 1987. – № 1. – 34-38 с.

  1. Лебедев И.А. Психическая патология у лиц, страдающих

функциональными голосовыми расстройствами : автореф. дис…. канд. мед. наук / И.А. Лебедев. – М., 1993. – 19 с.

  1. Митринович - Моджевская А. Патофизиалогия речи, голоса, и слуха/

А. Митринович – Моджевская. – Варшава.: Польское государственное медицинское изд-во 1965. – 237 с.

  1. Стрельникова А. Н. Система лечебного дыхания. / А. Н. Стрелькова.

М.: Владос; 2008. – 18с.

  1. Тагирова В.Г. Методические рекомендации для студентов

педагогических институтов и педагогов высшей школы по разделу «Физиология органов дыхания» (гигиена голоса педагога) / В.Г. Тагирова. – Казань 2001. – 31 с.

  1. Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить / В. В. Цвынтрарный.

– Москва: АСТ Астрель; 2004. – 3– 106 с.

Электронные ресурсы

  1. Беккер К. П. Логопедия / К. П. Беккер, М. Совак. –  М.: Медицина,

1981. – 288 с.: ил.  URL: http://www.studfiles.ru/preview/1728313/page:18 (даты обращения 08.01. 2017, 09.01. 2017)

  1. Васильева Ю. А. Голосоречевой тренинг / Ю. А. Васильева. –  СПб.:

Санкт-Петербургская гос. Академия театрального искусства, 1996. – 76 с. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0399/2-0399-18.shtml ( даты обращения: 10.01.2017, 20.01.2017)

  1. Ляпидевский С. С. Расстройства речи и методы их устранения / Моск.

гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, Каф. психопатологии и логопедии; Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. – М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975 . – 194 с. URL: http://old.rsl.ru/ (даты обращения: 21.01.2017, 22.01. 2017)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для методической разработки коррекционной программы «Музыкотерапия, как средство коррекции психоэмоциональных состояний педагогов, имеющих голосоречевые нарушения"

В материале представлен опыт работы по устранению негативных психоэмоциональных состояний педагогов ДОУ, имеющих голосоречевые нарушения. Текст эссэ раскрывает суть работы педагога-психолога с воспита...

Презентация "Голосоведение"

Материал адресован учителям-логопедам...

Программа по голосоведению "Звучащая речь"

Рабочая  программа по голосоведению (в рамках образовательной области «Речевое развитие»)  разработана  для детей 5 летнего возраста  на основе программы Л.Н.Засориной ...

Программа по голосоведению "Звучащая речь"

Рабочая  программа по голосоведению (в рамках образовательной области «Речевое развитие»)  разработана  для детей 5 летнего возраста  на основе программы Л.Н.Засориной ...

Мастер-класс на тему: «Формирование навыка рациональной голосоподачи и голосоведения»

Мастер-класс на тему: «Формирование навыка рациональной голосоподачи и голосоведения»....

Голосоведение

ull;Голос — это звук, который получается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок.•Главные качества любого гол...

Нарушение голоса у представителей голосоречевых профессий: механизмы и симптоматика

Голосовыми расстройствами страдают учителя и преподаватели, воспитатели детских садов, диспетчеры, экскурсоводы, переводчики, военнослужащие. И, как ни странно, на первый план выходят экскурсоводы: 70...