Консультация для родителей Тема: «Словесные игры – интересный и доступный способ развития речи дома»
консультация по логопедии (старшая группа)

Дьякова Ольга Хамитовна

Учить родителей общаться с детьми, развивать речь детей в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul_dlya_rod_ya.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Словесные игры – интересный и доступный способ

развития  речи дома»

       Современный мир непрерывно меняется.  В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями: компьютерные игры, интерактивные игрушки, ютуб, рекламные ролики, новинки кинематографа и т.д.
     Но, к сожалению, у большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей совсем не опережают возраст, а  более того, многие имеют задержку психического и речевого развития. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Страдает не только связанная речь, но и словарь.  А так как основной вид деятельности ребёнка игра, хочу предложить  речевые игры, которые помогут вашему ребёнку
овладеть речевыми навыками, облегчат формирование навыков коммуникации, обогатят и расширят словарь. Для этих игр не обязательно выделять специальное время. Вы можете в  них играть по дороге в детский сад, когда гуляете по парку, едите в транспорте и т .д.

Название игры

Цель игры

Ход игры

1

«Закончи слово»

Развивать умение ребёнка делить слова на слоги.

Взрослый называет начало слова, а ребёнок заканчивает начатое слово. Например: кош – ка, шап – ка ….

Затем можно поменяться: ребёнок начинает слово, а взрослый заканчивает.

2

«Кто больше»

Развивать умение ребёнка подбирать слова на определённый звук, развивать память, активизировать словарь ребёнка

Ребёнок или взрослый называют определённый звук. А затем по очереди подбирают слова, начинающиеся на этот звук. Затем можно усложнить игру:  придумывать слова, заканчивающие на заданный звук. Например: выбрали звук А : 1. Аист, Альбом, Автомобиль, Аквалангист и т.д.  2. мамА, кошкА, собакА и т.д.

3

«Придумай новое»

Упражнять ребёнка в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Взрослый произносит предложение. Ребёнок называет последнее слово и с ним же придумывают новое предложение.

Например: На дереве сидит ворона. Ворона большая и чёрная.

Затем можно поменяться ролями.

4

«Кто как передвигается?»

Обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Взрослый называет какое-либо животное, птицу и т.д. а ребёнок называет глагол- действие, который можно отнести к данному животному.
Например: воробей - стоит, сидит, прыгает, спит, чирикает, клюёт, пьёт и т.д.
Затем ребёнок называет животное, а взрослый действие.

5

«Скажи наоборот»

Закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Взрослый  произносит одно прилагательное, а ребёнок называет другое – с противоположным значением.
Например: горячий – холодный, хороший – плохой, длинный – короткий, высокий – низкий и т.д.  

6

«Времена года»

Закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Взрослый задаёт вопрос по тому времени года, которое в данный момент на улице, а ребёнок должен ответить на заданный вопрос.
Например: Тема «Весна»
Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? - Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает.
Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? - Звенит, капает.
Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.

7

«Из чего сделано?»

Закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Взрослый называет предмет и из чего он сделан, например: «Сапоги из кожи», а ребёнок, образовывает относительное прилагательное и отвечает: «Кожаные».
Рукавички из меха – меховые ; сапоги из резины – резиновые; кукла из пластмассы – пластмассовая;

8

«Четвёртый лишний»

Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению, а так же закрепляет слуховое внимание

Взрослый называет  три слова и просит определить, какое слово лишнее. Затем можно усложнить задачу -  называть 4 слова. Например: красный, зелёный, спелый; яблоко, груша, огурец; кукла, машина, пирамидка, ребёнок.

9

«Один – много»

Закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Ребёнок называет это  существительное во множественном числе.
Например:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрят.

10

«Животные и их детёныши»

Закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Взрослый называет какое-либо животное, птицу и т.д., а ребёнок называет детёныша этого животного. Можно начать с лёгкого задания, затем постепенно его

усложнить.
Например: 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

11

«Что каким бывает?»

Расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Взрослый задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить.
– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает красным? (помидор, яблоко, машина…)
– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

12

«Назови три предмета»

Упражнять детей в классификации предметов.

Взрослый называет обобщающее слово, а ребёнок должен назвать отдельные предметы, которые объединяет это слово.

Например: игрушки : машинка, кукла, мяч; фрукты: яблоко, груша, ананас    

13

«Придумай сам»

Учить правильно составлять предложения с заданным количеством слов.

Дать ребёнку опорные слова: осень, листопад, дождь, снежинки. Попросить придумать предложения из 3–5 слов. Ребёнку легче будет составить предложение, если взрослый назовёт те слова-предметы, которые ребёнок видит. Например: Осенью идёт дождь.

14

«Узнай, чей лист» (осенью)

Учить узнавать растения по листу, учить образовывать относительные прилагательные

На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников, показать ребёнку, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.
например: лист с рябины – рябиновый лист; лист с берёзы – берёзовый лист.

15

«Реши задачку»

Развитие мышления, обогащения словаря ребёнка

Взрослый предлагает ребёнку решить простую задачку. Например: сидело 2 голубя, затем прилетело ещё 2. Сколько стало голубей?. Затем можно поменяться ролями. Усложнить задачки, например:
- Сколько носов у двух псов?
- Сколько ушей у двух малышей?
- Сколько ног у двух птиц?
« Повтори стихотворение, сказку, рассказ»
Цель: развивать у детей память

Ход игры: повторить с детьми известное стихотворение, можно по строчке: одну строчку произносит взрослый, другую – ребёнок и так по очереди, до конца стихотворения

16

«Что вокруг нас?»

Научить делить двух- и трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова.

Ребёнок находит вокруг себя то, что имеет в названии один слог (одну часть) Например: снег, мяч, шар, дом, сад), два слога, например: забор, кусты, цветы, песок, трава, три слога, например: качели, береза, машина.

Литература
1.  Горлова Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3–6.
2. Поколение в памперсах или коллективный портрет современного дошкольника. Круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9. URL: http://dob.1september.ru/2001/09/1.htm.
4. Поколение невнимательных. Интервью с Т. Ахутиной // «Школьный психолог». URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200201810.
5. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей (младшая группа) "Игры интересные и полезные"

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука-это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан – Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях малень...

Консультация для родителей. Тема: «Словесные игры и упражнения»

Консультация для родителей.Тема: «Словесные игры и упражнения»...

Консультация для родителей Тема «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей».

Пальчиковые игры,одни из самых любимых игр детей.Чтобы научить ребёнка говорить необходимо не только тренировать артикуляционный аппарат,но и развивать мелкую моторику.Игры с пальчиками развивают не т...

Консультация для родителей. Тема: "Как играть в математические игры с ребенком дома"

Дорогие родители!Ваш ребенок посещает  детский сад, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома....

Консультация для родителей "Оздоровительно-развивающие игры с детьми 3-4 лет дома".

Родители должны особое внимание уделять эмоциональному развитию ребенка, стремиться к укреплению доверительных отношений, чему в немалой степени способствуют совместные  оздоровительно-разви...

Консультация для родителей Тема: «Пальчиковые игры, как один из способов развития сенсорики детей».

Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мо...

Консультация для родителей. Тема: «Математические игры в дома». В подготовительной группе.

Предлагаю вашему вниманию консультацию, как играть с детьми в математические игры в домашних условиях вместе всей семьёй. Не стоит надеяться только на детский сад и ждать, что там дети ...