Артикуляционная гимнастика по лексической теме "Овощи"
учебно-методический материал по логопедии

Тютюнникова Анна Александровна
При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:

 

    • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы
    • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса
    • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx66.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Артикуляционная гимнастика по лексической теме «Овощи»

    1. Развитие физиолоrическоrо дыхания

    Игровое упражнение «Арбуз». Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз (под счет до «трех»). Выдох живот втянуть (похож на ямочку).

    2.Развитие речевого дыхания и голоса «Разговоры овощей». Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (радостноУлыбающееся лицо без заливки) и Огурца (обиженноПечальное лицо без заливки). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту». Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки и бабушки. 

    3. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью

    Поочередно загибать пальцы.

    Сколько rpядок в оrороде?
    В оrороде у Федоры
    Растут на грядках помидоры,
    А на грядке у Филата
    Mнoro разноro салата.
    У бабушки Феклы
    Четыре грядки свеклы.
    У дядюшки Бориса
    Очень мноro есть редиса.
    У Маши и Антошки
    Две гряды картошки.
    Рад, два, три, четыре, пять
    Поможем урожай собрать.

    ***
    Повторяй за мной зарядку.
    В ней звук Т пришел на грядку.
    Тыква - вот, а вот - томат.
    Здесь - капуста, здесь - салат,
    Тмин, картошка, артишок
    И петрушки корешок.
    Все, что вырастили мы,
    Будем есть мы до весны.
    (Е. Карельская)

    4. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием

    Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).

    Что мы видим слева, а что - справа? Посмотреть направоувидеть «арбуз», посмотреть налево - увидеть «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) - прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) - прямо (выдох носом).

    5. Мимические упражнения

    Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.Плачущее лицо (без заливки)
    Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала.
    Удивленное лицо без заливки


    6. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

    Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):
    а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
    б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

    7. Упражнения для rуб и щек

    Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести» ).

    Толстячки - худышки.
    Изобразить овощи на грядкe. Арбузы, тыквы, кочаны капусты - «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие - «худышки».

    8. Упражнения для языка

    Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
    Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
    Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким». языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
    Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
    Игра «Я - не Я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку» и т. д. Дети отвечают: «И я, И яl» или «Не я, не яl».

    9. Речевая зарядка

    «Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!» Огорченные овощи. Морковь: «ОЙ! ОЙ! ОЙ! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «ОЙ! ОЙ! Ой! Меня никто не копает!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Артикуляционная гимнастика по лексическим темам

    Артикуляционная гимнастика по лексическим темам...

    Артикуляционная гимнастика по лексическим темам

    Совершенствование артикуляционной моторики...

    артикуляционная гимнастика по лексическим темам

    Из книги: Е А Пожиленко "Артикуляционная гимнастика "...

    картотека артикуляционных гимнастик по лексическим темам

    в помощь начинающим логопедам подборка артикуляционных упражнений по темам...

    Артикуляционная гимнастика по лексической теме: "Космос"

    Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

    Артикуляционная гимнастика по лексическим темам

    quot;Артикуляционная гимнастика по лексическим темам" от учителя-логопеда Елены Андреевны Шевелёвой помогает мне - воспитателю по-новому преподнести артикуляционные упражнения, вдохнуть жизнь в ...