Логопедический проект «Сильный ветерок»
проект по логопедии
Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить звуки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический проект
«Сильный ветерок»
Учитель-логопед Сундукова Т.А.
Цель проекта: использование дыхательных упражнений по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.
Тип проекта: практико-ориентированный, игровой.
Проблема: У детей с речевыми нарушениями не сформирован речевой выдох, нет навыка испускания целенаправленной воздушной струи.
По числу участников: подгрупповой
По времени продолжения: средней продолжительности
Сроки проведения: с 01.02.2020 по 26.03.2020 года
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, родители.
Актуальность
Многие дети, занимающиеся в логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.
Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе индивидуального логопедического занятия или как часть его.
Цель:
Формирование у детей умения управлять органами дыхания и развитие правильного речевого дыхания и направленной воздушной струи;
Задачи:
- Расширять знания детей о дыхании, речи.
- Развивать речевой выдох.
3. Формировать целенаправленную воздушную струю.
4. Подобрать необходимый практический материал (атрибуты, игрушки для зоны «дыхание» в логопедическом кабинете).
Ожидаемый результат:
1. У детей будет сформировано правильное речевое дыхание и направленная воздушная струя.
2. Дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
3. Будут изготовлены пособия по формированию речевого дыхания.
Конечным продуктом проекта будет являться:
Оформление и презентация мини - музея «Дыхание ветра».
Пополнение центра дыхания в логопедическом кабинете игровыми пособиями.
Этапы реализации проекта
1 этап 01.02.2020 - 15.02.2020
Организационный
1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания
2. Подбор дыхательных упражнений, игр.
3. Изготовление игровых пособий для дыхательных упражнений, игр.
2 этап 16. 02. 2020 -15.03.2020
Внедренческий
Включение дыхательных упражнений и игр в индивидуальные занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Работа с детьми:
1. Выработка длительного плавного выдоха,
2. Дифференциация ротового и носового выдоха
3. Выработка глубокого вдоха.
4. Развитие силы голоса и речевого дыхания
5. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков
6. Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений
Работа с родителями:
1. Консультация «Развитие речевого дыхания у детей».
2. Рекомендации к выполнению дыхательной гимнастики.
3. Индивидуальные консультации с родителями.
Работа с педагогами ДОУ
1. Консультация «Развиваем речевое дыхание».
2. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей.
3 этап
Итоговый 16.03.2020 - 26.03.2020
- Подведение итогов реализации проекта путем диагностирования детей.
- Оформление и презентация выставки «Дыхание ветра».
Пособия
«Спаси бабочек от паука». Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
«Подуй на чай». Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
«Осеннее дерево». Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
«Забавная лягушка». Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
«Непослушная чёлка».Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
«Погаси пламя дракона»
Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
«Дуйбол» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
«Варежка» формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.
«Снеговичок» Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
«Веселый слоник» Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
«Ловкий хамелион». Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
«Покорми животных». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
«Снежная тучка»
Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
«Веселый одуванчик»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с проблемами речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Литература:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
2. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
3.Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР. //Дошкольная педагогика, 2007 - №1
4.Симкина Л.П. Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
5. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Издательство «Метафора», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сильный ветерок"
Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей средней группы, занимающихся на логопедическом пункте....

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СИЛЬНЫЙ ВЕТЕРОК».
Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение зв...

Логопедический проект "Сильный ветерок"
Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей. ...
Проект "Сильный ветерок"
Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с ды...

Проект Сильный ветерок
Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование п...

Проект "Сильный ветерок"
Многие дети, занимающиеся на логопункте, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение зв...

