ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
консультация (младшая группа) на тему

Якущенко Татьяна Павловна

 

Консультация для родителей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА 

    Дошкольники очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т.е. дети, запоминают все буквально, даже не желая того.
    Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Вследствие этого возникают проблемы, с которыми сталкиваются и родители, и воспитатели, например:  плохая дикция,  неспособность построить монолог,  лексически бедная речь,  Неспособность грамотно сформулиро­вать вопрос и др.  Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым разви­тием детей.   Читайте малышу, начиная с раннего возра­ста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью.
 Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор де­тей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; ко­за, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Поло­жительная эмоциональная окраска колы­бельных и потешек делает освоение речи бо­лее успешным; повторяющиеся звукосочета­ния, фразы, звукоподражания развивают фо­нематический слух.
    Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У млад­ших дошкольников еще недостаточно коорди­нирование работает речевой аппарат. Некото­рые дети нечетко выговаривают слова, торо­пятся, проглатывают окончания; другие, на­оборот, говорят медленно и излишне растяги­вают слова. Нужно помнить, что дикция выра­батывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произноше­нием. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем взрослые должны активно исполь­зовать задания, содержащие поговорки и ско­роговорки.
  В загадках в сжатой форме описываются наибо­лее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способ­ность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать вы­воды. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значе­ния слов, учат образному мышлению. Если в тексте встречается незнакомое слово, взрослый должен объяснить его значение.     

       Подготовила воспитатель МБДОУ ДС№7 «Ёлочка»  Якущенко Т.П.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosult_po_razv_rechi.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА 

    Дошкольники очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т.е. дети, запоминают все буквально, даже не желая того.
   Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Вследствие этого возникают проблемы, с которыми сталкиваются и родители, и воспитатели, например:  плохая дикция,  неспособность построить монолог,
  лексически бедная речь,  Неспособность грамотно сформулировать вопрос и др.  Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием детей.
  Читайте малышу, начиная с раннего возраста, 
потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью.
Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, 
котя, котенька, коток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.
   Произнесение 
поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У младших дошкольников еще недостаточно координирование работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем взрослые должны активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.
 В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Если в тексте встречается незнакомое слово, взрослый должен объяснить его значение.      

       Подготовила воспитатель МБДОУ ДС№7 «Ёлочка»  Якущенко Т.П.