«Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений»
консультация по логопедии

Меликова Марина Вячеславовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rechevoe_dyhanie.docx119.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 «Колокольчик»

Консультация «Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений»

 

 

C:\Users\01nb\Desktop\s1200.jpg

                                                                       Учитель-логопед

Меликова Марина Вячеславовна

с. Дивеево

2021 год

Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений

«Дыхание – это так просто и привычно, оно такое само собой разумеющееся. Но, именно, то обстоятельство, что мы можем управлять дыханием, делает его своего рода инструментом, с помощью которого можно сознательно влиять на состояние организма».                                

                                          А.А. Сметанкин

Что такое речевое дыхание? Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Таким образом, правильное речевое дыхание является основой звучащей речи!

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию его речи. Уже в возрасте 3 – 6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание.

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности.  Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Речевое дыхание у них развивается патологически. В процессе речевого высказывания отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Также отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а речевой выдох укорочен. Произнесение отдельных слов происходит как в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе. Нарушения функции дыхания приводит к дефектному произнесению ряда звуков, голосовым нарушениям и нарушениям темпа и ритма речи.

    Речевое дыхание отличается от физиологического. Основные различия. 

Физиологическое (жизненное) дыхание

Речевое дыхание

Фазы: вдох – выдох – вдох

Фазы: вдох – пауза – выдох

Происходит непроизвольно, рефлекторно.

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.

Назначение: осуществление газового обмена.

Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой методики.

Вдох и выдох через нос.

Вдох и выдох через рот.

Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое.

Выдох значительно длиннее вдоха.

Смена фаз дыхания однообразно – ритмическая.

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходование его.

Дыхательная функция нуждается в тренировке, при которой необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.
  2. Не следует добиваться полного выдоха.
  3. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
  4. Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.
  5. Не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды.
  6. Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.
  7. Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.
  8. Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое.
  9. Дидактический материал должен быть легким, безопасным, располагаться на уровне рта.

Формирование речевого дыхания предполагает и выработку воздушной струи.

В связи с тем, что произнесение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости, и в ее образовании участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой артикуляционной моторики поводится работа по формированию направленной воздушной струи для постановки ряда звуков.

         Дети с радостью включаются в игру, и сложный процесс постановки длительной и целенаправленной воздушной струи проходит более эффективно, что способствует успешности коррекционного процесса. Перед некоторыми играми ставится определенная задача, которая делает игру осмысленной, более интересной, познавательной, уточняет развиваемую функцию дыхания. Например, в игре «Кораблики» дети не просто дуют на парусный кораблик, а «путешествуют» из России в Австралию.

         Такие игры как «Кто дальше сдует снежинку», «Футбольный матч», «Фасолевые гонки», «Кто больше надует шар» и др. носят элементы соревнования и способствуют личной заинтересованности ребенка в качественном выполнении поставленной задачи.

Такие игровые упражнения как «Дровосек», «Насос», «Свеча», «Львенок греется», «Бамбук», а также применение графических изображений «Дорожек», «Волн», «Спирали», «Намотаем нитку на клубок» и др.  позволяют увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

 Задача взрослых – научить ребенка правильно дышать в процессе речи, устранять возрастные недостатки речевого дыхания.

Дыхательные упражнения, используемые при постановке различных звуков              


Свистящие звуки и аффрикаты:

[С], [С'], [З],[З'], [Ц]


Шипящие звуки и аффрикаты:

[Ш], [Ж] , [Щ], [Ч]


Звуки: [Р], [Р'],


Звуки: [Л], [Л']

  1. «Подуй в бутылочку».

Выдыхать плавно воздух в пузырек, поднесенный ко рту. Кончик языка слегка высунуть.

  1. «Ветряная мельница»

Подуть на вертушку из бумаги. Губы слегка вытянуты вперед. Щеки не надувать.

  1. «Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек»

Губы слегка вытянуты трубочкой. Щеки не надувать.

  1. «Листопад»,  «Снежинки», «Чья фигурка дальше улетит», «Бабочки», «Рыбки», «Снеговички».

Посередине языка, вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные фигурки.

  1. «Чей пароход гудит лучше»

Губы слегка вытянуты, расслабленный язык лежит на нижней губе. Щеки не надувать.

  1. «Фасолевые гонки»

Дуя в трубочку, стараться сильной непрерывной воздушной струёй стараться передвигать  фасолину с места.

  1. «Фокус», «Сдуй ватку с носа», «Подуй на челку»

Рот приоткрыть, язык «чашечкой», выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на  легкий предмет, лежащий на кончике носа.

  1. «Задуй свечу», «Погрей руки»

Выдохнуть на ладони теплый воздух с длительным звуком «Х – Х – Х»

  1. «Мыльные пузыри»

Сделать плавный длительный выдох, направив воздух в колечко.

  1. «Карандашик»

Поднять язык к альвеолам, вдохнуть через нос и с силой выдохнуть воздух через рот, пытаясь прокатить по гладкой поверхности карандаш.

  1. «Пропеллер»

Слегка растянуть губы в улыбке, указательный, чистый палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.




  1. «Дракончик»

Положить на кончик языка полоску тонкой бумаги. На выдохе так дуть на полоску, чтобы она завибрировала.

      4. «Сплюнь бумагу»

На кончик высунутого языка положить маленький кусочек бумаги. На выдохе сильно сплюнуть его, стараясь, чтобы он отлетел как можно дальше.

  1. «Идет охотник по болоту»
    Губы растянуть в улыбке, язык поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

 

Игры и игровые упражнения

для развития речевого дыхания без участия голоса.

Цель: Развитие длительного, плавного выдоха, активизации мышц губ.

1.         «Одуванчик» - упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков.        Сорвать одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки.

2.        «Цветочек» - сделать вдох, и задержав дыхание, понюхать цветок (вдохнуть аромат)

3.        «Хомячок» - сделать вдох и задержав дыхание, пошмыгать носом (рот закрыт)

4.        «Свеча» - сделать вдох, по сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так, чтобы оно отклонялось, а не гасло. По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким выдохом.

5.        «Костер» - взрослый кладет картинку костра из полосок тонкой бумаги. Детям предлагается «раздуть костер», вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

6.         «Морские гонки» - через короткую трубочку дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках. Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие на воде.

7.         «Погрей руки» - дети вдыхают через рот и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.

8.         «Султанчик» - детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок цветной бумаги.

9.         «Листопад» - детям предлагаются листья, вырезанные из цветной бумаги желтого, зеленого, красного цветов. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.

10.         «Флажок» - детям предлагается дунуть на флажок сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.

11.         «Покатай карандаш» - детям предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш, для усложнения затем ребристый.

12.         «Бурлящая вода» - детям предлагают подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный – тогда вода будет долго и равномерно бурлить.

13.         «Пускание мыльных пузырей». Чей пузырь будет летать дольше?

14.         «Физкультурные свистки». Чей свисток будет свистеть дольше?

15.         «Трубочка» - подуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги, шарики из ваты, катушку от ниток и др. предметы, дуя на них через трубочку. Задание усложняется путем увеличения расстояния от трубочки до предмета.

16.         «Снегопад» - сделать из ваты (рыхлые комочки). Предложить ребенку устроить снегопад. Положить «снежинку» на ладошку ребенку и правильно сдуть ее.

17.         «Бабочки» - перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки тонкими нитками прикрепляются к «полянке». Дуть на бабочку можно только на одном выдохе. По сигналу «желтая бабочка полетела» дети дуют на бабочек желтого цвета и т. д.

18.         «Футбол» - дети задувают мячи – шарики из ваты в футбольные ворота.

19.         «Ветряная мельница». Детям предлагается подуть на вертушку из бумаги.

20.          «Надуй шарик, игрушку» - детям предлагается надуть воздушный шар, резиновые игрушки, набирая воздух через нос и медленно выдыхая через рот в отверстие шарика.

21.         «Чей пароход гудит дольше?» - каждому ребенку дать чистый пузырек. Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной.

22.         «Духовые инструменты» - детям предлагается правильно подуть в колпачки от старых ручек и фломастеров, эти предметы издадут разные звуки.

23.         «Дракончик» - детям предлагается положить на кончик языка полоску тонкой бумаги. Дуть на полоску на выдохе так, чтобы она завибрировала.

24.         «Сдуй ватку с носа», «Фокус». Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслабленным), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

25.         «Пропеллер» - слегка растянуть губы в улыбке, указательный чистый палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким  образом, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.

26.        «Горох против ореха» - проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки»  - трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» - (2 – 3 горошины и 2 – 3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

27.         «Трубочки – шутки». Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

28.         «Фасолевые гонки». Коробка из-под конфетами оборудована, как дорожки для бегунов – «фасолинок».  Начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее додует своего «бегуна» до финиша.

29.        «Львенок греется».  Вдох. Мягким долгим выдохом (беззвучно произнося слог «ха») греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение способствует разогреву голосовых связок и всегда предшествует речевым упражнениям.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения

на материале гласных звуков

Цель: Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Инструкция:

Вдох через рот – быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

1. Произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза):

а, о, у, ы, э (шепотом, голосом).

2. Произношение двух гласных на одном выдохе (2-4 раза):

 а-э, о-у, и-ы, э-и (шепотом, голосом).

3. Произношение трех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а-э-о, о-у-и, о-у-а, о-э-ы, а-у-о (шепотом, голосом).

4. Произношение четырех гласных на одном выдохе (2-4 раза): а-э-о-у, а-о-у-э, о-у-а-и, а-о-у-э (шепотом, голосом).

5. Произношение гласного ряда на одном выдохе шепотом, голосом.

6. Произношение гласного ряда на отдельном выдохе со сменой темпа шепотом, голосом.

7. Произношение гласных в звукоподражаниях музыкальным инструментам –

 труба гудит:        у-у-у-у-у:

 предметам – кукла Ляля плачет: уа-уа-уа;

 пароход гудит: у-у-у-у-у;

 животным – медведь ревет: а-а-а; голодный волк: у-у-у;

 явлениям природы – ветер (вьюга) воет: у-у-у;

 людям – девочка плачет: а-а-а.

8. «Эхо». Детей распределяют на две группы. Первая группа вместе с логопедом громко произносит гласные звуки [а, о, у] или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи).

Вторая группа («Эхо») тихо повторяет их. Затем группы меняются ролями.

9. «Вьюга». Перед детьми – сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: у-у-у.

По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-У-У.

По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса.

По сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки: горизонтальное движение – дети говорят тихо, руки вверх – усиление голоса, руки вниз – уменьшение силы голоса.

10. «В лесу». Детям предлагают картинки «Дети в лесу», «Мальчик заблудился», «Поезд», которые логопед использует в процессе рассказывания.

Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит: «О-о-о!».

Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют.)

Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: «Ау, ау, ау!».

 Давайте поможем Пете. (Дети повторяют).

Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: «У-у-у!». (Дети повторяют).

11. «Ауканье». Логопед говорит детям: «Представьте, что вы пришли в лес собирать цветы. Некоторые ушли далеко. Надо позвать их, поаукать (складывает руки рупором и произносит слово «ау»)». Логопед делит детей на две группы. Первая группа произносит ау тихо, а вторая, находящаяся далеко, - громко, протяжно.

12. «Оркестр на лесной полянке». Дети надевают маски и повторяют песенки зверей на выдохе, изменяя силу и высоту голоса:

лисонька запела – а – а – а

волк – у – у – у

мишка – ы – ы – ы

белочка – и – и – и

ёжик – э – э – э

Дыхательно-голосовые игры

и упражнения

на материале согласных звуков

Цель: отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков (можно сочетать с движениями рук).

Инструкция: произношение согласных идет на обнос выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем  - громко.

1.Произношение согласных в звукоподражаниях предметам

зазвонил телефон, комар летит:           з-з-з-з;

ревет трактор, тигр рычит:                   р-р-р-р;  

качает насос, из крана течет вода:      с-с-с-с;

сдувается шарик, мышонок шуршит, змея шипит, лес шумит: ш-ш-ш-ш

жук жужжит:           ж-ж-ж-ж

воет вьюга (ветер):       в-в-в-в

людям («не шумите»):      тс-с-с-с

ежик:             ф-ф-ф-ф

лыжник:     м-м-м-м

2. «Каша кипит». Сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Выпячивая живот - вдох, выпячивая грудь – выдох. Выдыхая, громко произносить: ф-ф-ф-ф-ф.

3. «Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука с-с-с-с

4. «Шар лопнул». Ноги слегка расставлены, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выдох на звуке ш-ш-ш-ш.

5. «Бамбук». Ноги на ширине плеч, туловище согнуто и расслаблено. Вдох. На выдохе медленно выпрямляем позвоночник, представляя, что каждый позвонок  - это звено молодого бамбука. Одновременно произносим звук «м», как бы посылая его в каждый позвонок-звено.

Дыхательно - голосовые игры

и упражнения

на материале слогов

Цель: Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением слогов.

Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания:

1.Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па – па – пап – пап – апа - апа

2.Повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными:

та - па,  то - по,       та – па - ва,       та – па – ва - ка.

3.Повторение слогов с разными гласными и разными согласными:

 па – па - та,    па – па - ту,   па – то – ту - пи,    па – то – ту - пу.

4. Произнесение слогов в звукоподражаниях:

музыкальным инструментам (колокольчик: динь-динь, дудочка: ду-ду-ду);

предметам (стучит молоток: тук-тук-тук, сигналит машина: би-би-би, идут часы: тик-так, тик-так);  

животным (кошка: мяу-мяу, курица: ко-ко-ко)

явлениям природы (капает водичка: буль-буль)

5. «Часики». Стоя ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произносить: тик-так.

6. «Петух». Встать прямо, руки опущены. Поднять руки в стороны, затем похлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить: ку-ка-ре-ку

7. «Дровосек». Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Понять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произнесением слова ух-х-х-х

8. «Гуси летят». Медленная ходьба в течение 1-2 минут. Поднимать руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, произносить: гу-у-у-у

9. «Разные звуки». Логопед читает стихотворение Э.Нийти «Разные звуки», а дети слушают и произносят разные звуки на длительном выдохе:

Где-то собаки рычали – Р – р – р!

В стойле коровы мычали – Мммуу!

В комнате мухи жужжали – Жжж! Жжж!

Мимо машины бежали - Тррр! Трр!

Гудели от ветра все провода – Зззнь! Зззнь!

Капала в кухне из крана вода – Динь! Динь!

Перекликались в ночи поезда – Ууу! Ууу!

Листья на ветру шумели – Тсс! Тсс!

Змеи в лесу шипели - Шшш! Шшш!

А комары все пели – Ззз! Ззз!

Непоседа мячик днём и ночью

Успокоиться не хочет – Пам! Пам!

Куклы кашляют в постели –

Днем мороженое ели! – Кхх! Кхх!

Проявляя изобретательность, выдумку, можно помочь ребенку выработать правильное речевое дыхание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией.

Для поддержания и укрепления здоровья детей в нашем детском саду используются  здоровьесберегающие технологии формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста. Здоровьесберегаю...

«Здоровьесберегающие технологии при формировании правильного речевого дыхания у детей с нарушением речи»

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в после...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ОНР

Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни....

Формирование правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений

В статье указаны примерные упражнения для использования в режимных моментах, прогулках, непосредственно образовательной деятельности и в занятиях родителей с детьми для  эффективного влияния на р...

Формирование правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений

В статье указаны примерные упражнения для использования в режимных моментах, прогулках, непосредственно образовательной деятельности и в занятиях родителей с детьми для  эффективного влияния на р...

«Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений».

Данная консультация знакомит родителей детей  логопатов с теоретическим аспектом речевого дыхания детей и с практическими упражнениями , собранными в картотеку....

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...