«Инсценирование произведений художественной литературы – одна из форм работы в логопедической практике».
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Представление из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instsenirovanie_proizvedeniy_hudozhestvennoy_literatury.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Инсценирование произведений художественной литературы – одна из форм работы в логопедической практике».

Муравьева Л. А.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей № 9 «Сказка» г. Лесосибирска

        Использование небольших по содержанию текстов художественной литературы стихотворной формы, в основе которых лежит диалог, играет значимую роль в логопедической работе.

 Стихотворная форма текста наиболее благоприятна для автоматизации поставленных звуков, развития памяти, темпо-ритмической организации высказывания, формирования интонационной выразительности речи. Поэтому интересные короткие стихотворения, потешки, фольклорные миниатюры, являются лучшим речевым материалом для инсценирования.

Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов и дети с удовольствием показывают сценки по мотивам этих миниатюр.

       Также речевым материалом могут служить знакомые детям русские народные сказки, небольшие по содержанию прозаические произведения.

В основу этих произведений положен диалог. Воспроизведение готовых диалогов помогает детям осваивать вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, правильное дыхание, звучность голоса, четкость дикции, нормальный темп речи.

       Наглядно - образный характер мышления детей позволяет сочетать инсценирование произведений с такой традиционной формой работы, как пальчиковый театр.   Такая форма работы особенно эффективна с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения: ОНР, нарушение темпо-ритмического строя речи, ярко выраженную общую, мелкую и артикуляционную недостаточность, так как задействует различные анализаторы: речеслуховой, двигательный, зрительный, тактильный, эмоциональный.

Ассоциация этих анализаторов способствует тому, что по проводящим путям центральной нервной системы устремляется мощный поток импульсов в кору головного мозга, вызывая активизацию всех ее зон, что повышает компенсаторные возможности органически пораженного центра мозга.

  Коррекционно – развивающая работа обеспечивает целостное развитие личности ребенка, расширяет кругозор.

Приложение

Речевой материал для инсценирования

Рыжий кот и старушка-говорушка (Б. Брехт)

 -  Рыжий кот, вернись к старушке, одинокой говорушке!

         -  Ни за что я не вернусь, под забором я свернусь: по утрам и вечерам в твоем доме тарарам!

 -    Не ходи ты под забор, с кем вести мне разговор? У старушки-говорушки рыжий кот  -  одна подружка!

 -   Я вернусь, но - чур-чур-чур! - не ругать за «мур-мур-мур»! У старушки-говорушки будет котик-говорушка.

Зимний разговор через форточку (Б. Брехт)

 - Я  -  маленький воробей.

Я гибну, дети, спасите... Я летом всегда подавал сигнал, Чтоб сторож ворон с огорода гнал. Пожалуйста, помогите!

 - Сюда, воробей, сюда!  Вот тебе, друг, еда. Благодарим за работу!

        Медведь (Г. Виеру)

       

        - Ты куда идешь, медведь?

 - В гору, елку присмотреть.

 - А зачем тебе она?

 - Новый год встречать пора.

 - Где поставишь ты ее?

 - В дом возьму к себе, в жилье.

 - Что ж не вырубил в лесу?

 - Жалко, лучше принесу.

Лягушкины покупки  (В Орлов)

 - Откуда ты идешь, лягушка квакушка?

 - С базара домой, дорогая подружка.

 - А что ты купила?

 - Всего понемножку:

Купила ква – пусту,

ква – соль и в ква – ртошку.

                 

 Муравей  (А. Тараскин)

 - Муравей, постой, постой,

Почему спешишь домой?

 - Что ж не видишь, стрекоза,

Надвигается гроза.

 - Если я спешу домой,

Будет дождик проливной.

 

           

 Кисонька

  • Кисонька-мурысонька, ты где была? — На мельнице.
  • Кисонька-мурысонька, что там делала. — Муку молола.

-Кисонька-мурысонька, что из муки пекла? - Прянички.

  • Кисонька-мурысонька, с кем прянички ела? - Одна.
  • Не ешь одна, не ешь одна.

           

 Разговор лисы и зайца (Н. Сладков)

 - Надо мне,  косой, побеседовать с тобой!

 - Не могу, лиса, прости, надо мне себя спасти.

 - От кого себя спасать? Здесь в лесу густом мы с тобой стоим вдвоем.

 - От твоих, лиса, зубов, от твоих, лиса, усов, от хвоста и лисьих глаз. Веры нет к лисе у нас.

               

          Лягушонок (А. Берлова)

Лягушонок чуть не плачет

За советом к маме скачет

 - Я в воде, как рыбка, плыл,
Головастиком я был,

А теперь нигде в пруд

Я свой хвостик не найду.

 Рассмеялась тут Квакушка, говорит:

 - Ты стал лягушкой,
Поменял ты хвост на лапы,
Можешь прыгать вместе с папой.

                                      Перчатки

(Английская песенка в переводе Л. Родина)

Ведущий.    

 Шалунишки-котятки потеряли перчатки

 И не смеют взойти на порог.

   - Мама, мама, прости! Мы не можем найти,
       Куда подевались перчатки!

   - Не найдете перчатки, так и знайте, котятки,
      Я не стану готовить пирог!

    Мяу-мяу, пирог, мяу-мяу, пирог,

   Я не стану готовить пирог!

Ведущий.

    Испугались котятки, отыскали перчатки

                       И к маме бегут со всех ног.

              -  Мама, мама, открой и пусти нас домой!

Мы нашли на дороге перчатки!

 - Отыскали перчатки? Золотые котятки!
      Получайте за это пирог!

Мяу-мяу, пирог, мяу-мяу, пирог,

Получайте за это пирог!

Коротенькие фольклорные миниатюры

- Ты пирог ел?

 - Нет, не ел.

 - А он вкусный был?

 - Очень!

                    - Где ты, брат Иван?

 - В горнице.

 - Что делаешь?

 - Помогаю Петру.

 - А Петр что делает?

 - Да на печи лежит.

- Я медведя поймал!

 - Так веди сюда!

 - Не идет.

 - Так сам иди!

 - Да он меня не пускает.

- Егор,  Егор, укажи свой двор!

 - А вот мой двор, голубой забор!

Народные сказки и произведения писателей:

(«Как лечить удава», «Хочу быть слоненком» Г. Остера, «Неладно скроен, да крепко сшит», «Божья коровка» К. Ушинского, «Спор животных» (русская народная сказка).

Хочу быть слоненком (Г. Остер)

Было очень жарко, и все сидели на берегу озера.

 - Я,  -  сказала мартышка,  -  могу быть акробатом в цирке.

 - А я, — похвастался попугай,  - могу магнитофоном.

    - А я могу канатом на корабле,  -  сказал удав.

 - А ты кем можешь?  -  спросили слоненка. Слоненок думал-думал и ответил:

 - Я могу слоненком.

 - Подумаешь!  -  стали все смеяться.  -  Ты и так слоненок. Это неинтересно.

 - А вот и интересно,  -  обиделся слоненок.

Он пошел в зоопарк и устроился работать слоненком. И оказалось, что действительно интересно. Не верите  -  сходите, посмотрите.

Божья коровка (К. Ушинский)

 - Посмотри, папа, какого я хорошенького, кругленького жучка поймал. Головка у него черненькая, крылья красненькие, а на крыльях пятнышки. Да жив ли он? Что-то не шевелится.

 - Жив, а только прикинулся мертвым. Это божья коровка, очень полезный жучок. Она, а еще больше ее гусеница истребляют множество вредной тли.

 - Посмотри, папа, жучок очнулся и влез мне на палец. Куда-то он полезет дальше.

 - А вот увидишь. Смотри, как он раздвигает свои твердые надкрылья и распускает из-под них настоящие крылышки – легкие и прозрачные.

Вот и улетел. Какой же он хитрый жучок.

Пчелки и ласточка

Цель. Закрепить умение детей обмениваться сообщениями и реагировать на них.

Ход игры

Играющие  -  пчелы  - летают по поляне и напевают:

 - Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум-зум-зум! Зум-зум-зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песенки ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Стадо

 Цели. Учить детей с вежливой интонацией обращаться с просьбой, реагировать на побуждение.

Ход игры

 Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные — овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

 - Пастушок, пастушок,
Заиграй в рожок!
Травка мягкая,

Роса сладкая, Гони стадо в поле

Погулять на воле!

-        Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
Я вас в поле поведу.
Травку кушайте

Да пастушка слушайте!

 Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» — все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Все, кого поймал волк (коснулся рукой), выходят из игры.

Отвечай быстро

     Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.

Ход игры

Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:

 -         Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.

 -         Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному
из детей.

 - Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему

Похожи – не похожи

Цель. Учить детей терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Материал. Предметные картинки с изображением различных животных, растений, предметов.

Ход игры

Играют две команды (или два ребенка). Воспитатель помещает на мольберт 2 картинки. Одна команда высказывает мнение о том, что изображенные объекты не похожи, и называет отличающие их признаки. Другая команда доказывает, что объекты похожи.

Примерные пары: собака и пчела; курица и рыбка; аквариум и улей; скамейка и кресло; ромашка и календула; дерево и цветок и т.п.

 - Собака и пчела не похожи: собака большая, а пчела маленькая.

 - Они похожи, так как они обе живые (животные).

 - Они не похожи: собака – зверь, а пчела — насекомое.

 - А мы думаем, что они похожи. И собака приносит пользу человеку и пчела.

 - Они выглядят по-разному.

- И пчела, и собака могут укусить и т.д.

Обсуждение каждой пары - отдельный раунд. В раунде побеждает тот, за кем осталось последнее слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе.

Практически на все лексические темы, по которым работают логопеды Санкт-Петербурга можно подобрать литературное произведение.Обязательно перед тем как использовать произведение проводится предва...

Формирование интереса у дошкольников к восприятию художественной литературы посредством разнообразных форм работы.

Слайд 1, 2Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закла...

Педагогического совета по теме: «Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО»

Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Тантамарески и пальчиковые дорожки как одна из форм работы в логопедической группе

      Мы все знаем, что существует связь между моторикой рук и развитием речи. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развити...

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками в форме образовательной ситуации (на основе восприятия детьми произведения художественной литературы) Тема: «Мордовская сказка «Как собака друга искала»», возраст детей_5 - 6 лет

Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие».Цель: воспитывать духовно-нравстве...

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы в форме образовательной ситуации на основе восприятия детьми произведения художественной литературы Тема: Чтение рассказа «Бабушкин подарок» М.Зощенко

Развитие социального и эмоционально интеллекта, становление способности ребенка разбираться в человеческих отношениях, в ситуациях межличностного общения, формирование само осознанности и самообладани...