Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе.
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа) по теме

 

Практически на все лексические темы, по которым работают логопеды Санкт-Петербурга можно подобрать литературное произведение.

Обязательно перед тем как использовать произведение проводится предварительная работа. Воспитатели или логопед знакомят детей со сказкой, рассказом и т. д. сначала читают, вместе рассматривают иллюстрации, обсуждают сюжет, характеризуют героев. Книга остается  у детей в свободном пользовании.

Целесообразно использовать изображения героев произведений, которые можно выставлять на наборное полотно или на фланелеграф.

Это трудоемкая работа, но она дает хороший результат.

Цели:

  1. Формирование выработки интереса к коррекционным занятиям.
  2. Повышение эффективности коррекции речевых нарушений.
  3. Расширенное ознакомление детей с произведениями художественной литературы.
  4. Использование такого вида работы, как совмещение развлечения и коррекционной деятельности.
  5. Развитие памяти, внимания и мышления.
  6. Развитие связной речи

 

В младшем дошкольном возрасте используются в основном русские народные сказки, произведения К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто.

В старшем дошкольном возрасте уже берутся более серьезные произведения, но и сказки тоже не исключение.

Любое произведение художественной литературы можно использовать при развитии связной речи. По другим разделам коррекционной работы на усмотрение логопеда.

 

 

Очень эффективна эта работа с детьми младшего дошкольного возраста, которые отказываются выполнять упражнения артикуляционной гимнастики. Рассказываете  сказку, знакомую ребенку, добавляя какие-то элементы, просите ребенка помочь в рассказывании и незаметно включаем артикуляционную гимнастику.

Для включения литературных произведений в систему коррекционной работы по преодолению у детей речевых нарушений разработано примерное перспективное тематическое планирование.

 

Большую роль в этой системе работы играет фантазия логопеда и ориентация и знания детской художественной литературы.

Изначально произведения художественной литературы использовались как развлечение для детей перед тихим часом. Всегда хотелось взять что-то по лексической теме. Потом стали применять для развития связной речи. Далее пришло решение попробовать провести все занятие по произведению.

Первым опытом была русская народная сказка «Колобок» и «Теремок», и сказка К. Чуковского «Федорино горе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование

1.3 Примерное тематическое планирование по использованию произведений художественной литературы в коррекционной работе.

Лексическая

Тема

Младший

дошкольный

возраст

Старший

дошкольный

возраст

Осень. Грибы. Ягоды.

В. Сутеев «Под грибом»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Фрукты. Сад

В, Сутеев

«Мешок яблок» «Яблоко»

Овощи. Огород

В, Сутеев

«Дядя Миша

Ю. Тувим

«Овощи»

Перелетные птицы

Журавль  и цапля

В. Гаршин

«Лягушка-путешественница»

Одежда

С,Маршак

«Рассеянный с улицы Бассейной»

А, Кардашева

«Не растут, к несчастью, брюки…»

Мебель

Три медведя

С. Маршак «Откуда стол пришел?»

Зима

М. Пляцковский

«Ромашки в январе»

Старик-годовик

Дикие животные

Колобок, Теремок

В, Сутеев

«Кот-рыболов»

Домашние животные

Зимовье зверей

Н, Носов

«Бобик в гостях у Барбоса»

Э, Успенский «Зима в Простоквашино»

Новый год

В.Сутеев  «Елка»

М. Зощенко «Елка»

Домашние птицы

В, Сутеев «Утенок и цыпленок»

В, Сутеев

«Петух и краски»

Зимующие птицы

М. Горький  «Воробьишко

М. Пришвин «Гаечки»

Игрушки

А, Барто  «Игрушки»

В. Драгунский «Друг детства»

Посуда

 

К. Чуковский

«Федорино горе»

Транспорт

Г, Цыферов

«Паровозик из Ромашково

К, Чуковский

«Тараканище»

Н. Носов «Автомобиль»»

Профессии

Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

С. Маршак «Почта», «Живые буквы»

С, Михалков

«А что у вас?»

В. Маяковский «Кем быть?»

Животные жарких стран

Животные Севера

К. Чуковский

«Айболит»,

«Бармалей»

Киплинг «Слоненок»

С, Маршак

«Где обедал воробей»,
«Детки в клетке»

Армия

К. Паустовский «Похождения жука-носорога»

С. Баруздин «Шел по улице солдат»

Семья

Л. Пантелеев «Большая стирка»

М. Зощенко «Бабушки подарок»

В. Осеева «Волшебное слово»

Признаки весны

«Заюшкина избушка»

К. Ушинский «Четыре желания»

Насекомые

К,Чуковский

«Муха-цокотуха»

В. Бианки

«Как муравьишка домой спешил»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование средств художественной литературы в логопедической работе с детьми с ОНР

Использование загадок помогают педагогу оживить занятие....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

Консультация для родителейИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА     Дошкольники очень восприимчивы к слову, всё быстро зап...

«Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе»

Роль художественных произведений о природе в воспитании нравственности у детей дошкольного возраста...

Педагогического совета по теме: «Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО»

Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....