Главные вкладки

    Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста и ее значение для развития речи.
    методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему

    Вихрова Ольга Вадимовна
    Из опыта работы с детьми раннего возраста особенно заметно несовершенство мелкой моторики пальцев рук, зрительно-моторной координации, что тормозит у детей развитие речи, формирование графомоторных навыков, способность ознакомления с окружающим. Задачей любого специалиста - логопеда, является глубокое и всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка, таких как: - уровень развития познавательной деятельности, - эмоционально — волевой сферы, - ведущей деятельности возраста. Применяя критериально-ориентировочные методики, необходимо определить уровень нервно-психического развития ребенка и разработать план коррекционных мероприятий. Дифференциальная диагностика дает возможность определить структуру дефекта и выстроить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы с детьми раннего возраста особенно заметно несовершенство мелкой моторики пальцев рук, зрительно-моторной координации, что тормозит у детей развитие речи, формирование графомоторных навыков, способность ознакомления с окружающим.

    Задачей любого специалиста -  логопеда, является глубокое и всестороннее изучение психологических особенностей каждого ребенка, таких как:

     - уровень развития познавательной деятельности,

     - эмоционально — волевой сферы,

     - ведущей деятельности возраста.

    Применяя критериально-ориентировочные методики, необходимо определить уровень нервно-психического развития ребенка и разработать план коррекционных мероприятий. Дифференциальная диагностика дает возможность определить структуру дефекта и выстроить прогноз относительно дальнейшего развития ребенка.

    Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста и ее значение для развития речи.

    Вся история развития человечества доказывает, что движение руки, пальцев, тесно связано с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Большое стимулирующее влияние функции руки на развитие речи отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

    В 1782 году выдающийся русский просветитель утверждал, что (натуральное побуждение к действию над вещами, у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития). Н.И.Новиков.

    Невропатолог и психотерапевт В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

    В 1873году немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов.

    И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. «Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию».

    Исследованиями установлено, что становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности мелкой моторики пальцев рук. М.М. Кольцова.

    «Использование любой предметной деятельности, в том числе и изобразительной с целью развития речи находит широкое применение в дефектологии». С.А. Миронова.

    Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. М.М. Кольцова. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

    В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Она является, собственно ее частью. Передняя центральная извилина мозга — это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то, или иное движение.

    Именно величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон, навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Поэтому развитие мелкой моторики является, неотъемлемой часть коррекционной работы, как средство предупреждения речевых отклонений.

    В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно важными умениями, их этому надо учить.

    Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат малыша.

    Например, такая испытанная веками потешка, «Ладушки-ладушки», заставляет малыша прислушаться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им, хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову.

    Народ создал чудесные произведения: потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Упражнялись в произнесении звуков.

    Для сенсорного развития, совершенствования ловкости рук, таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разнообразные шары и др. Детей привлекает красочность этих игрушек. Забавность действий с ними (трогать, ощупывать, гладить, двигать, вынимать и вкладывать).

    Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, цвета, величины. Овладевает разнообразными движениями и действиями. При этом словарь обогащается названиями не только предметов, но и действий с ними, признаками.

    За основу физиологической нормы развития кисти и пальцев рук взяла показатели развития мелкой моторики по А. Гезеллу.

    Занимаясь с детьми необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные и физиологические особенности. Планируя работу по развитию мелкой моторики, также необходимо учитывать сензитивные периоды возрастного развития ребенка, наиболее благоприятные для освоения тех или иных видов деятельности.

    Развитие мелкой моторики у детей 2-3 года жизни можно тематически связать с планированием по развитию речи.

    Задачи коррекционной работы:

    1. Привлекать внимание детей к окружающим предметам и способам действия с ними.
    2. Нормализовать тонус мелких мышц рук.
    3. Учить правильному захвату предметов, выделять форму, цвет, величину предметов.
    4. Развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения пальчиков. Совершенствовать действия рук в соответствии со стихотворным текстом.
    5. Расширять запас понимаемых слов по лексическим темам.
    6. Стимулировать речевую активность: заменять звукоподражательные слова общеупотребительными, строить фразы из 2-3 слов. Использовать в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия и предлоги.

    В работе необходимо руководствоваться следующими принципами:

    • принцип единства ранней диагностики и коррекции;
    • принцип качественного анализа результатов обследования;
    • принцип комплексного подхода;
    • принцип динамического изучения;
    • принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с ЗПРР, ЗПМ и РР;
    • принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания.

    Примеры методических приемов обучения:

    • показ с называнием;
    • выполнение действий по образцу, совместно, по слову;
    • многократное проговаривание речевого материала;
    • просьбы, поручения;
    • отраженное произнесение слова;
    • договаривание слова в знакомой ребенку обстановке;
    • самостоятельное произнесение слова;
    • ответы на конкретные вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какой предмет по величине (по форме, по цвету)?;
    • опосредованное общение через куклу (игрушку);
    • комментирование действий.

    Развитие мелкой моторики можно проводить по следующим направлениям:

    1. Развитие тактильного восприятия.
    2. Фольклорные пальчиковые игры.
    3. Игры с водой. Самомассаж.
    4. Игры на выкладывание.
    5. Игры с пластилином.
    6. Игры на нанизывание.
    7. Игры с бумагой.
    8. Игры с мозаикой.

    В результате работы по данным направлениям дети с удовольствием играют, слушают взрослого и стараются согласованно выполнять движения руками в соответствии со стихотворным текстом, движения рук стали более координированными. Малыши сопровождают свои действия речью, заучивают небольшие четверостишия, в активной речи используют 2-3 словную фразу.

    Формы работы по развитию мелкой моторики рук:

    Традиционная:

    — самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
    — игры с пальчиками с речевым сопровождением;
    — пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс);
    — графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
    — предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;
    — игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;
    — кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.

    Нетрадиционная:

    — самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;
    — игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

    Игровые упражнения:

    — «котенок кусается» (прищепки бельевые);
    — «забавные узелки» (веревка с узелками);
    — «в зоопарке» (решетка для раковины, подставка под горячее, лист бумаги в клетку 2 х 2);
    — «лыжники» (пробки от пластиковых бутылок);
    — «фокусники» (кусок полиэтилена, носовой платок);
    — игры с мячом (мяч-прыгун);
    — рисуем пальчиками;
    — волшебные превращения веревочки;
    — рассказываем стихи руками.

    Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, когда с помощью карандаша, грецкого ореха осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней.

    В упражнениях используем также каштаны, массажные щетки для волос, воздушные шары (наполненные солью, мукой, мелкими камушками), перчатки с нашитыми пуговицами.

    Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру: «пальчики-лыжники», «пальчики-фокусники», «пальчики гуляют по зоопарку».

    Самомассаж кистей и пальцев рук

    Вариант 1

    1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

    2. Растирание ладоней шестигранным карандашом.

    3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

    4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

    5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

    6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

    7. Надавливать незаточеным карандашом на болевые точки ладони, затем вращать карандаш вправо, влево.

    8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

    Вариант 2

    1. Массаж пальцев начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками приговорками.

    2. Массаж ладоней каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. Детям предлагают шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним
    пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.

    3. Массаж грецкими орехами:

    а) катать два ореха между ладонями;

    б) прокатывать один орех между пальцами;

    в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами руки;

    г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

    4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Дети учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами; удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.

    5. Массаж четками. Перебирание четок (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество четок (в прямом и обратном порядке).

    Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами

    Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

    Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает тонизирующее и оздоравливающее действие.

    Рисование

    Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.
    Проявляйте изобретательность, используйте любую-возможность: рисуйте с ребенком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительнуюпамять и цветоощущение у малыша.

    Игры с мелкими предметами

    Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, вы добьетесь большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук.

    От кубиков крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить.

    Дайте ребенку гранёный карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

    Другое упражнение: удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец — снизу.

    Натяните на картонную коробку с отверстием в крышке тонкие резинки. Пусть ребенок, перебирая пальцами, «поиграет на гуслях».

    Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. А теперь разверните салфетку и полюбуйтесь «кружевным» узором.

    Заранее удалите из игрушки (домика, машинки) какую-нибудь мелкую деталь. Пусть ребенок сам определит, чего не хватает, а потом найдет и вставит деталь.

    «Волшебный мешочек»

    В этой игре ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия малыш должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной.

    Деревянные матрёшки — прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления. Покажите, как разнимаются матрёшки, как складываются. Начните с трех матрешек разной величины. Объясните, что большая матрёшка не может поместиться в меньшей, и что нижняя часть должна соответствовать по величине верхней . А теперь дайте поэкспериментировать малышу, по возможности воздерживаясь от помощи действием. Можно помочь ребенку советом, четким указанием. В конце концов, с помощью метода проб и ошибок, малыш достигнет своей цели.

    Мозаика, конструктор, разные картинки— бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка— способствуют и интенсивному развитию движений пальцев рук. Возвращаясь к этим играм, вы сможете провести множество упражнений, занятий, интересных и необходимых малышу.

    Игры с шариками

    Ребенок овладел играми в мячи больших и малых размеров. Научите его простым играм с шариком.

    1. Попасть шариком в цель (в игрушку).

    2. Прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.

    3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.

    4. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это — «ворота». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» — подталкивают шарик к левой ладони.

    5. Сделайте вид, что вы случайно рассыпали бусы. Попросите ребенка помочь вам собрать бусинки. Пусть он соберет бусинки, опуская их в коробочку с ма-леньким отверстием. Затем он может помочь вам нанизать бусы на нитку. Со временем он сможет нанизывать бусины в определенном порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

    Пластилин

    Слегка разогрев, размяв руками пластилин, покажите, как скатать из него шарики, вращая кусочек пластилина между ладонями.

    Расплющить шарики в лепешки большим и указательным пальцами.

    Скатать жгутики. Вылепить из жгутиков баранку, крендель. Сплести из двух жгутиков канатик.

    Вылепить из шариков морковку, яблочко, грибок и т.д.

    Со временем малыш научится выполнять более тонкую работу: вылепит тарелку, корзинку…

    Легко вылепить змею. Труднее украсить ее пятнышками из пластилина другого цвета. А потом змея свернется в кольцо.

    Игры с кольцами

    Обязательно предложите малышу игры с кольцами.

    Научите его надевать кольца на стержни, держа кольца кончиками двух или трех пальцев (не зажимая в кулак).

    Нанизать колечки на веревку, на шнурок.

    Предложите повторить за вами такие действия:

    Три кольца уложены на плоскости вертикально. Сопровождайте упражнение такими словами: «Одно колечко — в середине, одно — сверху, одно — снизу».

    Три кольца уложены горизонтально. «Одно колечко — в середине, одно— слева, одно — справа».

    Пять небольших колечек наденем по одному на каждый пальчик левой руки, затем — на каждый пальчик правой руки. Надевая, называем пальчики: большой, указательный, и т.д.

    Снимая с пальчиков колечки, укладываем их в горизонтальный ряд.

    Поместите на небольшом расстоянии друг от друга 5 колечек. Предложите, чтобы пальчики последовательно «прошагали» по кольцам туда и обратно (от мизинца к большому и наоборот).

    Игры со шнурками

    Разместите на столе шнурок, веревочку зигзагом и предложите ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка». Так же можно «прошагать» по лесенке из шнурка.

    «Запутайте» два пальца ребенка в шнурочке. Предложите распутать.

    Так же поступите с игрушечным котенком. Предложите ребенку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушечного котенка, который играл с клубком и запутался…

    Научите малыша «плести» из шнурка такой узор: кончик шнурка обмотан вокруг мизинца, затем обводится снизу под безымянным, сверху — на средний, снизу — на указательный, сверху — на большой, и обратно — в противоположной последовательности.

    Из цветных кусочков сукна хорошо вырезать цветочки, звездочки и другие фигурки с дырочкой в середине и нанизывать их на шнурок. Когда ребенок овладеет «механикой» нанизывания, попросите его располагать фигурки в определенной последовательности: цветок, звездочка, кружочек, или: синий, красный, белый.

    Вырежьте из картона сапожок или жилетку, проделайте дырочки для шнуровки и дайте малышу зашнуровать игрушечную обувь или одежду. После этого ему легче будет научиться справляться со своей одеждой и обувью.

    Вырежьте из картона или сукна цветные силуэты зверей, игрушек, птичек и т.д. На небольшом расстоянии от края проделайте дыроколом (или специальным инструментом) небольшие дырочки на равных (1 или 1,5 см) расстояниях друг от друга. Продевая шнурок в дырочки, покажите малышу, как обшить фигурку красивым узором. Таким способом маленький портной с удовольствием украсит и салфетку, и кукольное одеяло, и игрушечный коврик.

    Маленький коврик можно соткать и таким способом: сделать внутри прямоугольного куска сукна параллельные надрезы (на расстоянии примерно 1,5 см), а затем по поперечным направлениям продевать цветные шнурки, переплетая ими полоски сукна поочередно сверху, снизу, сверху, снизу и т.д. «Мастер» будет очень горд, если сможет подарить вам такую салфетку или, к примеру, подставку под горячее.

    В процессе этой работы попросите малыша распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). В следующий раз можно устроить соревнование: кто быстрее развяжет узелок на своем шнурке.

    «Пуговицы»

    Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднюю, мелкие — в маленькую.

    Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т.п.

    Из цветного сукна вырежьте силуэт машины, парохода, самолета… Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода (круглые детали должны быть больше пуговиц, чтобы обрамлять их).

    На силуэт зверя можно пристегивать уши, хвостик, лапы и т.д. На силуэт бабочки можно пристегнуть силуэт меньшего размера и другого цвета — бабочка будет разноцветной.

    У картонной куклы кофточка украшена множеством пуговок. К ней можно пристегнуть юбку, жилетку, сарафан, брюки, шорты, пояс, кармашки.

    Все эти игры помогут малышу вовремя научиться застегивать пуговицы на своей одежде. Этот навык, тренируемый повседневно, в свою очередь сделает его пальчики более умелыми и ловкими.

     

    К трем годам малыш готов к играм-занятиям, целенаправленно развивающим его внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, мышление. Эти игры помогают стимулировать его воображение, развивать творческие способности.

    Игры, предлагаемые ниже, объединяют в себе задачи развития способностей, мышления ребенка и дальнейшего совершенствования тонких движений пальцев рук — мелкой моторики.

    Таким образом образуется неразрывный круг: мелкая моторика – речь — мышление.

    Чтобы эти занятия были привлекательней и интенсивней, их продолжительность не должна превышать 10-15 минут, а предметы для этих игр ребенок должен получать только на время занятий. Позаботьтесь о том, чтобы убрать из поля зрения малыша ненужные для занятий вещи — они могут отвлечь ребенка.

    «Бархатный коврик»

    Вырежьте из бархатистой бумаги (или плотной ворсистой ткани) прямоугольник. На нем нужно расположить геометрические фигуры из бумаги или ткани такой же, как «коврик», фактуры. Это могут быть квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники.

    Покажите ребенку сделанный вами коврик, предложите сделать такой же. Пусть малыш, глядя на образец, постарается точно так же расположить фигурки.

    Удержитесь от соблазна самим поправить расположение фигурок: именно в этот момент ребенок тренирует свой глазомер, развивает наблюдательность, совершенствует тонкие движения пальцев рук.

    Помогайте словесными инструкциями: «Сдвинь треугольник ближе к краю… — Расположи квадратик поровнее… — Сдвинь кружок вправо (вниз)»…

    Можете проиллюстрировать эти действия на своем образце. А ребенок, выполняя ваши инструкции, развивает свое речевое внимание, усваивает названия геометрических фигур, пространственные термины: вверх, вниз, вправо, влево, учится сравнивать, сопоставлять результаты своих усилий с образцом.

    Начните с узора, составленного из фигурок двух форм (например, круги и квадратики или прямоугольники и треугольники). Фигурки должны быть одного цвета, контрастного по отношению к фону. Со временем можно усложнить орнамент, увеличить сначала количество форм, а затем цветов.

    «Каждому — свой домик»

    Постройте на листе бархатистой бумаги три домика: для мамы, для девочки и для куклы — большой, средний и маленький. Домики состоят из квадрата (стена) и треугольника (крыша).

    Малышу предложите построить на своем таком же листе точно такие же домики из разрозненных (смешанных) деталей. Нужно, чтобы он к большому квадрату приставил большой треугольник, к среднему — средний, к маленькому — маленький.

    «Кто самый высокий?»

    Эта игра позволит ребенку провести первые опыты по сравнению величин.

    На листе бархатистой бумаги вертикально располагаются полоски разной высоты — от высокой до самой низкой.

    На первых порах ребенок для сравнения прикладывает полоски одну к другой. Впоследствии он должен определить на глаз, в каком порядке располагать полоски.

    Для начала полоски должны достаточно сильно различаться по высоте. Их должно быть не больше пяти. Для оживления игры полоски можно украсить смешными рожицами.

    «Где самая длинная ступенька?»

    Из полосок другого цвета нужно соорудить лесенку: в основании — самая длинная полоска, каждая следующая — короче. Всего — 5 полосок.

    Пальчики ребенка поочередно «шагают» по ступенькам от большого до мизинца— вверх, от мизинца до большого — вниз.

    «Что пропало?»

    Выложите на листе несколько простых изображений из трех-четырех элементов: грузовик — квадрат (кабина), прямоугольник (кузов), кружки (колеса); домик — квадрат (стена), треугольник (крыша), на квадрате— маленький прямоугольник (дверь), и т.п.

    Попросите ребенка выложить такие же изображения на своем листе. Незаметно уберите какую-нибудь деталь с его листа и спросите: «Что пропало?» Ребенок должен назвать пропавшую деталь и найти ее среди нескольких других. Потом поменяйтесь с ним ролями.

    «Подбери нитки по цвету»

    На листе бархатистой бумаги —разноцветные кружки из бумаги такой же фактуры.

    Ребенок должен присоединить к «воздушному шарику» нитку того же цвета (тонкие шерстяные нитки или объемные синтетические будут хорошо прилегать к ворсистой бумаге или ткани). Приподняв двумя пальчиками нижний край кружка, нужно подложить под него кончик подходящей по цвету нитки. Потом прижать пальчиком кружок к листу.

    Усложнение задачи: ниточки, идущие от каждого «воздушного шарика», перепутались между собой. Нужно осторожно двумя пальчиками отвести верхнюю нитку в сторону, чтобы она шла вертикально вниз от кружка. Так же поступить с остальными нитками. В результате все нитки должны располагаться вертикально и параллельно между собой.

    «Сложи картинку»

    Ваш малыш уже приобрел опыт в построении отдельных фигур. Сделайте сложную аппликацию: домик (квадрат и треугольник), ёлочка (три треугольника основаниями вниз расположены по вертикальной линии и маленький прямоугольник, приставленный к основанию нижнего треугольника вертикально,— это ствол), лесенка к домику (три разновеликие полоски, самая длинная — в основании, самая короткая — наверху), забор (5 длинных и 5 коротких полосок укладываются поочередно вплотную друг к другу, вертикально), солнышко (кружок и отходящие от него тонкие короткие полоски вокруг).

    В этой работе ценны не только «ювелирные» действия пальчиков с мелкими деталями, но и возможность развивать пространственные представления ребенка; он учится распределять на листе бумаги элементы картины в определенном порядке: справа, слева, внизу, наверху…

    «Что где?»

    Сделайте такую аппликацию: три машины едут друг за другом в одном направлении.

    Попросите ребенка показать, какая машина впереди, какая в середине. А теперь предложите первую машину сделать последней.

    Пусть малыш сам переставит каждый элемент машины (квадрат, прямоугольник, два кружка). После этого нужно определить положение машин: эта — впереди, эта — сзади, эта— в середине, или: эта— первая, эта— последняя, эта — средняя. Можно затем среднюю сделать первой и т.д.

    «Наведи порядок»

    Три тонкие полоски на листе бумаги обозначают полки в шкафу. Нужно распределить фигурки разной величины по форме и по цвету, например: все треугольники — на верхнюю полку, все кружки — на среднюю и т.д. Или: все красные фигурки (независимо от величины и формы,— на нижнюю полку, все зеленые — на среднюю, и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста

    Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить.Мелкая моторика являе...

    «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»

    Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....

    Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

    Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

    Значение развития мелкой моторики для детей раннего возраста.

     Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат...

    Консультация для родителей Тема: «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

    Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной ...

    Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста

    Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. На основе глубоких и многочисленных исследований головного мозга и детской психики, нейробиологи и психологи пришли ...