Педагогического совета по теме: «Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

Семенова Елена Васильевна

Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 Новосибирского района Новосибирской области – детский сад

комбинированного вида «Лесовичок»

 Педагогического совета по теме:

«Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО»

Подготовили:

Старший воспитатель

Е. В. Семёнова

Заведующий В. П. Бабина

2016г.

Подготовка к педагогическому совету:

  1. Консультации с элементами практикума для педагогов:
  • «Использование художественной литературы как средства развития связной речи дошкольников».
  • «Значение художественной литературы в развитии связной монологической речи у детей».
  • «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развития речи детей».
  • «Чтение художественной литературы воспитании чувств и развитее речи дошкольников».
  • «Развитие у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении».

Семинар:

  • «Развитее речи посредствам художественной литературы».
  1. Тематический контроль «Развитие связанной речи детей с использованием произведений художественной литературы».
  2. Открытые просмотры занятия по ознакомлению воспитанников с художественной литературой

Цель. Провести системный анализ педагогической деятельности по приобщения воспитанников к чтению художественной литературы и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

Повестка дня

  1. - Вступительное слово заведующего об актуальности тематического педсовета  

- «Роль художественной литературы в развитии личности ребенка».

2. Об итогах тематического контроля «Развитие связанной речи детей с использованием произведений художественной литературы».

3. Деловая игра “Эрудит” (практическая часть – обмен опытом работы)

4. Подведение итогов смотра – конкурса «Лучший уголок в группах ДОУ».

5. Решение педагогического совета.

Ход педсовета

I.  Вступительное слово – заведующий  

  • Выполнение решений предыдущего педагогического совета.
  • Актуальность выбранной темы.

Сообщение «Роль художественной литературы в развитии личности ребенка»  - ст. воспитатель

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя»     В. Сухомлинский.

Что дает ребенку знакомство с художественной литературой?

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей.

Обращение к проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ работы за прошедший учебный год в развитии речи и  воспитании дошкольников, ознакомление с художественной литературой используется в недостаточном объёме; во-вторых, возникает потребность в сохранении семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Существующее в 70-80 годах мнение о России как о «самой читающей стране мира», сегодня утратило этот статус. Социологический  опрос «Как читают дети мира? » поставил нашу страну на 159 место. (по данным РИА НОВОСТИ , 2013 год)

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, они зависимы от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги  детского сада. Библиотека и школа не первый, а последующий этап формирования читателя. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Самый осведомленный человек в вопросах чтения детской литературы -  воспитатель дошкольного учреждения. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Чтение - не только сложения букв в слоги, но и акт, требующий интенсивной интеллектуальной работы. Дети проявляют интерес к той или иной книге, если она им интересна.

Для воспитания ребенка средствами художественной литературы, формирования его личности и художественного развития существенную роль играет:

  1.  Правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности
  2. Организация процесса чтения: систематичность (ежедневное чтение), выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.
  3. Развитие образного мышления воспитанников. Нелюбовь к чтению часто заключается в том, что ребенку не интересно читать. Прочитанное остается для него набором событий, действий, названий, так как еще недостаточно развито мышление. Читая книгу, ребенок попадает в другой мир и становимся не просто наблюдателем происходящего, но и участником, переживает, стремимся узнать, что будет дальше.

Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на внедрение ФГОС. В связи со значимостью роли художественной литературы, можно считать актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Чтение книг дает простор для фантазий, слушая чтение произведений,  ребенок проводит некие параллели со значимыми переживаниями героев в ходе сюжета. Грэм Грин писал: «Только в детстве, может быть, книга действительно влияет на нашу жизнь. Дальше мы восхищаемся ей, получаем от нее удовольствие, возможно, меняем благодаря ей некоторые свои взгляды, но главным образом находим в книге лишь подтверждение тому, что уже в нас заложено». И именно это, «что уже в нас заложено», в дошкольном детстве дают родители и воспитатели в ДОУ

К сожалению, родители часто упускают этот момент в процессе развития своего ребенка, и пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении.

II.  Справка по итогам тематического контроля 

Справка
по итогам проведения тематического контроля на тему «Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО»


Цель: Выполнение годовой задачи.

Задачи:

  • Определение эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию связной речи  детей посредством произведений художественной литературы;
  • С помощью  всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество,  педагогической работы по развитию связной речи детей посредствам произведений художественной литературы в ДОУ.

Дата проведения: с 12.12.2016г. - по 22.12.2016г.


Тематический контроль включил в себя следующие вопросы:

  • Посещение НОД: чтение художественной литературы и коммуникации (развитие речи), режимные моменты.
  • Наблюдение за общением воспитателя с детьми воспитанников.
  • Изучение планирования воспитательно-образовательной работы с детьми по разделу «Ознакомление с художественной литературой», проверка ежедневных планов.
  • Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации  детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге, смотр-конкурс  «Лучшая библиотека в группе ДОУ».
  • Анализ взаимодействия с родителями (планирование, наглядная информация, консультации, посещение групповых праздников и развлечений, собраний по теме, индивидуальная работа). Тетрадь протоколов родительских собраний.

        Согласно годовому  плану работы детского сада «Лесовичок» на 2016/2017 учебный год с 12.12.2016г. - по 22.12.2016г.  был проведен тематический контроль «Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО» .
         В ходе контроля посещено 6 занятий.         Посещение НОД во всех группах позволило сделать вывод об их соответствии современным требованиям к НОД: использовался наглядный материал (игрушки, иллюстрации, предметные картинки), использовались информационные технологии ИКТ, применялись разнообразные приемы обучения (дидактические игры, упражнения, наблюдения, беседы, рассказывания). Все занятия были грамотно простроены.

НОД, проведённые во всех группах детского сада, показали, что связанная речь большинства детей соответствует уровню программных требований.  Следует отметить, что значительно повысился уровень связной речи в старшей и подготовительной группах по сравнению с началом учебного года.         Дошкольники этих групп имеют достаточный активный словарь, который позволяет им свободно пользоваться лексикой родного языка, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми.

 Речевые умения малышей в младших группах соответствуют требованиям программы. Несмотря на адаптационные трудности, дети многому научились, что было хорошо заметно на занятиях. Большинство детей умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки или потешки. Некоторые  малыши уже умеют употреблять в речи простые предложения, отвечая на вопросы воспитателя.

Рекомендуется всем воспитателям возрастных групп во время проведения НОД быть более эмоциональными. Учить детей старшего возраста отвечать на вопросы полным ответом.
          Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их связанной речевой активности и правильности употребления лексико-грамматических структур свидетельствуют о том, что знание художественной литературы детьми дошкольных групп соответствует норме. Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками.  С целью повышения качества работы по художественной литературе дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому поможет детская книга, дидактическая игра, живое общение взрослого и ребёнка.

Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод. Воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. Организуется ежедневное чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой. В связи с этим педагоги планируют художественно-речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов, но не систематически. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке. 

Но, в календарных планах почти у всех групп не пропитывается примечание и организацию развивающей среды для самостоятельной деятельности.
        В младших группах потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку. 
        Однако, всем воспитателям следует обратить внимание на систему планирования. К сожалению, воспитатели от случая к случаю планируют индивидуальную работу с детьми по данному направлению. Кроме того не продумывают при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей и тд.).

        Предметно-развивающая среда в группах соответствует возрасту детей, в группах имеются уголки художественного чтения, в наличии которых достаточно художественной литературы, энциклопедий и других книг.

Во время самостоятельной деятельности дети проявляют интерес к книгам и рассматриванию иллюстраций.

        Воспитатели постоянно проводят с детьми индивидуальные беседы, рассматривают фотографии, картины, наизусть заучивают стихи.

        Во второй половине дня традиционно каждый вечер в каждой группе проводится «Книжный час», на котором воспитатели читают сказки, рассказы, знакомят детей с художественной литературой, дети приносят из дома свои любимые книжки и демонстрируют их сверстникам.

        В течение дня работа по развитию связной речи планируется во всех видах деятельности: на прогулках, в беседах. Дети при этом обогащают свой словарный запас. Воспитателям необходимо проводить работу по развитию артикуляционного аппарата, обогащать словарный запас детей синонимами, антонимами, сравнениями.

Работа с родителями простроена грамотно и правильно.

Выводы и рекомендации:

  •  Считать работу воспитателей по развитию связанной речи детей посредством художественной литературы на необходимом уровне.
    -  Продолжить работу по годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями: во всех группах организовать взаимодействие с родителями по созданию своими руками тематических альбомов; творческих книг с содержанием сказок, стихов, загадок, рассказов собственного сочинения и иллюстраций; поделок по сказкам, сделанные совместно с родителями и детьми.  
  • Во всех возрастных группах тематику занятий по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.
  • Спланировать и провести в марте 2014г. «Неделя книги», во время недели провести викторины, литературные игры, путешествия по страницам книг и другое. План недели сдать до 1.03.17г.
  • Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению (постоянно).
  • Продумывать при планировании другие формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей). 
  • Продолжать развивать артистические способности детей, привлекая их к участию в театрализованной деятельности.
  • Продолжать учить детей умению связно, последовательно рассказывать и пересказывать, отвечать на вопрос полным ответом, общаться между собой и со взрослыми.
  • Прописывать в календарных планах примечание и организацию развивающей среды для самостоятельной деятельности.

Старший воспитатель:                                                        Семенова Е. В.

Со справкой ознакомлены:

III. Деловая игра “Эрудит” (практическая часть – обмен опытом работы)

Теоретиско - практическая часть.

1.Методы и приемы при работе с художественной литературой.

-  Из каких частей состоит книга?

Обложка - лист плотной бумаги, картона, пластика, дерева, металла, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за  книга, кто ее автор.

Форзац - разворот между обложкой и титульным листом, а также  между последней страницей книги и обложкой.

Корешок — полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.

Титульный  лист — заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.

Страница — одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.

  • Какие литературные жанры вы знаете? (Рассказ, стихотворение, сказка, легенда, былина, предание, ода, повесть, роман, новелла, эпиграмма, загадка, потешка, скороговорка, считалка, пословица, басня и т.д.)

  • Какая самая главная задача при ознакомлении детей с художественной литературой, на ваш взгляд? Определите ее. (Ответы педагогов.)

  • Следует ли сочетать несколько произведений на одном занятии? (Ответы педагогов.)

Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные какому-либо нравственному понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по форме: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т.д., или сочетать произведения, в которых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

  • Какова схема построения занятия по ознакомлению с художественной литературой? (1 — вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения; 2 — основная часть — работа с литературным произведением, использование различных методов и приемов; 3 — заключительная часть.)

  • Какие вы знаете методы и приемы, способствующие лучшему восприятию произведений?

  • Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда? (Ответы педагогов.)

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию смысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово но время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой  фразой.

Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, той не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т.д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и  злой, жадной старухи  воспринимаются детьми очень живо. Права Е.И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, го эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями.

  • Когда уместен на занятиях по ознакомлению с художественной литературой показ иллюстраций?

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтением показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопровождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

  • Когда лучше всего читать детям художественную литературу в свободное от занятий время?

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например в ожидании еды, умывания и т.п. Ведь воспитатель не может

быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разочарование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте.

Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

2. Из каких произведений эти отрывки:

«А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздеву силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть».

                                                                                                 (В. Даль «Война грибов с ягодами».)

«Дети хлопали в ладоши и плясали от радости и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного. И дети, и взрослые говорили:

  • Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой».

                                                                                                          (Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».)

«Пошла Аленушка в огород, а в огороде-то хорошо. А в огороде-то жарко-жарко, а в огороде-то тихо-тихо, только пчелики жужжат да комарики пищат...

Пробежала Аленушка грядку с капусткой, пробежала грядку со свеклой, пробежала грядку с морковкой».

                                                                                                     («Пых», русская народная сказка.)

«Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком.

  • Эх, братик, до чего же мне есть хочется, — пожаловался младший.
  • И мне хочется! — сказал старший».

                                                                                     («Два жадных медвежонка», венгерская сказка.)

«Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

Как же это так? — спрашивает Митю отец.

Ножик плохой, — отвечает Митя».

                                                                                                      (Е. Пермяк «Торопливый ножик».)

        Купит с горем пополам,

        Повернется к зеркалам —

        Вся портновская работа

                         Разъезжается по швам.

                                                                                                     (С. Михалков «Дядя Степа».)

«Бабушка подала чай. За столом было тихо. Куски печенья быстро

уменьшались.

  • Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша».

                                                                                                         (В. Осеева «Печенье».)

Итоги смотра – конкурса:

1 место –

2 место –

3 место –

Самый  уголок.

Самый аккуратный уголок.

Самый доступный уголок.

Решение педагогического совета.

1. Совершенствовать работу по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО с учётом возрастных особенностей.

2. Постоянно менять и/или пополнять материал в книжном уголке по тематике недели.

3. Поместить в родительский уголок памятки по ознакомлению с художественными произведениями, предусмотренными программой. 4.Прописывать в календарном плане приложение и организацию развивающей среды для самостоятельной деятельности.

5. Проводить с детьми во второй половине дня совместную деятельность, согласно календарного плана.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Использование инновационных методов и приемов работы по развитию связной речи детей

Данная работа обобщает мой опыт работы по развитию связной речи детей с помощью мнемотехники....

Конспект НОД по развитию связной речи детей через ознакомление с художественной литературой «Рассказывание сказки «Репка» во второй младшей группе

Цель:1. Учить пересказывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на магнитной доске.2. Развиватьдвигательное моделировани...

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.    (2 с...

Развитие связной речи детей через ознакомление с художественной литературой детских писателей.

К сожалению, вечно занятые родители частенько пускают процесс развития речи детей на самотёк. Ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими и...

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

«Развитие связной речи детей через ознакомление с художественной литературой применяя песок.

laquo;Развитие связной речи детей через ознакомление с художественной литературой применяя песок....