Консультация для родителей на тему: «Первичная автоматизация звука [Р]»
консультация по логопедии

Таран Ирина Витальевна

Автоматизация звука - это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervichnaya_avtom._r.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 на тему: «Первичная автоматизация звука [Р]»

                                                                     

Автоматизация звука - это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука.

Звук можно начинать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при многократном повторении. 

Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.

Необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала. Ребенку нужно объяснять значение незнакомых слов.

Итак, сначала необходимо добиться легкого произношения изучаемого звука изолированно: -рррр рррр. ( на первых этапах возможно произношение звука Р призвуком Д или Т - дррррр, трррррррр)

Важно! Ребенок должен четко знать артикуляцию и характеристику изучаемого звука. Используется игровой прием «Как рычит собака?» звукоподражание. Отрабатываемый звук произносить четко и длительно (закрепляем артикуляционный уклад и привлекаем слуховое внимание).

1 этап - автоматизация изолированного звука

Вспоминаем положение органов артикуляции при произнесении звука Р. Образ буквы. Выложить шнурком, разными буквами, карандашами, слепить. Сделать руками.

 «Рычи»: громко, тихо.

Фонематическое восприятие. 

«Поймай звук» Я произношу разные звуки, как только услышишь [р] — произнеси его четко и длительно, нет — топни.

Игра с кубиком- бросаем кубик по очереди произносим столько раз РРР, сколько точек выпало.

«Звуковые дорожки»- проводим пальчиком по дорожке, произнося отрабатываемый звук.

«Рычи» голосом мамы, папы, дедушки.

Произнеси [р] столько раз, сколько услышишь хлопков; сколько раз подниму руку, дотронусь до тебя….

Я буду писать тебе буквы на спине, как только напишу Р — произнеси этот звук четко. Нет — сожми кулачок.

Я тебе напишу разные буквы, а ты подчеркни (обведи), все буквы Р и чётко их произнеси. (Р о к р с в р б ю ь э р р н р).

Звук [Р] в начале слова и в словах с прямым слогом:

 Рак, радуга, равный, радость, раковина, радио, рама, рано, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора,  гараж, парад, жираф, карась, баранка, сарай, Саратов, рот, Рома, роза, роща, рожки, Родина, робкий, ровный, рослый, розовый, роль, ролики, ровно, рожь, робот, перо, урок, герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны, ворота, порода, порог, хуторок, руки, ручка, русый, русский, рубль, беру, Маруся, орудие, кукуруза, кенгуру, рысь, рыба, рыжик, рынок, рыхлый, рыть, рыжий, дары, шары, дворы, топоры, комары, корыто, сыры.

Работа, ракета, рассказ, расчёска, равнина, рабочий, Ира, Юра, Вера, Жора, пара, фара, ураган, муравей, барабан, карандаш, пирамида, родной, роса, рожок, дорогой, город, рука, рукав, рубить, ручей,  ручной, ружьё, румяный, рубанок, рукавица, рубин, рубашка, парус, бурундук, рыбаки, рычать, рывок, горы, куры, норы, дыры, пожары, актёры, шофёры, мундиры, базары, боксёры, шахтёры, помидоры, самовары, пёрышко.

Повтори словосочетания и предложения:

Трудная работа, дровяной сарай, старая дружба,  другая сторона, раннее утро, ружейный патрон, трудный урок, корабельный трап, сорная трава, высокая гора, старая кора, глубокая нора, скачет кенгуру, ровная дорога, серая ворона, дорогой подарок.

Рабочий работает.  Рыбак рыбачит. Сторож сторожит. Рома идёт на урок. Юра на огороде. Вот Вера и Мара. У Веры шары. У Мары розовый карандаш. С горы бежит ручей. Народы мира хотят мира. Жора и Юра собирают рыжики. В руках у дяди Фёдора рубанок. Садовая дорожка заросла травой. У Фёдора квартира на втором этаже. Ира пасёт корову.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Р]:

  • Ра – ра – ра — мне вставать уже пора!
  • Ро – ро – ро  — летит лёгкое перо.
  • Ру – ру – ру — у медведя во бору.
  • Ры – ры – ры — у Тамары в руках шары.
  • Ары – ары – ары — у машины фары.
  • Ары – ары – ары — кто смело тушит пожары?
  • Оры – оры – оры — мы сажали помидоры.

Выучить наизусть стихотворения. Следить за чётким произношением звука [Р]:

  • Есть у Ромы огород,                                Ранним утром кое — как
  • В нём морковка растёт                           Роет нору хмурый рак.
  • И горох, и помидоры.                             Рак бы рад её не рыть,
  • Рома фермер будет скоро.                    Но ведь где – то надо жить.
  • Есть у Раи огород:                                  Работать раку неохота,
  • Там морковка и горох,                           Не радует его работа.
  • Справа огород Федоры.                                   ***
  • В основном там помидоры.                    

2 этап — автоматизация в слогах

Автоматизируем  твердый звук р, с гласными а о у ы э.

Фонематический слух. Взрослый произносит слоги различные — если есть р — ребенок четко произносит звук, нет — топает.

  • Паровоз — ор ра дру...  – определить место звука в слоге: начало - середина - конец

Автоматизация звука р в простых слогах (ра, ру, ро, ры, рэ, ар, ур и т. д.)

  • Игра «Эхо». Попросите ребенка повторить за Вами слог и серии слогов. Упражнение хорошо развивает память и слоговую структуру речи.
  • дра-дры-дро-дру    дры-дро-дру-дра    дро-дру-дра-дры     дру-дра-дры-дро
  • По одному слогу. По два слога одинаковых или разных. По 3-4 слога одинаковых или разных (ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ро-ро-ро). Можно говорить на разной высоте голоса и с разной громкостью, с разной интонацией. Ребенок повторяет за Вами.

Добавить движение ладонями РА — взрослый ударяет ребенка по ладоням Ребенок отвечает - РА. ОР — ОР!… Можно накрест РА — ро — ра

А теперь Вы побудьте «эхом», пусть ребенок сам придумает и назовет слоги для Вас.

  • «Бусы» -  ребенок нанизывает на ниточку бусины  и проговаривает заданный слог РА; ра — ро.
  • «Пирамидка» - нанизывает колечки и проговаривает слог.
  • «Соедини ладошки» - на одну кладём р, на другую - у. Или наоборот. Соединяем ладошки и чётко произносим: РРРу, уРРР.
  • «Весёлая песенка» рэ — рэ ---- рэ-рэ-рэ – (мотив этой песни придумайте сами).
  • Чтение слогов. Четко произносим [р] тра-тры-тро-тру
    тры-тро-тру-тра  тро-тру-тра-тры   тру-тра-тры-тро
  • «Какой слог лишний?» ра — со — са;  ор — ур – ам – ыр.
  • «Разговор Крокодила с Носорогом». Выразить интонацией при произнесении слогов эмоциональные состояния.

— Кра-кро. (довольно)

— Кра-кро-кру. (недовольно)

— Кра-кро-кру-кры. (уверенно)

— Гру-гры. (робко)

— Гру-гра-гры. (возмущенно, яростно)

— Гра-гро-гру-гры. (спокойно)

  • «Доскажи словечко». Взрослый начинает, а ребенок заканчивает слово, правильно произнося слог.

Дует сильный ве...(тер).
Вика вяжет сви...(тер).
Миша сорвал с грядки красный поми...(дор).
Землю пашет трак...(тор).
Папа включил телеви...(зор).
На перекрестке свето...(фор).
В чай кладут са...(хар).

Желаю успехов в достижении положительных результатов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие для родителей и педагогов ГБОУ№ 297. в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраста. Тема занятия: «Автоматизация звука «С» в словах и фразах закрепление изученного согласного звука «Н»

Открытое занятие для родителей и педагогов ГБОУ№ 297. в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраста.Тема занятия: «Автоматизация звука «С» в словах и фразах закрепление изученного...

Консультация учителя - логопеда "Что такое автоматизация звуков"

Автоматизация звуков – очень важный и необходимый этап в коррекционной работе по постановке звуков речи.На этапе автоматизации происходит  выработка нового навыка, требующая длительной систематич...

Пересказ "Светина комната" (по теме: "Мебель" - автоматизация звука [С ]

•Развивает память ребёнка•Развивает связную монологическую речь•Развивает словесно-логическое мышление•Совершенствует грамматический строй речи•Пополняет словарь ребёнкаСпособствует автоматизации звук...

Консультация для родителейна тему «Пришла весна»

Весенние прогулки полезны для здоровья и развития малыша. Пройдитесь с ребенком по улице, парку, посмотрите, какие изменения происходят в природе: как набухают почки, пробиваются первые листья, трав...

Консультация для родителей "ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"12915498","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"3508","width":"2480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"129...

Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению. Тема занятия: Автоматизация звука [ Р] в словах .Прогулка с Карлсоном.

На данном занятии Карлсон приглашает ребёнка на прогулку. А что бы прогулка была увлекательной,Карлсон предлагает выполнить интересные задания!...