ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
консультация (младшая группа) на тему

Якущенко Татьяна Павловна

 

Консультация для родителей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА 

    Дошкольники очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т.е. дети, запоминают все буквально, даже не желая того.
    Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Вследствие этого возникают проблемы, с которыми сталкиваются и родители, и воспитатели, например:  плохая дикция,  неспособность построить монолог,  лексически бедная речь,  Неспособность грамотно сформулиро­вать вопрос и др.  Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым разви­тием детей.   Читайте малышу, начиная с раннего возра­ста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью.
 Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор де­тей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; ко­за, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Поло­жительная эмоциональная окраска колы­бельных и потешек делает освоение речи бо­лее успешным; повторяющиеся звукосочета­ния, фразы, звукоподражания развивают фо­нематический слух.
    Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У млад­ших дошкольников еще недостаточно коорди­нирование работает речевой аппарат. Некото­рые дети нечетко выговаривают слова, торо­пятся, проглатывают окончания; другие, на­оборот, говорят медленно и излишне растяги­вают слова. Нужно помнить, что дикция выра­батывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произноше­нием. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем взрослые должны активно исполь­зовать задания, содержащие поговорки и ско­роговорки.
  В загадках в сжатой форме описываются наибо­лее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способ­ность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать вы­воды. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значе­ния слов, учат образному мышлению. Если в тексте встречается незнакомое слово, взрослый должен объяснить его значение.     

       Подготовила воспитатель МБДОУ ДС№7 «Ёлочка»  Якущенко Т.П.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosult_po_razv_rechi.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА 

    Дошкольники очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т.е. дети, запоминают все буквально, даже не желая того.
   Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. Вследствие этого возникают проблемы, с которыми сталкиваются и родители, и воспитатели, например:  плохая дикция,  неспособность построить монолог,
  лексически бедная речь,  Неспособность грамотно сформулировать вопрос и др.  Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием детей.
  Читайте малышу, начиная с раннего возраста, 
потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью.
Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, 
котя, котенька, коток; коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух.
   Произнесение 
поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У младших дошкольников еще недостаточно координирование работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания; другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Нужно помнить, что дикция вырабатывается на специальных занятиях: никто от природы не обладает идеальным произношением. Поэтому для развития речи младшего дошкольника и устранения некоторых речевых проблем взрослые должны активно использовать задания, содержащие поговорки и скороговорки.
 В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов или явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносные значения слов, учат образному мышлению. Если в тексте встречается незнакомое слово, взрослый должен объяснить его значение.      

       Подготовила воспитатель МБДОУ ДС№7 «Ёлочка»  Якущенко Т.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в развитии речи младших дошкольников

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни.Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средства язы...

Консультация для воспитателей "Использование метода моделирования текста художественной литературы для развития речи дошкольников"

Хорошо развитая речь позволяет дошкольнику лучше передать свои мысли, чувства, переживания, объяснить собственную позицию. Одним из эффективных способов работы с детьми по развитию речи является испол...

Использование малых форм фольклора в развитии речи младших дошкольников.

Статья о формах взаимодействия с млладшими дошкольниками. Использованиепотешек, прибауток, народных игр накопленных веками....

Влияние художественной литературы на развитие речи у дошкольников.

Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка.Художественная литература ставит задачу- заложить в детях любовь к художественному слову.Если ребенок дошкольного возраста не...

Педагогического совета по теме: «Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО»

Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....

Влияние художественной литературы на развитие речи младших дошкольников

В данной статье актуализируется влияние чтения художественной литературы на развитие речи детей младшего дошкольного возраста в ДОУ, и в семье. Содержит краткий отчет по проделанной работе за 2023-202...