«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Антонова Марина Владимировна

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_razvitie_melkoy_motoriki.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития».

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка. Крупную и мелкую моторику у ребенка необходимо развивать в комплексе, только в этом случае развитие ребенка будет гармоничное и последовательное.

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как "Ладушки", "Сорока-белобока" и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: "Для развития мелкой моторики рук". Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают  далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Связь движений пальцев рук и речи

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас). Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Выдающийся  русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действованию над вещами" у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития (Эту мысль Н. И. Новикова, по-видимому, нужно считать впервые сформулированной идеей о "предметных действиях", которым сейчас придается такое большое значение в психологии).
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На 7-м - появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т. д. В 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т. д. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слов. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим - с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – с раннего возраста и до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Развивая у детей дошкольного возраста мелкую моторику, мы развиваем интеллект ребёнка и совершенствуем точность его движений.

Для развития движений руки детей используются традиционные для массовых садов формы работы продуктивными видами деятельности такие как:

- мозаики;

- шнуровки;

- застёгивание и расстегивание пуговиц;

- штриховки;

- раскраски;

- работа с пластилином и т.д.

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка. Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовали в игре, то в первую очередь, мы стараемся создать все условия для игровой деятельности.

В группе  для наиболее эффективного развития мелкой моторики, мы оборудовали специальные полочки, на которых имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические “Шнуровки”,  “Пазлы”,  “Выложи узор” (из камешков),  “Собери бусы”, “Волшебные пуговицы” и многое другое).

Для родителей в группе  оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Проводятся родительские собрания и консультации на темы: “Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в развитии мелкой моторики рук”, “Развитие мелкой моторики как основа интеллектуального развития”. На таких собраниях родителям не только демонстрируем работы детей, но и показываем фотоснимки, по которым они видят, как трудятся их маленькие дочки и сыночки. А самое главное то, что мы даем возможность превратиться родителям в маленьких детей и поиграть со своими пальчиками.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе мы используем накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от  простого  к сложному.

1. Упражнения по развитию пальцев рук должны включаться в коррекционно-педагогический процесс параллельно с развитием артикуляционной моторики, постановки и автоматизации звуков, поскольку мы выяснили, что мелкая моторика и речь тесно взаимосвязаны.

2. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут по несколько раз в день. Оптимальным по нашему мнению будет использование в этих целях физкультминуток. Однако набор пальчиковых игр может быть разнообразным, например:

  • Игры с пальчиками.
  • Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
  • Пальчиковые игры со скороговорками.
  • Пальчиковые игры со стихами.
  • Пальчиковый алфавит.

3. Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Детям предлагается запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же развивают мелкую моторику, более того они способствуют творческому воображению, ориентировке в пространстве.

4. Развитие графической моторики также является важной часть формирования мелкой моторики, это могут быть следующие задания:

  • Рисование по трафаретам.
  • Рисование по фигурным линейкам.
  • Штриховка.

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики отводится упражнениям с малыми мячами. Для этого используются несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценировки. Это, прежде всего, пальчиковый театр. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Также хорошо зарекомендовал себя театр теней. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Создание кружка пальчикового театра, как дополнительной образовательной деятельности.

Я предлагаю несколько игр для развития мелкой моторики рук:

Грецкие орехи.

Оберните 10 грецких орехов в фольгу и предоставьте ребёнку “чистить орешки”, раскладывая чистые орешки в одну тарелку, а “очистки” – в другую. Грецкий орех положить между ладонями. Прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу. два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.

Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.

Пуговицы.

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Предложите сначала ребёнку выложить рисунок по образцу, после того, как он научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить бабочку, снеговика, неваляшку, бусы и т.д

Щётка для волос.

Дайте ребёнку круглую щётку для волос. Ребёнок катает щётку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.

Карандаши.

Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх-вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счёт до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

Бельевые прищепки.

Взять ненужный CD-диск и показать, как можно прикреплять прищепки к листку, изображая лучики солнышка. На диске можно дорисовать глазки и ротик солнышка.

Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочерёдно “кусаем” подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):

Кусается сильно котёнок- глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться - скажу тебе: “Кыш”.

Верёвка с узелками.

Завязать на верёвке узелки – до 12. ребёнок перебирает узелки пальцами. На каждый узел называть день недели (по порядку), времена года, членов своей семьи.

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Пробки от пластиковых бутылок, пуговицы с углублением.

Две пробки кладём резьбой верх, указательный и средний пальцы встают на них как “ноги”. Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно “ходить” одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки).

– Пальчик-мальчик, где ты был?
– С этим братцем в лес ходил,
–  С этим братцем щи варил,
–  С этим братцем кашу ел,
–  С этим братцем песни пел.

Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведённых ниже игр на развитие мелкой моторики является то, что для их проведения не требуется какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте нарисовать какие - нибудь предметы (заборчик, дождик, волны, буквы, цифры).

Возьмите решётку для раковины. Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. “Ходить” можно поочерёдно то одной, то другой рукой, а можно- и двумя одновременно, говоря:

В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.

Крупа.

Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую, волнистую и т.д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):

Я горошины возьму,
Выложу дорожку.
Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.

Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами сначала одной, потом другой рукой. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая её к столу:

Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчикам сказать:
“Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай.

Насыпать в ёмкость горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и делает движения, имитирующие работу рук при замешивании теста:

Мы тесто месили, мы тесто месили.
Нас тщательно всё промесить попросили.
Но сколько не месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
   Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить.Мелкая моторика являе...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

В статье говорится о необходимости уделять особое внимание развитию мелкой ручной моторики у детей раннего возраста....

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста и ее значение для развития речи.

Из опыта работы с детьми раннего возраста особенно заметно несовершенство мелкой моторики пальцев рук, зрительно-моторной координации, что тормозит у детей развитие речи, формирование графомоторных на...

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...