ИКТ-технологии, как ресурс деятельности учителя-логопеда (из опыта работы)
электронный образовательный ресурс по логопедии (подготовительная группа)

Мадеева Ксения Васильевна

Сегодня общество предъявляет качественно новые требования, к воспитанию и обучению подрастающего поколения – к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования.  Главная задача современного образования – не просто дать фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к познанию.

Это нашло отражение во многих документах, которые были приняты Правительством Российской Федерации за последние несколько лет.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Используя в своей деятельности интерактивные технологии, педагог делает процесс обучения интересным, динамичным и современным.

 Основная образовательная ценность интерактивных  технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и педагога, и детей.

Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

И в этом смысле информационные технологии становятся незаменимым ресурсом, в том числе и в работе с дошкольниками, имеющими особые возможности здоровья: визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия – совместная работа моторного, слухового, зрительного анализаторов при выполнении заданий.

Сегодня хочу представить вашему вниманию свой, пока еще небольшой опыт работы по использованию интерактивных игр в работе учителя-логопеда.

Свои игры создаю при помощью  средств  Microsoft PowerPoint, либо с помощью ресурса LearningApps.org. Пользуюсь также  сервисом Google Play, готовыми интерактивными играми и упражнениями образовательной платформы «Мерсибо» - на этой же платформе можно самостоятельно  сконструировать игры.

В работе  учителя-логопеда интерактивные игры – это  не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекционного образования каждого ребёнка.

Специальные направленные игры насыщаются  тем содержанием, которое  необходимо для реализации программного материала и получения качественного результата в работе с детьми, имеющими ТНР.

Например, интерактивная игра по лексической теме «Пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов» - игра «Найди дом для рыбы», созданная мною при помощи средств  Microsoft PowerPoint.

С помощью данной игры можно развивать способности детей выполнять видовые обобщения «Пресноводные рыбы» и «Обитатели морей и океанов».

Начинается игра с рассматривания слайда. Дети называют, изображенные на нем, водоемы; уточняем вместе с детьми, в чем отличие озера от моря, как называются рыбы, обитающие в озере и в море.

В основной части игры каждый ребенок четко произносит название рыбы, выброшенной на берег и  находит дом для нее. При объяснении своего выбора дети совершенствуют навык составления сложноподчиненных предложений: Акула отправляется в море, потому что она морская рыба.

В целом игра повышает познавательный интерес детей и активизирует  внимание детей.

Каждая интерактивная  игра образовательной платформы «Мерсибо» состоит из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок видит только первую: он дышит огнем с драконом, спасает принцесс с рыцарем, поливает цветы с бабочкой. Одновременно с этим ребенок развивает речевое дыхание, автоматизирует звуки и активизирует глагольный словарь.

Одна из игр данной платформы «Паровозик», цель которой – научиться выделять ударный гласный звук в слове и соотносить его с буквой. В процессе данной игры ребенок выбирает картинку, выделяет ударный гласный звук. Затем выбирает соответствующую букву и цепляет к ней паровозик. 

Выполняя задания развивающего приложения «Домашний логопед» можно закрепить с ребенком навык  сопоставления звука и буквы, помочь ему запомнить образы букв. У детей развивается фонематический слух, совершенствуется навык звуко-буквенного синтеза, развивается память.

Подобные игры могут применяться как на групповых занятиях, так и на индивидуальных. А содержание игр может варьироваться в зависимости от задач занятия, от степени усвояемости материала, от  индивидуальных особенностей детей, от сложности или упрощенности материала и т.п.  - смотря чего,  и как,  вы хотите добиться  в работе с детьми.

Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях  у детей с речевой патологией – это удобный и эффектный метод коррекционной работы.  

Я убедилась в этом на практике уже на этапах проведения педагогической диагностики в сентябре и январе текущего учебного года. Уровень общего и речевого развития детей существенно отличается. Наблюдается положительная динамика обучения, эффективность воздействия ИКТ-технологий.

В перспективе планирую и дальше использовать ИКТ-технологии, но уже в рамках работы с родителями обучающихся для организации взаимодействия через личные кабинеты с ведением дневника ребенка, речевой и психологической карт, организацией обратной связи. Что позволит не прекращать коррекционную работу на время отсутствия ребенка в детском саду или, например, если вдруг возникнет необходимость в дистанционном образовании.

Хочу сказать, что данные средства обучения значительно повышают эффективность занятия, позволяют сделать его ярче, эмоциональней, насыщенней, увлекают и заинтересовывают ребенка, способствуют повышению динамики коррекционного процесса, помогают детям лучше усваивать новую информацию. ИКТ-технологии, как ресурс  нужно и должно использовать в работе всеми специалистами детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_ikt.pdf2.06 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий, в практической деятельности учителя-логопеда применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями

На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда, инновационные технологии приобретают особое значение. Инновационные технологии позволяют достичь максимально во...

Статья: Современные технологии развития художественной деятельности средней группы (из опыта работы воспитателя)

Создание условий для развития творческих способностей детей;Формирование знаний, способы действия, позволяющие ребенку реализовывать свой творческий замысел;Вовлекание родителей в совместную творческу...

Презентация Отчет по самообразованию Тема: «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности учителя-логопеда»

ПрезентацияОтчет по самообразованиюТема: «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности учителя-логопеда»...

ИКТ-технологии как ресурс деятельности учителя-логопеда

Цель мастер-класса - познакомитьпедагогов с работой конструктора логопедических игр в в онлайн-сервисе. Раскрыть особенности применения ИКТ-технологий в различных видах деятельности учителя-логопеда....

Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого-педагогического консилиума

Функциональные обязанности логопеда ППк-Проводит диагностику детей с целью выявления речевых нарушений и определения уровня речевого развития.-Определяет направления работы по коррекции речевых наруше...

«Инновационные технологии в практической деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС ДО»

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занят...