ИКТ-технологии, как ресурс деятельности учителя-логопеда (из опыта работы)
электронный образовательный ресурс по логопедии (подготовительная группа)
Сегодня общество предъявляет качественно новые требования, к воспитанию и обучению подрастающего поколения – к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования. Главная задача современного образования – не просто дать фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к познанию.
Это нашло отражение во многих документах, которые были приняты Правительством Российской Федерации за последние несколько лет.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Используя в своей деятельности интерактивные технологии, педагог делает процесс обучения интересным, динамичным и современным.
Основная образовательная ценность интерактивных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и педагога, и детей.
Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
И в этом смысле информационные технологии становятся незаменимым ресурсом, в том числе и в работе с дошкольниками, имеющими особые возможности здоровья: визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия – совместная работа моторного, слухового, зрительного анализаторов при выполнении заданий.
Сегодня хочу представить вашему вниманию свой, пока еще небольшой опыт работы по использованию интерактивных игр в работе учителя-логопеда.
Свои игры создаю при помощью средств Microsoft PowerPoint, либо с помощью ресурса LearningApps.org. Пользуюсь также сервисом Google Play, готовыми интерактивными играми и упражнениями образовательной платформы «Мерсибо» - на этой же платформе можно самостоятельно сконструировать игры.
В работе учителя-логопеда интерактивные игры – это не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекционного образования каждого ребёнка.
Специальные направленные игры насыщаются тем содержанием, которое необходимо для реализации программного материала и получения качественного результата в работе с детьми, имеющими ТНР.
Например, интерактивная игра по лексической теме «Пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов» - игра «Найди дом для рыбы», созданная мною при помощи средств Microsoft PowerPoint.
С помощью данной игры можно развивать способности детей выполнять видовые обобщения «Пресноводные рыбы» и «Обитатели морей и океанов».
Начинается игра с рассматривания слайда. Дети называют, изображенные на нем, водоемы; уточняем вместе с детьми, в чем отличие озера от моря, как называются рыбы, обитающие в озере и в море.
В основной части игры каждый ребенок четко произносит название рыбы, выброшенной на берег и находит дом для нее. При объяснении своего выбора дети совершенствуют навык составления сложноподчиненных предложений: Акула отправляется в море, потому что она морская рыба.
В целом игра повышает познавательный интерес детей и активизирует внимание детей.
Каждая интерактивная игра образовательной платформы «Мерсибо» состоит из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок видит только первую: он дышит огнем с драконом, спасает принцесс с рыцарем, поливает цветы с бабочкой. Одновременно с этим ребенок развивает речевое дыхание, автоматизирует звуки и активизирует глагольный словарь.
Одна из игр данной платформы «Паровозик», цель которой – научиться выделять ударный гласный звук в слове и соотносить его с буквой. В процессе данной игры ребенок выбирает картинку, выделяет ударный гласный звук. Затем выбирает соответствующую букву и цепляет к ней паровозик.
Выполняя задания развивающего приложения «Домашний логопед» можно закрепить с ребенком навык сопоставления звука и буквы, помочь ему запомнить образы букв. У детей развивается фонематический слух, совершенствуется навык звуко-буквенного синтеза, развивается память.
Подобные игры могут применяться как на групповых занятиях, так и на индивидуальных. А содержание игр может варьироваться в зависимости от задач занятия, от степени усвояемости материала, от индивидуальных особенностей детей, от сложности или упрощенности материала и т.п. - смотря чего, и как, вы хотите добиться в работе с детьми.
Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях у детей с речевой патологией – это удобный и эффектный метод коррекционной работы.
Я убедилась в этом на практике уже на этапах проведения педагогической диагностики в сентябре и январе текущего учебного года. Уровень общего и речевого развития детей существенно отличается. Наблюдается положительная динамика обучения, эффективность воздействия ИКТ-технологий.
В перспективе планирую и дальше использовать ИКТ-технологии, но уже в рамках работы с родителями обучающихся для организации взаимодействия через личные кабинеты с ведением дневника ребенка, речевой и психологической карт, организацией обратной связи. Что позволит не прекращать коррекционную работу на время отсутствия ребенка в детском саду или, например, если вдруг возникнет необходимость в дистанционном образовании.
Хочу сказать, что данные средства обучения значительно повышают эффективность занятия, позволяют сделать его ярче, эмоциональней, насыщенней, увлекают и заинтересовывают ребенка, способствуют повышению динамики коррекционного процесса, помогают детям лучше усваивать новую информацию. ИКТ-технологии, как ресурс нужно и должно использовать в работе всеми специалистами детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_ikt.pdf | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение современных образовательных технологий в практической деятельности учителя – логопеда»
laquo;Использовани...
Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями
На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...
Статья: Современные технологии развития художественной деятельности средней группы (из опыта работы воспитателя)
Создание условий для развития творческих способностей детей;Формирование знаний, способы действия, позволяющие ребенку реализовывать свой творческий замысел;Вовлекание родителей в совместную творческу...
Презентация Отчет по самообразованию Тема: «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности учителя-логопеда»
ПрезентацияОтчет по самообразованиюТема: «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности учителя-логопеда»...
ИКТ-технологии как ресурс деятельности учителя-логопеда
Цель мастер-класса - познакомитьпедагогов с работой конструктора логопедических игр в в онлайн-сервисе. Раскрыть особенности применения ИКТ-технологий в различных видах деятельности учителя-логопеда....
Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого-педагогического консилиума
Функциональные обязанности логопеда ППк-Проводит диагностику детей с целью выявления речевых нарушений и определения уровня речевого развития.-Определяет направления работы по коррекции речевых наруше...
«Инновационные технологии в практической деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО»
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занят...
- Мне нравится (2)