Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе.
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа) по теме
Практически на все лексические темы, по которым работают логопеды Санкт-Петербурга можно подобрать литературное произведение.
Обязательно перед тем как использовать произведение проводится предварительная работа. Воспитатели или логопед знакомят детей со сказкой, рассказом и т. д. сначала читают, вместе рассматривают иллюстрации, обсуждают сюжет, характеризуют героев. Книга остается у детей в свободном пользовании.
Целесообразно использовать изображения героев произведений, которые можно выставлять на наборное полотно или на фланелеграф.
Это трудоемкая работа, но она дает хороший результат.
Цели:
- Формирование выработки интереса к коррекционным занятиям.
- Повышение эффективности коррекции речевых нарушений.
- Расширенное ознакомление детей с произведениями художественной литературы.
- Использование такого вида работы, как совмещение развлечения и коррекционной деятельности.
- Развитие памяти, внимания и мышления.
- Развитие связной речи
В младшем дошкольном возрасте используются в основном русские народные сказки, произведения К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто.
В старшем дошкольном возрасте уже берутся более серьезные произведения, но и сказки тоже не исключение.
Любое произведение художественной литературы можно использовать при развитии связной речи. По другим разделам коррекционной работы на усмотрение логопеда.
Очень эффективна эта работа с детьми младшего дошкольного возраста, которые отказываются выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Рассказываете сказку, знакомую ребенку, добавляя какие-то элементы, просите ребенка помочь в рассказывании и незаметно включаем артикуляционную гимнастику.
Для включения литературных произведений в систему коррекционной работы по преодолению у детей речевых нарушений разработано примерное перспективное тематическое планирование.
Большую роль в этой системе работы играет фантазия логопеда и ориентация и знания детской художественной литературы.
Изначально произведения художественной литературы использовались как развлечение для детей перед тихим часом. Всегда хотелось взять что-то по лексической теме. Потом стали применять для развития связной речи. Далее пришло решение попробовать провести все занятие по произведению.
Первым опытом была русская народная сказка «Колобок» и «Теремок», и сказка К. Чуковского «Федорино горе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование
1.3 Примерное тематическое планирование по использованию произведений художественной литературы в коррекционной работе.
Лексическая Тема | Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Осень. Грибы. Ягоды. | В. Сутеев «Под грибом» | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» |
Фрукты. Сад | В, Сутеев | «Мешок яблок» «Яблоко» |
Овощи. Огород | В, Сутеев «Дядя Миша | Ю. Тувим «Овощи» |
Перелетные птицы | Журавль и цапля | В. Гаршин «Лягушка-путешественница» |
Одежда | С,Маршак «Рассеянный с улицы Бассейной» | А, Кардашева «Не растут, к несчастью, брюки…» |
Мебель | Три медведя | С. Маршак «Откуда стол пришел?» |
Зима | М. Пляцковский «Ромашки в январе» | Старик-годовик |
Дикие животные | Колобок, Теремок | В, Сутеев «Кот-рыболов» |
Домашние животные | Зимовье зверей | Н, Носов «Бобик в гостях у Барбоса» Э, Успенский «Зима в Простоквашино» |
Новый год | В.Сутеев «Елка» | М. Зощенко «Елка» |
Домашние птицы | В, Сутеев «Утенок и цыпленок» | В, Сутеев «Петух и краски» |
Зимующие птицы | М. Горький «Воробьишко | М. Пришвин «Гаечки» |
Игрушки | А, Барто «Игрушки» | В. Драгунский «Друг детства» |
Посуда |
К. Чуковский | «Федорино горе» |
Транспорт | Г, Цыферов «Паровозик из Ромашково К, Чуковский «Тараканище» | Н. Носов «Автомобиль»» |
Профессии | Д. Родари «Чем пахнут ремесла?» С. Маршак «Почта», «Живые буквы» | С, Михалков «А что у вас?» В. Маяковский «Кем быть?» |
Животные жарких стран Животные Севера | К. Чуковский «Айболит», «Бармалей» | Киплинг «Слоненок» С, Маршак «Где обедал воробей», |
Армия | К. Паустовский «Похождения жука-носорога» | С. Баруздин «Шел по улице солдат» |
Семья | Л. Пантелеев «Большая стирка» | М. Зощенко «Бабушки подарок» В. Осеева «Волшебное слово» |
Признаки весны | «Заюшкина избушка» | К. Ушинский «Четыре желания» |
Насекомые | К,Чуковский «Муха-цокотуха» | В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование средств художественной литературы в логопедической работе с детьми с ОНР
Использование загадок помогают педагогу оживить занятие....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
Консультация для родителейИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА Дошкольники очень восприимчивы к слову, всё быстро зап...
«Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе»
Роль художественных произведений о природе в воспитании нравственности у детей дошкольного возраста...
Педагогического совета по теме: «Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО»
Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....
Автоматизация звука «Р» с использованием произведений художественной литературы: сказки Ш.Перро «В гостях у Красной Шапочки».
Закрепление звука "Р" в словах, предложениях, тексте...
Использование произведений художественной литературы в развитии речи младшего дошкольника
консультация...
Презентация «Использование художественной литературы в коррекционной работе учителя-логопеда»
Мастер-класс для педагого ДОУ....