Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

Юшманова Анна Леонидовна

На занятиях с малышами 2-х летнего возраста  в игровой форме воспитатель знакомит детей  со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эти движения, достигая все более точного воспроизведения звуков родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyaciya-uprazhneniya.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для языка

Лопатка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении в течение 5 сек. Затем убрать язык и закрыть рот.

Повторить упражнение не менее 2—3 раз.

Упражнения для языка

Полакаем, как котенок.

Рот открыт. Губы в улыбке. Высовывать изо рта и втягивать обратно широкий язык, совершая локательные движения в течение 5—7 сек.

Повторить упражнение не менее 2—3 раз.

Упражнения для языка

Иголочка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть изо рта вперед узкий и острый, как жало, напряженный язык. Удерживать позу в течение 5 сек. Затем убрать язык и закрыть рот.

Повторить упражнение 2—3 раза.

Упражнения для языка

Часики (Маятник).

Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть узкий, как жало, язык и совершать им движения из одного угла рта к другому и обратно.

Выполнить 5—10 движений.

Упражнения для языка

Качели.

Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть острый, как жало, язык и совершать им движения, то поднимая язык к носу, то опуская его к подбородку.

Выполнить 5—10 движений.

Упражнения для языка

Обезьянка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Поместить кончик языка между нижней губой и нижними зубами и удерживать такую позу в течение 5 секунд. Затем, подняв кончик языка вверх, вставить его между верхними зубами и верхней губой, сохраняя такое положение также в течение 5 секунд.

Произвести перемену положений не менее 2 раз.

Упражнения для языка

Орешки.

 Рот открыт. Кончиком языка изнутри оттопырить правую щеку и удерживать эту позу в течение 3 секунд. Затем так же оттопырить левую щеку и удерживать в течение того же времени.

Произвести перемену поз не менее 2 раз.

Упражнения для языка

Лошадка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, постепенно его убыстряя.

Длительность выполнения 5—10 сек.

Упражнения для языка

Останови лошадку.

Рот закрыт. Губы сомкнуты, находятся в нейтральном положении. С усилием подуть так, чтобы воздушная струя заставила вибрировать губы. При этом на одном дыхании произносить звуки, похожие на «тпру», заставляя губы вибрировать как можно дольше.

Выполнить упражнение 1—2 раза.

Упражнения для губ, щек и нижней челюсти

Птенчик.

Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 сек. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Повторить упражнение не менее 3 раз.

Упражнения для губ, щек и нижней челюсти

Трубочка.

Губы вытянуть вперед, как при произнесении звука [у], и удерживать в таком положении в течение 3-5 сек. Затем принять нейтральное положение. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Повторить упражнение не менее 3 раз.

Упражнения для губ, щек и нижней челюсти

Улыбка.

 Широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти сжаты), и удерживать губы в таком положении в течение 3—5 сек. Затем принять нейтральное положение. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Повторить упражнение не менее 3 раз.

Упражнения для губ, щек и нижней челюсти

Малыш.

Губы вытянуть хоботком, как при произнесении звука [у], и удерживать в таком положении в течение 2—3 сек. Затем широко открыть рот, как при произнесении звука [а], и удерживать эту позу также 2—3 сек.

Произвести перемену артикуляционных поз не менее 3 раз.

Упражнения для губ, щек и нижней челюсти

Лягушка.

Широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти сжаты). Удерживать улыбку в течение 2—3 сек. После этого, сохраняя положение губ, разомкнуть зубы на 1 — 1,5 см, подержать в таком положении в течение 2—Зсек, а затем сомкнуть зубы, по-прежнему удерживая на губах улыбку. Произвести смену артикуляционных поз не менее 3 раз.

Упражнения для губ, щек и нижней челюсти

Трубочка-улыбка.

Губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать в таком положении в течение 2—3 сек. Затем широко улыбнуться, удерживая позу в течение 2—3 сек. Произвести смену артикуляционных поз не менее 3 раз.

Упражнения для губ, щек и нижней челюсти

Шарик.

Рот закрыт. Щеки надуть воздухом и удерживать их в таком положении в течение 5 сек. Затем выпустить воздух через губы. Если у ребенка это упражнение не получается, то можно предложить ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами, в результате чего воздух изнутри «надует» щеки. Повторить упражнение не менее 3 раз.

Упражнения для губ, щек и нижней челюсти

Поцелуй маму.

Рот закрыт. Втянуть щеки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух. Удерживать позу в течение 2—3 сек. Если у ребенка упражнение не получается, то можно предложить ему вытянуть губы немножко вперед и причмокнуть. Повторить упражнение не менее 3 раз.

Упражнения для губ, щек и нижней челюсти

Поиграем на губах.

Рот закрыт. Губы в нейтральном положении. Слегка ударяя указательным пальцем по губам, произносить звук [б] в течение 5—7 сек. Повторить упражнение не менее 3 раз.

Упражнения для губ, щек и нижней челюсти

Заборчик.

Рот закрыт. Зубы сжаты. Отвести губы в стороны, обнажив зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 3—5 сек.

Повторить упражнение не менее 3 раз.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [С] — [3]

Загони мяч в ворота.

Дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. При этом губы сложены трубочкой. Загонять шарик следует на одном выдохе. Щеки при выдохе не должны надуваться (для этого их можно слегка придерживать ладонями).

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [С] — [3]

Трубочка-улыбка.

Сначала губы вытянуть вперед трубочкой, затем растянуть в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую позу удерживать 3 сек. Движение повторить 5-10 раз.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [С] — [3]

Накажем непослушный язычок.

(Самомассаж языка.) Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя—пя—пя» в течение того же времени.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [С] — [3]

Лопатка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5—10 сек. Затем убрать язык, закрыть рот. Повторить упражнение 2-3 раза.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [С] — [3]

Качели.

 Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: I) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.

Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [С] — [3]

Почистим зубы.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит нижние резцы с внутренней стороны, делая движения вверх—вниз.

Упражнение выполняется в течение 10 секунд. Горка. Рот открыт.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [С] — [3]

Губы в улыбке.

Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.

Движения повторяются 5-10 раз.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [С] — [3]

Катушка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Широкий язык «выкатывается» вперед, а затем убирается вглубь рта. Движения выполняются 5—10 раз.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [С] — [3]

Бантик.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. В момент, когда широкий язык «выкатился» вперед (см. упр. «Катушка*), слегка прикусить его верхними зубами. Удерживать язык в таком положении 5 секунд.

Повторить упражнение 5 раз.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Ш] — [Ж]

Накажем непослушный язычок.

(Самомассаж языка.) Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя—пя—пя» в течение того же времени.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Ш] — [Ж]

Лопатка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5—10 сек. Затем убрать язык, закрыть рот. Повторить упражнение 2-3 раза.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Ш] — [Ж]

Качели.

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка вверх-вниз: I) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним.

Движения выполняются в спокойном темпе по 5-10 раз.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Ш] — [Ж]

Маляр.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно).

Выполнить 5-10 движений.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Ш] — [Ж]

Грибок.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу, затем присосать его к небу и удерживать в таком положении 5-10 сек. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его тоненькую ножку. Затем «отклеить» язык. Закрыть рот.

Повторить упражнение 2—3 раза.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Ш] — [Ж]

Вкусное варенье.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполнить 5-10 движений, затем убрать язык и закрыть рот.

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Ш] — [Ж]

Чашечка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут и ему придана форма ковша: боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении 5-10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот.

Повторить упражнение 2—3 раза,

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков [Ш] — [Ж]

Фокус.

Удерживая язык в положении «Чашечка», подуть на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх.

Повторить упражнение 3—5 раз.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л]

Накажем непослушный язычок.

(Самомассаж языка.) Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами, произнося «пя—пя—пя» в течение того же времени.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л]

Лопатка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 5—10 сек. Затем убрать язык, закрыть рот. Повторить упражнение 2-3 раза.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л]

Лопатка—иголочка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (см. упр. «Лопатка»). Удерживать язык в таком положении в течение 5 секунд. Затем напрячь и, выдвинув вперед, придать языку заостренную форму жала (см, упр. «Иголочка»). Удерживать язык в таком положении 5 секунд, после чего вновь расслабить и положить на нижнюю губу.

Попеременно «Лопатка» и «Иголочка» 3—4

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л]

Качели.

1) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. В каждом положении удерживать язык 2—3 секунды.

Всего выполнить?—10движений.

2) Рот открыт. Губы в улыбке. Вставить кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении 2—3 секунды. Затем, опустив кончик языка вниз, поместить его между нижними зубами и нижней губой. Удерживать позу в течение 2—3 секунд.

Всего выполнить 5—10 движений.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л]

Лошадка.

1) Звучное пощелкивание кончиком языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка прижать, а затем присосать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.

Выполнять упражнение в течение 10 секунд.

2) Беззвучное пощелкивание кончиком языка. Выполнять так же, как первое упражнение, но без звука. Сначала выполнять движения медленно, затем в быстром темпе. Длительность упражнения — 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л]

Индюк.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед—назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть — как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл—бл».

Упражнение выполнять в течение 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

Качели.

1) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней. В каждом положении язык удерживать 2-3 секунды.

Всего выполнить?—10 движений.

2) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем — за нижними. В каждом из положений язык удерживается 2—3 секунды.

Всего произвести 7—10 движений.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

Почистим зубы.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка гладит верхние резцы с внутренней стороны, совершая движения вверх—вниз. Продолжительность выполнения упражнения 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

Маляр.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно).

Выполнить 5-10 движений.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

Вкусное варенье.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполнить 5-10 движений, затем убрать язык и закрыть рот.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

Лошадка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Присосать широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать. Сначала упражнение выполнять в медленном темпе, постепенно его убыстряя.

Длительность выполнения 5—10 сек.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

Индюк.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед—назад, стараясь не отрывать язык от губы. Кончик языка слегка загнуть — как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл—бл».

Упражнение выполнять в течение 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

Фокус.

Удерживая язык в положении «Чашечка», подуть на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх.

Повторить упражнение 3—5 раз.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

Пофыркаем.

Широкий расслабленный язык положить между расслабленными губами. Длительно на одном дыхании дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали (щеки не надувать).

Выполнить упражнение 3—5 раз.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

Автомат.

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними резцами, многократно и отчетливо на одном дыхании произнося звуки «т—т—т» сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп.

Повторить упражнение 3—5 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста

Советы логопеда родителям по развитию мышц языка, щек, губ у малышей....

Комплекс массажных упражнений (для детей младшего дошкольного возраста).

Комплекс  массажных упражнений (для детей младшего дошкольного возраста)....

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста

Специально подобранные упражнения позволяют улучшить работы мышц, участвующих в процессе речи, поставить дыхание, помочь в правильной постановке звуков....

Консультация для родителей. "Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста".

Артикуляционный комплекс упражнений – это зарядка для укрепления мышц речевого аппарата. Самостоятельно проводимая артикуляционная гимнастика в домашнем формате не только допустима, но и ве...

Тематические комплексы общеразвивающих упражнений для детей младшего дошкольного возраста

Тематические комплексы общеразвивающих упражнений с использованием разнообразного спортивного инвентаря для детей младшего дошкольного возраста ....

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста

Специально подобранные упражнения позволяют улучшить работы мышц, участвующих в процессе речи, поставить дыхание, помочь в правильной постановке звуков....

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)

Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикул...