Комплексы артикуляционных упражнений
материал по логопедии

Комплекс артикуляционных упражнений это набор упражнений для органов артикуляции (губ, языка, подъязычной связки и мягкого неба). Цели артикуляционной гимнастики - развить подвижность и координированность органов артикуляции, сформировать правильный артикуляционный уклад того или иного звука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для формирования правильного произношения звуков

С, Сь, З, Зь, Ц

«Бегемотик»

Цель. Научитьспокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание. Улыбнуться, открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, закрыть.

«Лягушка»

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Слон»

Цель. Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Месим тесто»

Цель. Учить расслаблять мышцы языка.Удерживать язык распластанным, широким.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «пя-пя-пя»; покусать язык зубами, произносить «та-та-та.

«Блинчик»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Подуем на горячий блинчик»

Цель. Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего  на нижней губе.

Описание. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу испокойно подуть по середине языка.

«Почистим нижние зубы»

Цель. Учить удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

 «Мостик»

Цель.Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот, выгнуть спинку языка, упереть его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Катушка»

Цель.Развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8—10 раз в спокойном темпе.

Упражнения для формирования правильного произношения звуков

Ш, Ж, Ч, Щ

«Месим тесто»

Цель. Учить расслаблять мышцы языка. Удерживать язык распластанным, широким.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «пя-пя-пя»; покусать язык зубами, произносить «та-та-та.

«Блинчик»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Подуем на горячий блинчик»

Цель. Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, лежащего  на нижней губе.

Описание. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу испокойно подуть по середине языка.

«Вкусное варенье»

Цель.Отрабатывать движение широкой передней части языка. Укреплять мышцы языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Чашечка»

Цель.Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание.Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

«Бублик»

Цель.Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение округлять губы и удерживать их в таком положении.

Описание. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.Удерживать их в таком положении 5—10 секунд.

«Почистим верхние зубы»

Цель.Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону, потом сверху вниз.

«Лошадка»

Цель. Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

«Грибок»

Цель. Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Качели»

Цель.Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Описание.Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Упражнения для формирования правильного произношения звуков

Л,  Ль

«Лягушка»

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Месим тесто»

Цель. Учить расслаблять мышцы языка. Удерживать язык распластанным, широким.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «пя-пя-пя»; покусать язык зубами, произносить «та-та-та.

«Вкусное варенье»

Цель.Отрабатывать движение широкой передней части языка. Укреплять мышцы языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Индюк»

Цель:Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Кончик языка загибается кверху. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

«Иголочка»

Цель. Развивать подвижность языка, попеременно выдвигая и убирая узкий язык.

Описание. Улыбнуться,открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад

Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперёд.

«Парус»

Цель.Учить удерживать кончик языка за верхними зубами.

Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до восьми. Отпустить язык и повторить упражнение 2 – 3 раза.

«Самолет»

Цель.Вызывание звука, близкого к [л].

Описание. Рот открыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении.

Слышится [л].

«Лошадка»

Цель. Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

«Качели»

Цель.Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Описание.Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

Упражнения для формирования правильного произношения звуков

Р, Рь

«Лягушка»

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Блинчик»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Вкусное варенье»

Цель.Отрабатывать движение широкой передней части языка. Укреплять мышцы языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Лошадка»

Цель. Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

«Грибок»

Цель. Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

«Почистим верхние зубы»

Цель. Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону, потом сверху вниз.

«Гармошка»

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Маляр»

Цель. Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

«Барабанщик»

Цель.Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание.Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»). 2. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»). 3. Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

«Муха»

Описание.Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос.

«Фокусник»

Цель.Направлять воздушную струю посередине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Литература:

  1. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2013. – 192с.
  2. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. -- СПб.: ЛИТЕРА, 2005. – 64с.
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. –– М.: Просвещение, 1989, - 239с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляционных упражнений

Вставкя в рабочую тетрадь. В помощь родителям....

Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)

На занятиях с малышами 2-х летнего возраста  в игровой форме воспитатель знакомит детей  со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...

комплекс артикуляционных упражнений

шпаргалка для родителей...

Комплекс артикуляционных упражнений

Техника выполнения упражнений:-  воздух набирать через нос-  плечи не поднимать-  выдох должен быть длительным и плавным-  необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щек...

Комплексы артикуляционных упражнений

Вниманию педагогов и родителей предлагаются комлексы артикуляционных упражнений для уточнения произношения и  постановки отсутствующих звуков у дошкольников с речевыми нарушениями...

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...