Крупотерапия как здоровьесберегающий метод воздействия в работе логопеда.
консультация по логопедии (старшая группа)

Коргунова Римма Авальевна

Технология использования крупотерапии многофункциональна. Она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krupoterapiya_kak_zdorovesberegayushchiy_metod.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  подготовила учитель-логопед МБДОУ «Д\сад №11» Коргунова Р.А.

КРУПОТЕРАПИЯ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ МЕТОД

ВОЗДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ

НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Технология крупотерапии многофункциональна, она позволяет одновременно  решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает  задачи самовыражения, самоосознания,  развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Игра на крупе с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые  никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой,  повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма  экспрессивны, игра дает им богатые кинестетические ощущения.

Во многих случаях игра с крупой выступает в качестве ведущего метода  коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Все игры, с использованием крупотерапии, делятся на три направления:

1. Обучающие игры. Такие игры направлены на развитие тактильно- кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь,  словарный запас слов, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием.

Происходит развитие внимания и памяти, фонематического слуха. Главное,  идет обучение письму и чтению.

2. Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры - направлены на осуществление психологической  диагностики, коррекцию и развитие ребенка.

Игры с крупой можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Удобно использовать подносы разных размеров с низкими и высокими бортиками.

Работать с крупой и зернобобовыми  мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города,  придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие  занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно  определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты.

Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической  чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твердое – мягкое», «гладкое – острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.

Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

- поскользить ладонями по поверхности купы, выполняя зигзагообразные и  круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности;

- «пройтись» по крупе (зерну) отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).

Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать, чьи они?

Можно «поиграть» на поверхности крупы, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Поднос с высокими бортиками  можно использовать  для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в крупе (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Предварительно ребенку завязывают глаза.

Взаимодействие с крупой стабилизирует эмоциональное состояние.

Неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы стараемся научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное – ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха:

- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;

- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д.

Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся вначале, середине, конце слова. Если обучающиеся все выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы  «Эс» или «Ша» и т.д. и поселяют фигурки в этой стране, а сами становятся ее Почетными Гостями.

Очень любят дети лепить буквы из мелкой крупы, сгребая её ребрами ладоней.

Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.

Слова на крупе можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Крупа позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на крупе исправить проще, чем на бумаге, где  всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

При изучении темы «Ударение» обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку «Феи Ударения» и «Волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из крупы, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трехсложные.

Для развития навыка дифференциации звуков мы используем игру «Кто быстрее?» Поднос разбивается на два поля (можно поставить забор или сетку).

Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их (пропущены дифференцируемые буквы).

Потом они ставят флажок на свое поле. Побеждает команда, выставившая больше флажков и правильно определившая пропущенные буквы.

Нравится детям игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки.

Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Поднос с купой – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с крупой  все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с крупой легко решаются такие задачи, как развитие  коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.

Литература

1. Грабенко,Т.М., Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д.Чудеса на песке. Песочная   игротерапия [Текст]: Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М.

Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.

2. Зинкевич-Евстигнеева,Т. Д., Грабенко, Т. М. Практикум по креативной   терапии [Текст] /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.

3. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для   дошкольных образовательных учреждений/Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА- ПРЕСС, 2008. – 232 с.

4. Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Практический материал для педагога по работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи....

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...

"Актуальные вопросы эффективности коррекционно-развивающего воздействия совместной работы логопеда и музыкального руководителя с детьми, страдающими дизартрией".

На базе ГБОУ ШМК Бибирево апробирована методика коррекционно-развивающего воздействия музыкально-логопедических занятий для дошкольников с дизартрией. Занятия объединяют логопедию, музыку...

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи

Песочная терапия как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи...

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».«Песочные чудеса»...

Программа дополнительного образования «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

В презентации представлен мой опыт использования песочной терапии в коррекционой логопедической работе....