Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии (старшая группа)

Плужникова Виктория Викторовна

Коммуникативные навыки являются основополагающими в процессе социализации ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок впервые выходит за рамки семьи и учится строить отношения со сверстниками и взрослыми людьми. Его успех в этой деятельности напрямую связан с уровнем развития коммуникативных навыков, а для детей с нарушением речи этот аспект является ещё более актуальным, так как требует больших усилий в овладении данными навыками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи.

Коммуникативные навыки являются основополагающими в процессе социализации ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок впервые выходит за рамки семьи и учится строить отношения со сверстниками и взрослыми людьми. Его успех в этой деятельности напрямую связан с уровнем развития коммуникативных навыков, а для детей с нарушением речи этот аспект является ещё более актуальным, так как требует больших усилий в овладении данными навыками.

В течение дошкольного периода детства закладываются базовые универсальные навыки коммуникации, которые развиваются и совершенствуются в ходе школьного и профессионального обучения, дальнейшей жизни, позволяя в конечном итоге личности строить успешную профессионально и социально-значимую коммуникативную деятельность. Согласно взглядам Л.С. Выготского, сформированные навыки коммуникации выступают в качестве одного из условий успешной социализации дошкольника, важного фактора личностного развития, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на самопознание и самооценку через отражение собственной деятельности в поведении и реакциях других людей [6].

Коммуникация – процесс взаимодействия и способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию. Выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности и его жизни в обществе. Коммуникативные способности – это знания, умения и навыки, связанные с процессом общения людей. Коммуникативные способности дошкольников – это коммуникативные умения, включающие в себя потребность в общении, умения вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и понимать собеседника, устанавливать с ним хорошие личные и деловые взаимоотношения. Разнообразные затруднения в сфере общения, недостаточный уровень развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста – свидетельство нарушенного развития. Основные формы общения дошкольников в онотогенезе развиваются от простого соучастия в разных видах деятельности (2-4 года) до истинного сотрудничества (6-7 лет). У детей 5-6 лет при ситуативно-деловой и ситуативно-личностной формах общения главными особенностями коммуникативных способностей являются: разнообразие коммуникативных действий, большая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность поведения ребенка при общении со сверстником, преобладание инициативных действий над ответными. Несовершенство коммуникативных способностей у детей с ОНР не обеспечивает эффективность процесса общения. Недостатки в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР самостоятельно ими не могут быть преодолены. Это происходит лишь под руководством специалиста, требует специально организованной систематической и целенаправленной коррекционно-развивающей работы.

Особого внимания заслуживают особенности формирования коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Дети с речевыми нарушениями особенно чувствительны к неблагоприятным влияниям социума. Часто оказываясь изолированными от других детей группы, логопаты не участвуют в играх, общих мероприятиях, подвергаются насмешкам со стороны сверстников и педагогов, что ведет к усугублению эмоционально-волевой сферы, порождает тревожность, ожидаемость и прогнозируемость внутренних переживаний, снижает самооценку, в дальнейшем приводит к отклонениям в развитии личности.

Положение ребенка в коллективе сверстников тесно связано со степенью тяжести речевого дефекта. Так, дети, занимающие высокое положение в системе личных взаимоотношений, как правило, имеют сравнительно хорошо развитую речь. Среди детей, занимающих неблагоприятное положение, есть дети с положительными качествами личности, хорошим поведением, но с более тяжелым речевым дефектом, который и является определяющим в иерархии межличностных отношений.

Е.В. Красовская, А.Н. Данилова [4] отмечают, что дети данной категории даже в большой степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции, т. к. нарушения речевой функции приводят к нарушению процесса коммуникаций, что в свою очередь ведет к недоразвитию коммуникативной компетентности в целом.

Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Н.С. Жукова [5] под общим недоразвитием речи понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, наличием стойких нарушений коммуникативного акта, что затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

Т.Б. Филичева [5] отмечает, что общее недоразвитие речи — дефект полиэтиологический и может выступать и как самостоятельная патология, и как следствие других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и т.д.

 Становление коммуникативной деятельности происходит на протяжении первых семи лет жизни ребенка, и это имеет большое значение, так как именно через активное общение ребенок превращается в личность. Между тем, многие современные дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими: не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут поддержать и развить установившийся коммуникативный контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание. Неумение детей организовывать общение, провоцирует личностные и поведенческие нарушения, способствующие появлению замкнутости или чувства отверженности. Все эти трудности особенно характерны для детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).

 Общее недоразвитие речи сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью. Во многих исследованиях, посвященных изучению процесса общения и коммуникации детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, указывается на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, вследствие значительных затруднений применения речи как основного средства коммуникации. В результате недоразвития речевых средств снижаются способности к обучению, могут возникнуть психологические трудности, в результате которых формируются специфические личностные черты (замкнутость, робости, нерешительности, стеснительности), определяющие нарушения коммуникативно-речевого поведения [8].

Коммуникативные способности – важное средство социальной адаптации дошкольников с ОНР в обществе, так как от уровня речевого развития во многом зависит объем и качество образования, активность в приобретении социального опыта и будущей профессиональной деятельности.

У дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в коммуникации наблюдаются значительные трудности, так как они не всегда могут полноценный способ поделиться своими знаниями и опытом посредством языка, установить контакт посредством речи.

Овладение  ребенком навыками успешной коммуникации происходит в процессе развития речи, овладения системой родного языка, развития и изменения форм общения. Исследователи отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи III уровня характерно наличие стойких фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, несовершенство структурно-семантической организации высказываний, нарушение внутреннего программирования и реализации программы высказывания [3].

У рассматриваемой категории детей зачастую отмечаются трудности вступления в контакт, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, включаться в обсуждение и др., что приводит к снижению коммуникативной активности [7].

 Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова говорят и об обратной зависимости — при недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется [12].

Современные изменения социокультурных условий находят свое отражение в требованиях, предъявляемых к личности. В стандарте дошкольного образования значительное внимание уделяется направлению развития коммуникативной культуры детей, что показывает насколько высоко в современном обществе ценятся способности легко устанавливать контакт, понимать, быстро оценивать ситуацию и информацию партнера по коммуникации, доступно и аргументированно излагать собственные мысли, легко адаптироваться в новом коллективе, быть доброжелательным и в тоже время уметь отстоять свою точку зрения с помощью «правильных», соответствующих культурным нормам, речевых средств и др.

Через коммуникацию, осознавая и присваивая правила и нормы коммуникативного поведения ребенок осваивает базовые нормы коммуникативной культуры того общества, членом которого является. Таким образом, потребность в успешной и эффективной коммуникации стимулирует формирование универсальных коммуникативных навыков, необходимых человеку для элементарного общения, установления контакта, передачи собственных мыслей и чувств, получения прогнозируемой реакции партнера по коммуникации.

Проанализировав различные подходы к определению структуры коммуникативных навыков ребенка дошкольного возраста, мы выделили следующие наиболее значимые, на наш взгляд, универсальные коммуникативные навыки и умения: умение учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности при построении стратегии речевой  коммуникации; умение слушать и вступать в диалог; навыки участия в коллективном обсуждении проблем; навыки интеграции в группу сверстников и построения продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, навыки применения речевых и неречевых средств коммуникации в соответствии с целями и задачами коммуникации и ситуацией общения.

Рассматривая выделенные умения и навыки, мы можем с достоверностью сказать, что в основе процесса коммуникации лежат навыки использования речевых и неречевых средств в коммуникативных целях, т.е. в целях передачи и приема информации, а также в целях оказания влияния на партнера по коммуникации. Опираясь на концепцию Г.М. Андреевой, можно выделить комплекс коммуникативных навыков, овладение которыми способствует развитию и формированию личности: 1) межличностной коммуникации, 2) межличностного взаимодействия, 3) межличностного восприятия [2].

Первый вид навыков включает в себя определенный опыт использования вербальных и невербальных средств общения, передачи рациональной и эмоциональной информации и т.д. Второй вид навыков представляет собой сформированную способность к обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды. Третий вид характеризуется умением воспринимать позицию собеседника, слышать его, а также импровизационным мастерством, что включает в себя умение без предварительной подготовки включаться в процесс коммуникации и организовывать его [2].

Характерная особенность коммуникативных способностей старших дошкольников состоит в том, что их формирование и развитие происходит в игровой деятельности. В этом случае, как указывает Л.М. Шипицына, «коммуникативный и деятельностный подходы объединяются, что положительно влияет на развитие коммуникативных умений старших дошкольников». Общение дошкольников преимущественно происходит в игровой деятельности (в сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических играх, играх-драматизацияхи т.д.).

Игровая деятельность – ведущая в период дошкольного детства, поэтому правомерно рассматривать ее как эффективное средство формирования коммуникативных способностей детей.

В результате теоретического анализа изучаемой проблемы мы отметили наличие специфических трудностей формирования универсальных коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, возникающих вследствие несформированности предпосылок становления основных форм коммуникации, смещении иерархии цели общения, снижении потребности в нем.

Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости коррекционной помощи в преодолении нарушений формирования универсальных коммуникативных навыков именно в дошкольном возрасте. Данная проблема привлекает внимание специалистов в аспектах теоретического и практического изучения методов и форм развития универсальных коммуникативных навыков у рассматриваемой категории детей, а также системы взаимодействия специалистов в процессе организации коррекционной работы по формированию универсальных коммуникативных навыков.

Коммуникативные способности – это сложные и осознанные коммуникативные умения решения коммуникативных задач в разных видах речевой деятельности, основанные на элементарных представлениях об общении и практической подготовленности к общению. Коммуникативные способности детей дошкольного возраста помогают им эффективно осуществлять общение.

Литература:

  1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: автореф. дисс.... канд.психол.наук. – Волгоград, – 2001 – 24 с.
  2. 2. Андреева Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Г. М. Андреева — М.: 1987. — 297с.
  3. 3. Артемова С. А. Культурные практики в процессе формирования коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста//Электронный научнообразовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2017. – №6 (53) http://grani.vspu.ru/files/publics/1512504468.pdf
  4.  Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: МГУ, 2009. – 200 с.
  5. 5. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии; коммуникативная дифференциация личности СПб, КАРО. 2005. – 280с.
  6.  Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 459 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5- 9916-9483-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblioonline.ru/bcode/397011 (дата обращения: 16.10.2019).
  7.  Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. – N 6. –С. 7-16.
  8.  Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Оникс, 2010. – 753с.
  10.  Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. — Москва : Эксмо, 2015. — 320 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС

Данная статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС....

Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Данная статья посвящена тому ,какие коммуникативно-речевые особенности проявляются у детей с общим недоразвитием речи...

Картотека игр и упражнений на развитие коммуникативных способностей у детей с общим недоразвитием речи

У детей с ОНР есть трудности в общении со сверстниками и посторонними взрослыми. Вы можете помочь ребенку в общении, используя предложенные игры и упражнения...

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений у детей»

Общение детей со сверстниками возникает в своеобразной форме и в рамках дошкольного детства проходит ряд этапов, и воспитатель детского сада должен их знать, организуя совместную деятельно...

«Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность»

laquo;Коллективное дело» – это практическая забота обо всех сторонах жизни, а не воспитание тех, кто всё исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творчес...