«Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе»
консультация на тему

Гришина Николета Викторовна

Роль художественных произведений о природе в воспитании нравственности у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon нравственное воспитание57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39

Воспитатель Гришина Н.В.

«Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе».

Одной из важных задач современного общества является нравственное воспитание подрастающего поколения. Нравственное воспитание - это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка и предполагающий становление его отношения к своим обязанностям и самому себе, к коллективу, обществу, к Родине; процесс становления в каждом ребенке Человека.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности.
              Но Россия потеряла право называться самой читающей страной в мире. Это стало фактом современности. В течение последних пятнадцати лет количество российских семей, в которых с увлечением читают, сократилось в десять раз. Социологи пришли к неутешительным выводам: библиотеки, которыми не пользуются 79% россиян, перестали быть главными институтами организации чтения и представлять «национальную» культуру; более 40% издаваемых в стране книг не доходят до читателей. Статус литературы значительно снизился. «Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением», - выделено в «Национальной программе поддержки и развития чтения».

Дошкольное детство - это период освоения норм морали и социальных способов поведения. Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

Трудно переоценить значение художественной литературы в период первого познания мира, в период формирования личностных черт характера. Правила морали и нравственные нормы при прочтении художественной литературы приобретают реальные очертания и наполняются живым содержанием. Восприятие литературного произведения становится для дошкольника своеобразной формой познания окружающей действительности. Ребёнок силой своего воображения проникает внутрь разворачивающихся событий, становится их участником.

В.Н. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать. Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому; Быть добрым - значит уметь сопереживать; т.е.  уметь понимать другого,  сердечно  сочувствовать  ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат детей делать первые шаги».

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка, рассказывает о природе.

Родная природа оказывает огромное влияние на формирование эстетических чувств детей. Поэтичен и красочен, динамичен и многообразен, удивителен и таинственен мир природы для открывающего его вопросы. Ребенок тянется ко всему яркому, необычному, что его окружает. Однако, способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит к нему сама собой, ее необходимо развивать.

Понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе с ним он восхищается, любуется поэтическим образом природы, многообразием ее форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца. Надо учить детей всматриваться, вслушиваться, смотреть и видеть. Насколько полнее становится детское впечатление, если, например, вовремя прочитать стихотворение, исполнить песню, стараясь дополнить зрительное восприятие ребенка.

Художественная литература о родной природе является одним из важных факторов при воспитании у детей эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств, любви к родной природе, если ребенка с детства приобщают к поэзии, к интересной книжке, к народному фольклору, он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи, начинает понимать и ценить красоту русского языка.

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. 

Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень интересно, живо, нежно описывают и муху, и комара, и паучка. И это правильно! Если с ранних лет малыша окружают добро и ласка, то у него возникает желание беречь и любоваться всем живым. А в дальнейшем, произойдёт перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые будут окружать ребёнка. 
Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки. 

Необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада: произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, и другие.  После  чтения  произведений организовывала беседы, задавала вопросы, разыгрывали сценки, лепили, рисовали, делали коллажи, придумывали продолжение; сочиняли сказки, стихи, рассказы, создавали свои книги. Хорошо, когда в глазах детей появлялось сочувствие, сопереживание, радость, восторг и очень важно донести до детей смысл произведения.
Хорошая книга - лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребёнку. Наша с вами задача приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.

Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребёнка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребёнка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребёнка к реальной жизни. Чтение было и остаётся основным средством приобщения ребёнка к культуре, поэтому для нас важно развивать в нём любовь и интересы к чтению.
Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое, ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное, полезное и доступное удовольствие для ребёнка - это когда ему читают вслух интересные книги. Ещё великий А.С.Пушкин говорил: «Чтение - вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет - самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека.

Желательно приучать детей интересоваться энциклопедией, самостоятельно рассматривать фотографии и рисунки, а также побуждать задавать вопросы.
На своём опыте убедилась, что очень интересно и удобно работать по тематическому планированию. Каждую неделю — новая тема. Дети рисуют, лепят, читают, обсуждают, заучивают, исследуют и всё по заявленной теме. В нашей группе заведены «Дневники читателей» - простые альбомы, в которых дети зарисовывают понравившиеся сюжеты из прочитанных произведений. Этим они выражают свое отношение, понимание смысла художественного произведения, формируя эстетическое отношение к окружающей действительности. В конце года дети сами смогли подсчитать количество «прочитанных» произведений по рисункам в дневнике. 

Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней. 
Поэтому прививать любовь  к родной природе необходимо используя комплексный подход: чтение, анализ, применение на практике, выполнение заданий с родителями в качестве закрепления материала.

При выборе художественного произведения для чтения детям, я в своей работе, соблюдаю несколько правил:

  1. Сообщаемые автором сведения о природе должны правильными, реалистичными;
  2. Связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
  3. Произведения должны быть занимательными или интересными;

4. Оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами.

Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, я стараюсь придать в своем исполнении разнообразную интонацию, выразительность, напевность, мягкость. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведения о природе.

Произведения художественной литературы я использую в самых разных ситуациях. В непосредственной образовательной деятельности, такой как познание (знакомство с окружающим миром, развитие речи, наблюдение за объектами живой природы), на различных познавательных инсценировках, на праздниках и развлечениях.

Произведения беру разные: и сюжетные рассказы о природе В. Бианки, С. Чарушина, Н. Павловой, Э. Шима; описательные Г. Скребицкого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова; стихи русских и советских поэтов А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, К. Бальмонта и другие.

Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.    Волшебные сказки открывают просторы фантазии. Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский, говоря: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих  беспрестанных повторений,  удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко ощутимое, полное движения, жизни и интереса».

Приобщая ребёнка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребёнка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки.
Совместное чтение - это прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы.

При этом взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц в книгах  Г. Скребицкого , Е.Чарушина, Н.Сладкова. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В.Танасийчука  «Шестиногие  соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н.Розанова «Муравей Красная Точка», «Подземный путешественник». Познакомившись с книгой Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают о строении листа и его назначении. Научит ориентироваться в многообразии мира растений книга А.Огнева «На лесной поляне».

Уже в дошкольном детстве ребёнок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность.
Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.

Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем же семья можем помочь детям? 
Хорошо бы создать дома библиотечку книг о природе. Для рассматривания можно использовать книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.

К чтению художественной литературы я добавляю не только беседы, но и наблюдения, прогулки. Например, во время прогулок, наблюдаем за деревьями на участке: за березкой: рассматриваем е крону, ствол и читаю о ней:

«Стройна береза, распустила косы,

До земли нагнулась и земля проснулась».

Пою песню: «Во поле береза стояла» и т.д.

При наблюдении за елочкой вспоминаем впечатления о новогоднем празднике, вспоминаем песенки о елочке, стихи, отгадываем загадку: «у какого дерева вместо листвы иголочки?».

Также неотъемлемой частью нравственного, эстетического воспитания детей является проведение народных и фольклорный праздников, в которых дети узнают многое о традициях русского народа, о природе родного края.

Это праздники: Новый год, Святки, Масленица, «День птиц», «Здравствуй лето красное», Троица, праздник Ивана Купалы, Ильин день, праздник урожая, Покров день, и другие.

При проведении этих праздников широко используются народные песни, стихи, загадки, пословицы, поговорки, сказочные сюжеты о родном крае, родной природе.

Например, при проведении «Праздника урожая» я использовала, при рассказе о главном урожае, который выращивают на наших полях про урожай зерна и пшеницы стихотворение А. Кольцова «Урожай»:

«Выше пояса рожь золотая

Дремит колосом, почти до земли.

Ветерок по ней плывет, лоснится

Золотой волной разбегается.»

Поговорки: «Хочешь есть калачи - не сиди на печи», «Когда человек трудится, земля не ленится», «Щи да каша - пища наша», «Кто кашу ест, тому она никогда не надоест»; загадки об овощах и фруктах.

В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её. В детстве эти умения формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков взаимодействия с природой.

Таким образом восприятие природы при помощи художественной литературы   способствует   формированию   первых   понятий   о   единстве человека и природы, помогает развивать творческое воображение, фантазию, полет мысли и дает возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывает экокультуру человека.


Список литературы.

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. -  СПб., 2001.
  2. Л.Ф. Островская, М. Просвещение 1990г. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников».
  3. М.А. Давыдова, М, «Вако» 2007г. «Сценарии музыкальных и фольклорных праздников».
  4. Н.Ф. Виноградова, М. 1978г. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой».
  5. И.В. Гаврилова «Влияние произведений художественной литературы на экологическое воспитание детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе.

Практически на все лексические темы, по которым работают логопеды Санкт-Петербурга можно подобрать литературное произведение.Обязательно перед тем как использовать произведение проводится предва...

Конспект комплексного занятия по художественной литературе и родной природе в старшей группе.

Программное содержание:Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг».Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.Познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фу...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

Консультация для родителейИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА     Дошкольники очень восприимчивы к слову, всё быстро зап...

Педагогического совета по теме: «Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО»

Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....