Проект "Сильный ветерок"
проект (подготовительная группа)

Дьяконова Елена Сергеевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_silnyy_veterok_.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕРОК»

по использованию дыхательных упражнений в системе логопедических занятий

                     Автор:

                                               учитель _ логопед,

                                            Дьяконова Елена Сергеевна

Заринск

2023- 2024 год

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СИЛЬНЫЙ  ВЕТЕРОК».

Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей, занимающихся на логопедическом пункте.

Актуальность.
        Дефекты речи детей группы с ТНР носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.

Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.

Образовательная область – «Речевое развитие».

Тип проекта – игровой.

По числу участников – индивидуальный, подгрупповой.

По времени продолжения – долгосрочный, 2023-2024 учебный год

По характеру контактов — в контакте с семьей.

Участники  проекта: дети, занимающиеся на логопункте; учитель-логопед; родители.

Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развить нижнедиафрагмальное дыхание.

Задачи:

  1. Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.
  2. Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.
  3. Развитие сильного плавного выдоха:
  • на материале гласных звуков,
  • на материале согласных звуков
  • на материале слогов, слов
  • на материале предложений и фраз.
  1. Формирование и закрепление нижнедиафрагмального дыхания

             Этапы реализации проекта

Работа с детьми:

Выработка длительного плавного выдоха,

Дифференциация ротового и носового выдоха

Выработка глубокого вдоха

Развитие силы голоса и речевого дыхания

Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков

Работа с родителями:

Буклеты для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания»

Индивидуальные консультации для родителей

Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Будет разработана картотека по формированию речевого дыхания.

Конечным продуктом проекта будет являться:

  • Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
  • Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
  • Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.

Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Литература:

  1. Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М., Амрита – Русь, 2006
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ветер, ветерок, ветрище"интегрированное занятие в старшей группе

Данное занятие дает представление детям о ветре....

Веселый ветерок. Комплекс упражнения для развития дыхания.

Современное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования личности ребенка. Для того, чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренир...

ЖЕРЕБЁНОК ВЕТЕРОК (СКАЗКА ЧУДИНОЙ Т.М.)

Сказка помогает детям правильно запоминать названия животных,  их детёнышей, звукоподражания.Ёе легко инсценировать, что способствует запоминанию содержания сказки, пересказывать.Можно добавлять ...

" Вей, вей, ветерок".

Летнее развлечение для детей 3-4 лет....

стихи для дошкольников "Ветерок"

текст  можно  использовать  на  праздниках, быту, развлечениях...

Комплекс дыхательной гимнастики «Веселый ветерок»

Представлен комплекс дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста...