Развитие физиологического и речевого дыхания – одна из актуальных тем в логопедической практике.
статья по логопедии

Уманская Анастасия Александровна

Статья адресована педагогам об особенностях и основных этапах формирования правильного речевого дыхания у детей с общем недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fiziologicheskogo_i_rechevogo_dyhaniya_.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  физиологического и речевого дыхания –

одна из актуальных тем в логопедической практике.

Автор: Уманская А.А., учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 43

Как показывает логопедическая практика,  с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи. Во многом речевые нарушения связаны с недостаточным развитием  физиологического и речевого дыхания, что подтверждается работами авторы традиционных методик (Л.С.Волкова, В.И.Селиверстов, А.Г.Ипполитова, М.Е.Хватцев), где развитию физиологического и речевого дыхания отводиться значительная роль.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Диафрагма, участвуя в дыхании, является главной движущей силой в его обеспечении.

Различают три типа дыхания: верхнереберный, грудной, грудобрюшной (он же диафрагмально-реберный). При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако, доля ее участия разная. Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом не полностью.

У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.

Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений.

Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания входят в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А.Р.Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в структуре постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической работе.

Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции. В основу этих методик легло осознанное управление всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

Коррекционная работа осуществляется поэтапно.

На первом этапе создается фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираясь на имеющиеся у ребенка дыхательные и двигательные навыки, логопед учит его направлять внимание на работу органов дыхания и к самому акту дыхания.

На втором этапе приоритетной становится тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объема и улучшения качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры. Формирование качественных характеристик движений происходит на контрасте напряжения и расслабления.

Третий этап направлен на создание активного вдоха с акцентом на качественные его характеристики (силу, скорость и объем воздушного потока), а также на регуляцию дыхательного ритма. Отработка этих навыков дыхания способствует улучшению аэродинамики воздушного потока. Дети учатся контролировать и регулировать длительность и глубину вдоха, выдоха и пауз между ними, управлять силой и направленностью выдоха.

Результатом использования этих упражнений является сформированный стереотип правильного дыхания.

Четвертый этап включает в себя работу по закреплению нижне - реберного диафрагмального типа дыхания и формированию речевого дыхания.

Комплексное воздействие на дыхательную систему ребенка осуществляется в двух направлениях:

  • участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);
  • использование дыхательных упражнений в течении дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность, занятия).

Формирование правильного речевого дыхания у детей с общем недоразвитием речи является одним из важных и актуальных направлений работы, которое осуществляется через  целенаправленное воздействие на дыхательную и голосообразовательную функциональные системы организма с целью преодоления тяжелых нарушений речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Мастер - класс для воспитателей "Умные сказки" как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике"

Самый уютный, понятный для ребенка мир – это мир сказки. Можно просто прочесть ребенку сказку, можно прочесть ее с выражением, можно рассказать ее, импровизируя, а можно сделать сказку своим пом...

Консультация для педагогов «Умные сказки» как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике»

Консультациядля педагогов на тему:«Умные сказки» как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике»...

Умные сказки» как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике»

Самый уютный, понятный для ребенка мир – это мир сказки. Можно просто прочесть ребенку сказку, можно прочесть ее с выражением, можно рассказать ее, импровизируя, а можно сделать сказку своим пом...

Консультация «Умные сказки» как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике»

Каждый из нас помнит, как изо дня в день мы просили мам и пап, бабушек и дедушек почитать полюбившиеся сказки. Хотя мы отлично знали, чем закончится любая сказка, и могли продолжить сказку с любого сл...

«Умные сказки» как одна из форм развития речевой инициативы в логопедической практике»

Каждый из нас помнит, как изо дня в день мы просили мам и пап, бабушек и дедушек почитать полюбившиеся сказки. Хотя мы отлично знали, чем закончится любая сказка, и могли продолжить сказку с любого сл...