Значение раннего развития речи
консультация по коррекционной педагогике

Значение раннего развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Значение раннего развития речи36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение раннего обучения речи

Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью.

Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток "годами чудес". В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

"Критическим" периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых обла-стей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в этом возрасте не было уделено должного внимания развитию речи малыша, то в дальнейшем потребуется достаточно много усилий, чтобы наверстать упущенное.

Родители должны также помнить, что речь - инструмент раз-вития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Стадии развития речи малыша

Помощь взрослых базируется прежде всего на зна-нии стадий, которые ребенок обычно проходит в своем речевом развитии. Конечно, не все дети проходят их в одном возрасте, однако даже опытным взрослым надо напоминать себе, что можно ожидать от детей того или иного возраста.

Первый год жизни - период предречевых голосовых реакций, начало понимания речи и возникновение первых слов-корней.

Второй год жизни - начало собственной активной речи, аграмматичной в своей форме, накопление словарного запаса.

Третий год жизни - освоение грамматического строя речи, совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря.

Четвертый год жизни - освоение словообразовательных мо-делей, начало развития связной речи, нормализация звукопроизно-шения.

Пятый год жизни - развитие связной речи, возникновение способности выделять звуки из слов (простые формы звукового анализа).

Общие правила для родителей

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:

  • с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная ре-чевая среда. Старайтесь Вашу повседневную деятельность сопро-вождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом чаще давайте ему возможность видеть Ваше лицо, наблюдать за Вашей артикуляцией;
  • чаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите: Вашему малышу необходим постоянный телесный контакт с матерью;
  • поощряйте любые попытки малыша заговорить: Ваш ребенок начнет разговаривать только тогда, когда Вы захотите его слушать;
  • говорите с малышом медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать этого другим взрослым;
  • уделяйте ребенку больше времени, будьте чаще рядом с ним;
  • каждый день читайте малышу; не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит Вас почитать; не раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же книгу, которую особенно полюбил Ваш малыш. Радуйтесь, что он уже книголюб и имеет свои пристрастия;
  • не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно;
  • поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, старайтесь ответить на каждый вопрос ребенка;
  • не сравнивайте малыша с другими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль грамматических языковых значений для развития речи детей

Кратко изложена информация о грамматической системе языка. Усвоение разных сторон грамматического строя речи на каждой возрастной ступени развития. Задачи, решаемые на занятиях по  развитию речи,...

Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей» Младшая группа

Цельдать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка;заинтересовать проблемой;приобщить к пальчиковым  играм  ребенка в условиях семьи;выслушать суждения родителей по проб...

Из опыта работы по теме: «Дидактические игры экологического содержания, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста».

Дидактические игры экологи­ческого содержания способствуют развитию речи детей. Играя дети общаются со взрос­лыми и сверстниками, у них формируется уме­ние слушать и понимать обращенную речь, под­держ...

Важное значение в развитии речи детей раннего возраста имеет

Важное значение в развитии речи детей раннего возраста имеет...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста и ее значение для развития речи.

Из опыта работы с детьми раннего возраста особенно заметно несовершенство мелкой моторики пальцев рук, зрительно-моторной координации, что тормозит у детей развитие речи, формирование графомоторных на...

Значение раннего обучения речи

консультация для родителей...