Домашние задания по лексическим темам.
материал по логопедии (старшая группа)

Гриненко Анна Александровна

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Продукты питания»

1) Речевая игра «Назови блюда правильно»

(образование относительных прилагательных):

Пример: салат из овощей ( какой? ) – овощной;

каша из гречневой крупы –…; каша из рисовой крупы – …;

запеканка из творога – …; котлета из мяса –… ; суп из риса –…;

котлета из рыбы –…; суп из вермишели - …;

суп из картофеля - …; суп из овощей -…; каша из геркулеса – …

2) Пальчиковая гимнастика «Молочные продукты»:
Коровы на ферме дают молоко.           Показать рога.
Отвозят его на завод далеко.               
Имитация кручения руля.
И делают творог, сметану и йогурт,    
Загибать пальцы
И делают ряженку, масло, кефир,        
от первого до десятого.
И простоквашу, и брынзу, и сливки,
И вкусный, полезный, весь в дырочках сыр .

3) «Посчитай от 1 до 10 и обратно»:

Пример: один пакет молока, два пакета молока …десять пакетов молока.

один батон хлеба…; одна пачка сливочного масла…

http://a2b2.ru/storage/files/person/144217/section/61211/79807_93308817_Solnechnuyestupenki7.jpg

Лексическая тема: «Продукты питания»

1) Речевая игра «Назови блюда правильно»

(образование относительных прилагательных):

Пример: салат из овощей ( какой? ) – овощной;

каша из гречневой крупы –…; каша из рисовой крупы – …;

запеканка из творога – …; котлета из мяса –… ; суп из риса –…;

котлета из рыбы –…; суп из вермишели - …;

суп из картофеля - …; суп из овощей -…; каша из геркулеса – …

2) Пальчиковая гимнастика «Молочные продукты»:
Коровы на ферме дают молоко.           Показать рога.
Отвозят его на завод далеко.               
Имитация кручения руля.
И делают творог, сметану и йогурт,    
Загибать пальцы
И делают ряженку, масло, кефир,        
от первого до десятого.
И простоквашу, и брынзу, и сливки,
И вкусный, полезный, весь в дырочках сыр .

3) «Посчитай от 1 до 10 и обратно»:

Пример: один пакет молока, два пакета молока …десять пакетов молока.

один батон хлеба…; одна пачка сливочного масла…

http://a2b2.ru/storage/files/person/144217/section/61211/79807_93308817_Solnechnuyestupenki7.jpg



Предварительный просмотр:

Лексика (тема: «Домашние животные»):

Речевая игра «У кого кто?»:

У верблюда есть горбатый верблюжонок.

У серой мышки — маленький… мышонок.

У кошки — пушистые … котята,

У белки — рыжие… бельчата.

У крольчихи — пуховые… крольчата,

У собаки — шаловливые …щенята,

У коровы — ласковый …теленок,

У свиньи — веселый …поросенок,

У лошади есть …жеребенок,

У козы — смешной …козленок,

У овцы — кудрявые …ягнята,

А у мамы — конопатые ребята. 

Игра для развития фонематического слуха: «Исправь ошибки»:

 - Слушай внимательно и исправляй ошибки.

  Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. Кочка ловит мышку. Собаха сторожит дом.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6443/102699435.81a/0_9f731_668ecc26_XXXL.jpg

Лексика (тема: «Домашние животные»):

Речевая игра «У кого кто?»:

У верблюда есть горбатый верблюжонок.

У серой мышки — маленький… мышонок.

У кошки — пушистые … котята,

У белки — рыжие… бельчата.

У крольчихи — пуховые… крольчата,

У собаки — шаловливые …щенята,

У коровы — ласковый …теленок,

У свиньи — веселый …поросенок,

У лошади есть …жеребенок,

У козы — смешной …козленок,

У овцы — кудрявые …ягнята,

А у мамы — конопатые ребята. 

Игра для развития фонематического слуха: «Исправь ошибки»:

 - Слушай внимательно и исправляй ошибки.

  Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. Кочка ловит мышку. Собаха сторожит дом.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6443/102699435.81a/0_9f731_668ecc26_XXXL.jpg



Предварительный просмотр:

Лексика (тема: «Домашние птицы»):

Речевая игра «Кому что принадлежит?»:

(образование имен прилагательных от существительных)

 - Если перо потерял петух, то перо чьё? …(петушиное); потерял индюк…(индюшачье);  гусь ... (гусиное);  утка ... (утиное);  курица... (куриное).

 - Если яйца снесла курица, значит, яйца... (куриные); утка — ... (утиные); индюшка... (индюшачьи).

Речевая игра «Раз, двасосчитай»:

  Предложите ребенку послушать стихотворение:

Посмотри, какой отряд—

Пять жёлтеньких цыплят.

Первый цыпленок— самый главный,

Второй цыпленок — самый храбрый,

Третий— самый грязный,

Четвертый — самый шумный,

А пятый — самый умный.

  Задайте ребенку вопросы по содержанию:

 «Какой по счету цыпленок самый

умный?...главный?...храбрый?...шумный?...грязный?»

  Затем формулируйте вопросы о качествах цыплят, используя порядковые числительные «Четвертый цыпленок какой? А пятый?»

«Помоги малышам найти правильный путь»

https://3.bp.blogspot.com/-5knSIT0g0Sg/W82t5Lkm3AI/AAAAAAAAAO8/xzivI5mvxHUVp85AVnKZyPQBarRbG1PPACLcBGAs/s1600/7830_html_m786dfb2.png

Лексика (тема: «Домашние птицы»):

Речевая игра «Кому что принадлежит?»:

(образование имен прилагательных от существительных)

 - Если перо потерял петух, то перо чьё? …(петушиное); потерял индюк…(индюшачье);  гусь ... (гусиное);  утка ... (утиное);  курица... (куриное).

 - Если яйца снесла курица, значит, яйца... (куриные); утка — ... (утиные); индюшка... (индюшачьи).

Речевая игра «Раз, двасосчитай»:

  Предложите ребенку послушать стихотворение:

Посмотри, какой отряд—

Пять жёлтеньких цыплят.

Первый цыпленок— самый главный,

Второй цыпленок — самый храбрый,

Третий— самый грязный,

Четвертый — самый шумный,

А пятый — самый умный.

  Задайте ребенку вопросы по содержанию:

 «Какой по счету цыпленок самый

умный?...главный?...храбрый?...шумный?...грязный?»

  Затем формулируйте вопросы о качествах цыплят, используя порядковые числительные «Четвертый цыпленок какой? А пятый?»

«Помоги малышам найти правильный путь»

https://3.bp.blogspot.com/-5knSIT0g0Sg/W82t5Lkm3AI/AAAAAAAAAO8/xzivI5mvxHUVp85AVnKZyPQBarRbG1PPACLcBGAs/s1600/7830_html_m786dfb2.png



Предварительный просмотр:

Лексика (тема: «Новый год»):

Речевая игра «Составь предложение»:

– Послушай предложение, найди в нем ошибку и назови предложение верно.

Костюм любит надевать Машу.
Елка пляшет возле Снегурочки.
Дети нарядили игрушки елками.
Елка зажглась на лампочках.
Дед Мороз принес мешок в подарках.

Речевая игра «Словообразование»:

Костюм для Нового года – новогодний костюм
Флажки из бумаги – бумажные флажки
Игрушки для ёлки – ёлочные игрушки
Шары из стекла – стеклянные шары и т.д.

https://goods.kaypu.com/photo/524cb5c478e5c9142f00e5d0.jpg

Лексика (тема: «Новый год»):

Речевая игра «Составь предложение»:

– Послушай предложение, найди в нем ошибку и назови предложение верно.

Костюм любит надевать Машу.
Елка пляшет возле Снегурочки.
Дети нарядили игрушки елками.
Елка зажглась на лампочках.
Дед Мороз принес мешок в подарках.

Речевая игра «Словообразование»:

Костюм для Нового года – новогодний костюм
Флажки из бумаги – бумажные флажки
Игрушки для ёлки – ёлочные игрушки
Шары из стекла – стеклянные шары и т.д.

https://goods.kaypu.com/photo/524cb5c478e5c9142f00e5d0.jpg



Предварительный просмотр:

Лексическая тема:

«Международный женский день»

  1) Речевая игра: «Закончи предложение»

 (склонение существительного):

У каждого малыша есть (мама).

Каждый человек любит свою …

 На свете очень трудно жить без …

На праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы…

Я люблю гулять со своей …

Я очень горжусь своей…

  2) Речевая игра «Помощники»

(изменение глаголов по временам):          

 Я буду мыть пол. Я мою пол. Я вымыл пол.                                    

 Я буду стирать белье. …                                            

 Я буду подметать пол….                                             

 Я буду мыть посуду. …

  3) Обведи, раскрась.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1817388/b664310b-5942-450b-af1e-ec1f899375c3/s1200

Лексическая тема:

«Международный женский день»

  1) Речевая игра: «Закончи предложение»

 (склонение существительного):

У каждого малыша есть (мама).

Каждый человек любит свою …

 На свете очень трудно жить без …

На праздник 8 марта мы дарим подарки и цветы…

Я люблю гулять со своей …

Я очень горжусь своей…

  2) Речевая игра «Помощники»

(изменение глаголов по временам):          

 Я буду мыть пол. Я мою пол. Я вымыл пол.                                    

 Я буду стирать белье. …                                            

 Я буду подметать пол….                                             

 Я буду мыть посуду. …

  3) Обведи, раскрась.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1817388/b664310b-5942-450b-af1e-ec1f899375c3/s1200



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Весна"

1) Артикуляционная гимнастика:

  • Ветерок качает подснежник. Наклоны головы влево - вправо (шея расслаблена).
  • Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у».
  • Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.)
  • На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
  • Исхудавшие за зиму звери. Втянуть щеки, затем вернуться в исходное положение.
  • Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
  • Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

2) Речевая игра «Один- много»:

Пример: гнездо – гнезда.

 Перо - … дерево -…. птенец - … детеныш - … ветка -… лист -… зверь - … почка -… песня -…  цветок -…

3) Речевая игра: «Подбери слово»:

Если весна наступает рано, то она…(ранняя); если её долго ждали…(долгожданная), если ярко светит солнце… (солнечная), если очень тепло… (теплая).

4) Обведи и раскрась, нарисуй еще караблики:

C:\Users\К\Desktop\118060376_propisivremenagona_27.jpg

Лексическая тема: «Весна"

1) Артикуляционная гимнастика:

  • Ветерок качает подснежник. Наклоны головы влево - вправо (шея расслаблена).
  • Дети радуются солнышку и поют ему песенку, состоящую из гласных: «А-э-и-о-у».
  • Медведь проснулся после зимней спячки. Открывать рот с глубоким вдохом. (Имитация зевания.)
  • На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.
  • Исхудавшие за зиму звери. Втянуть щеки, затем вернуться в исходное положение.
  • Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
  • Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

2) Речевая игра «Один- много»:

Пример: гнездо – гнезда.

 Перо - … дерево -…. птенец - … детеныш - … ветка -… лист -… зверь - … почка -… песня -…  цветок -…

3) Речевая игра: «Подбери слово»:

Если весна наступает рано, то она…(ранняя); если её долго ждали…(долгожданная), если ярко светит солнце… (солнечная), если очень тепло… (теплая).

4) Обведи и раскрась, нарисуй еще караблики:

C:\Users\К\Desktop\118060376_propisivremenagona_27.jpg



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Цветы»

1) Речевая игра "Один - много" (употребление существительных в родительном падеже множественного числа):

Один крокус - много …                     Один тюльпан - много ...

Один подснежник - много ...             Одна мимоза - много ...

2) Пальчиковая гимнастика:

Наши алые цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.(Помахать руками перед собой)

Наши алые цветки закрывают лепестки  ,(Плавно сжать пальцы)

Тихо засыпают, головой качают.              (Плавно опустить их на стол)

3) Речевая игра «Я, ты, он»:
Пример: Я поливаю – ты поливаешь – он поливает.
Я сажаю – …; Я вытираю – …;  Я опрыскиваю –…; Я пересаживаю – …

4) Дорисуй, раскрась:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1997607/9a80dbdd-08da-4949-b445-d017eb41efbc/s1200?webp=false

Лексическая тема: «Цветы»

1) Речевая игра "Один - много" (употребление существительных в родительном падеже множественного числа):

Один крокус - много …                     Один тюльпан - много ...

Один подснежник - много ...             Одна мимоза - много ...

2) Пальчиковая гимнастика:

Наши алые цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.(Помахать руками перед собой)

Наши алые цветки закрывают лепестки  ,(Плавно сжать пальцы)

Тихо засыпают, головой качают.              (Плавно опустить их на стол)

3) Речевая игра «Я, ты, он»:
Пример: Я поливаю – ты поливаешь – он поливает.
Я сажаю – …; Я вытираю – …;  Я опрыскиваю –…; Я пересаживаю – …

4) Дорисуй, раскрась:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1997607/9a80dbdd-08da-4949-b445-d017eb41efbc/s1200?webp=false



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Насекомые»:

  1. Артикуляционная гимнастика
    «Хоботок»:
    Сомкнутые губы вытянуть вперед.

«Шмель»: Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

«Комарик кусает»: Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

«Бабочка летает вокруг цветка»: Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

«Кузнечик»: Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

«Пчела»: Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно.

  1. Речевая игра «Назови ласково»

(образование уменьшительных форм существительных):

Комар — комарик        Жук – жучок          Пчела – пчелка

Усы – усики                 Лапы – лапки

Муравей — муравьишка                    Стрекоза – стрекозка

  1. Речевая игра «Закончи предложение»

(расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным):

Майский жук большой, а божья коровка …(маленькая)

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы … (длинные)

У жука усы толстые, а у бабочки …(тонкие)

У шмеля спина широкая, а у водомерки  …. (узкая)

  1. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

(умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний):

Заяц, еж, лиса, шмель;

Трясогузка, паук, скворец, сорока;

Бабочка, стрекоза, енот, пчела;

Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

Лягушка, комар, жук, бабочка;

  1. Речевая игра «Чей?»

(образование притяжательный прилагательных):

У комара писк – комариный;   У пчелы мёд –

У муравья лапка –         У шмеля жужжание –

У таракана усы –           У паука паутина –

  1. Сколько насекомых ты видишь на рисунке?

Раскрась, сосчитай и запиши, составь словосочетания.

Пример: три бабочки.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f64/00119b93-b624ed89/hello_html_m6bfab6f1.jpg



Предварительный просмотр:

1) Развитие высоты голоса:

Рассказ «Кто как кричит?»

Цель: учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом.

  «Утром рано вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом)».

2) Развитие лексико – грамматических средств языка:

(множественное число имен существительных с окончаниями  - ы, - и) Самолёт – самолёты, сапог – сапоги, синица – синицы, гусь – гуси,  коза – козы, арбуз – арбузы,  зяблик – зяблики, газета – газеты;  шайба – шайбы, малыш – малыши; жаба – жабы, жук – жуки, спица - спицы,  цапля – цапли.

Вы произносите существительное в ед. числе, ребенок -  во множественном.

3) Лексика: (тема «Деревья»):

(образование простой сравнительной степени прилагательного).

Берёза тонкая, а рябина ещё тоньше.

Липа высокая, а клён ещё (выше).

Сосна пышная, а ель ещё (пышнее).

Ива красивая, а берёза ещё (красивее).

Рябина нарядная, а ель ещё  (наряднее).

Осина яркая, а рябина ещё (ярче).

Берёза стройная, а осина ещё (стройнее).

Тополь старый, а дуб ещё (старее).

Клён мощный, а дуб ещё (мощнее).

Дуб зелёный, а берёза ещё (зеленее).

Клён молодой, а осина ещё (моложе).

У липы ствол толстый, а у дуба ещё (толще). 

https://www.maam.ru/upload/blogs/30add1a7083be9ae454fec2207b85469.png.jpg



Предварительный просмотр:

Лексика (тема: «Одежда»):

Речевая игра «Скажи наоборот»

Цель: образование антонимов.

  Длинная юбка -…короткая юбка, большие носки -…маленькие,

зимняя одежда -…летняя, чистые ботинки -…грязные, длинное пальто – … короткое.

  Пришивать – отрезать (отпарывать), снимать – надевать, вешать – снимать, сухая – мокрая, расстёгивать – застёгивать, завязывать-развязывать, чистить – пачкать, шнуровать – развязывать, найти – потерять, старый – новый, намочить – высушить, детский-взрослый.

Речевая игра «Подбери слова»

Цель: образование существительных винительного падежа.

- что вяжут?.. шапку, варежки…- что шьют?.. платье, пальто…

- что надевают?.. куртку, юбку…- что обувают?. сапоги, валенки…

- что завязывают?.. шнурки, шарф… и т. д.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/05/s_5aed68c91bb0a/895296_10.jpeg

Лексика (тема: «Одежда»):

Речевая игра «Скажи наоборот»

Цель: образование антонимов.

  Длинная юбка -…короткая юбка, большие носки -…маленькие,

зимняя одежда -…летняя, чистые ботинки -…грязные, длинное пальто – … короткое.

  Пришивать – отрезать (отпарывать), снимать – надевать, вешать – снимать, сухая – мокрая, расстёгивать – застёгивать, завязывать-развязывать, чистить – пачкать, шнуровать – развязывать, найти – потерять, старый – новый, намочить – высушить, детский-взрослый.

Речевая игра «Подбери слова»

Цель: образование существительных винительного падежа.

- что вяжут?.. шапку, варежки…- что шьют?.. платье, пальто…

- что надевают?.. куртку, юбку…- что обувают?. сапоги, валенки…

- что завязывают?.. шнурки, шарф… и т. д.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/05/s_5aed68c91bb0a/895296_10.jpeg



Предварительный просмотр:

Лексика (тема: «Обувь»):

Речевая игра: «Назови, какие?»

(образование относительных прилагательных):

сапоги из резины — резиновые сапоги;

шапка из шерсти — …; туфли из кожи —...;

тапки из меха -…; сапоги из замши - …

Речевая игра: «1,2,5»

(согласование существительных с числительными):

один сапог, два сапога, пять сапог; одна тапка…;

один ботинок….; одна туфля…

Дидактическая игра:

  Нади пару обуви, назови правильно (пара босоножек, пара кроссовок…), раскрась.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcf02649971/1010182_1.jpeg

 Лексика (тема: «Обувь»):

Речевая игра: «Назови, какие?»

(образование относительных прилагательных):

сапоги из резины — резиновые сапоги;

шапка из шерсти — …; туфли из кожи —...;

тапки из меха -…; сапоги из замши - …

Речевая игра: «1,2,5»

(согласование существительных с числительными):

один сапог, два сапога, пять сапог; одна тапка…;

один ботинок….; одна туфля…

Дидактическая игра:

  Нади пару обуви, назови правильно (пара босоножек, пара кроссовок…), раскрась.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/27/s_5bfcf02649971/1010182_1.jpeg



Предварительный просмотр:

Лексика (тема: «Посуда»):

Речевая игра «Как называется?»:

Пример: посуда для сахара – сахарница,

для соли - …, хлеба, супа, молока, масла, конфет и т.д.

Речевая игра «Есть – нет (родительный падеж)»:

 Пример: есть чайник – нет чайника,  

ложка — …, сковорода — … ,стакан — … ,блюдце -… ,сервиз — … донышко -… ,кухня -…, посуда - …

Речевая игра: «Исправь предложения»:

Суп разлили по стаканам.

На чайнике кипит чай.

В сахарницу насыпали хлеб.

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/276/93276901_c6.jpg

Лексика (тема: «Посуда»):

Речевая игра «Как называется?»:

Пример: посуда для сахара – сахарница,

для соли - …, хлеба, супа, молока, масла, конфет и т.д.

Речевая игра «Есть – нет (родительный падеж)»:

 Пример: есть чайник – нет чайника,  

ложка — …, сковорода — … ,стакан — … ,блюдце -… ,сервиз — … донышко -… ,кухня -…, посуда - …

Речевая игра: «Исправь предложения»:

Суп разлили по стаканам.

На чайнике кипит чай.

В сахарницу насыпали хлеб.

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/93/276/93276901_c6.jpg



Предварительный просмотр:

 1) Формирование правильного речевого дыхания:

 - надувание воздушных шаров;

 - игра на духовых музыкальных инструментах (дудочке).

2) Звукопроизношение:

 - уточнить произношения гласных: [а], [у], [о], [и], [э]

(звукосочетаний [ау], [уа], [иа]).

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1907868/d3cf52a0-1110-4771-881d-405b4dc872ab/s1200?webp=false

3) Фонематическое восприятие:

 - развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.

«Хитрый карандашик»

Взрослый ставит перед ребёнком несколько предметов из разных материалов: металлическую коробку, стеклянную банку, пластмассовый стаканчик, картонную коробку, деревянную шкатулку. При постукивании карандашом об эти предметы можно услышать разные звуки. Вначале взрослый даёт возможность ребёнку запомнить эти звуки, неоднократно воспроизводя их. После этого можно предложить ребёнку угадать, что звучит. Рекомендуется начать упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются и другие варианты звучаний.

«Игра с бумагой»

Взрослый показывает ребёнку разные действия с бумагой, привлекая внимание к издаваемым звукам: мнёт, рвёт, режет ножницами. После этого взрослый выполняет эти действия за ширмой, а ребёнок угадывает. Далее можно добавить дополнительные действия с бумагой: разглаживание смятой бумаги на столе, складывание.

4) Лексика: (тема «Игрушки»)

«Доскажи словечко»

(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме)

-В коробке лежат что? … (игрушки) .

-В магазине много чего? … (игрушек) .

-Петя рад чему? … (игрушкам) .

-Мама купила что? … (игрушки) .

-На столе коробка с чем? … (с игрушками) .

-Таня мечтает о чем? … (об игрушках) .

«Из чего – какой?»

(образование относительных прилагательных) :

-Самолетик из бумаги какой? (бумажный)

-Домик из картона какой? (картонный)

-Робот из железа какой? (железный)

-Лошадка из дерева какая? (деревянная)

-Мишка из плюша какой? (плюшевый)

-Собачка из меха какая? (меховая)

-Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)

-Лягушка из резины какая? (резиновая)

-Солдатик из олова какой? (оловянный)

-Курочка из глины какая? (глиняная)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c8f/00152eb6-61b2c7c7/hello_html_m650b9679.jpg



Предварительный просмотр:

1) Формирование правильного речевого дыхания:

Игра "Шарик": на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 - 5 медленно выдохнуть.

Игра "Пилка дров" - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

Игра "Каша" - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово "пых". Повторить не менее 6 раз.

2) Звукопроизношение:

Уточнение произношения наиболее легких согласных: [п], [б].

«Впиши буквы в окошки, прочитай слоги»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d45/0014ba3c-3cdb2ab9/img5.jpg

3) Фонематическое восприятие:

Игра «Придумай слово на звук..»

(а, о, и, у, э)

Пример: а-аист, автобус…

4) Лексика: (тема «Фрукты»):

Дидактическая игра «Мы волшебники немного – был один, а стало много»:

Образование множественного числа существительных:

яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — ....

Дидактическая игра «Большой — маленький»

Словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

 яблоко — яблочко, лимон — ..., банан — ..., апельсин — ....

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0bfd/000130f4-815bca93/hello_html_39b669b1.png



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Человек. Части тела»

1. Речевая игра: «Один – много».
Лоб — лбы                               Локоть — …

Рот — …                                  Ухо — …

Нос — …                                   Щека — …

Бровь — …                               Палец — …

Рука — …                                 Нога — …

2. Исправь ошибки Незнайки и скажи правильно.

Руками прыгают, а ногами трогают.

Глазами нюхают, а носом смотрят.

Ушами едят, а ртом слушают.

Ногами хлопают, а руками топают.

3. Речевая игра: «Он и я».

   Он ест — я ем;                               Он спит — я …

   Он идёт — я …                                Он нюхает — я …

   Он пьёт — я …                                Он играет — я …

4. Рассмотри кисти и ступни: правые кисти и ступни закрась жёлтым цветом, а левые кисти и ступни — розовым.


https://1.bp.blogspot.com/-z7M6xu5l3ZY/VLjRzv9BwJI/AAAAAAAAD5A/4B1iMXBlbGM/s1600/%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%2B.jpg

Лексическая тема: «Человек. Части тела»

1. Речевая игра: «Один – много».
Лоб — лбы                               Локоть — …

Рот — …                                  Ухо — …

Нос — …                                   Щека — …

Бровь — …                               Палец — …

Рука — …                                 Нога — …

2. Исправь ошибки Незнайки и скажи правильно.

Руками прыгают, а ногами трогают.

Глазами нюхают, а носом смотрят.

Ушами едят, а ртом слушают.

Ногами хлопают, а руками топают.

3. Речевая игра: «Он и я».

   Он ест — я ем;                               Он спит — я …

   Он идёт — я …                                Он нюхает — я …

   Он пьёт — я …                                Он играет — я …

4. Рассмотри кисти и ступни: правые кисти и ступни закрась жёлтым цветом, а левые кисти и ступни — розовым.


https://1.bp.blogspot.com/-z7M6xu5l3ZY/VLjRzv9BwJI/AAAAAAAAD5A/4B1iMXBlbGM/s1600/%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%2B.jpg



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «День Защитника Отечества».

1) Речевая игра «Назови по образцу»

(Образование существительного, обозначающего профессию)

Пример: Артиллерия – артиллерист; вертолет – вертолётчик.

Кавалерия - …, пехота, разведка, танк, пулемет, десант, граница, море, парашют, ракета, космос.

2) Речевая игра «Кто что делает?»

(Поиск соответствующего понятия)

Пример: Зенитчик – стреляет из зенитки.

Танкист – …; лётчик; пулемётчик; разведчик; миномётчик; вертолётчик; пограничник; моряк; подводник; ракетчик; артиллерист; связист; автоматчик; десантник.

 3) Речевая игра :«Четвёртый лишний»

Артиллерист, снайпер, повар, десантник.

Барабан, пулемет, автомат, миномет.

Тельняшка, шинель, джинсы, китель.

https://1.bp.blogspot.com/-rYfa8zwbCFE/WKwdA4OVNdI/AAAAAAAACaU/Gzd2sq7JEQU9XfADFMnuSUvxWpxoW_G8wCLcB/s1600/466193_html_6e73d99b.png

Лексическая тема: «День Защитника Отечества».

1) Речевая игра «Назови по образцу»

(Образование существительного, обозначающего профессию)

Пример: Артиллерия – артиллерист; вертолет – вертолётчик.

Кавалерия - …, пехота, разведка, танк, пулемет, десант, граница, море, парашют, ракета, космос.

2) Речевая игра «Кто что делает?»

(Поиск соответствующего понятия)

Пример: Зенитчик – стреляет из зенитки.

Танкист – …; лётчик; пулемётчик; разведчик; миномётчик; вертолётчик; пограничник; моряк; подводник; ракетчик; артиллерист; связист; автоматчик; десантник.

 3) Речевая игра :«Четвёртый лишний»

Артиллерист, снайпер, повар, десантник.

Барабан, пулемет, автомат, миномет.

Тельняшка, шинель, джинсы, китель.

https://1.bp.blogspot.com/-rYfa8zwbCFE/WKwdA4OVNdI/AAAAAAAACaU/Gzd2sq7JEQU9XfADFMnuSUvxWpxoW_G8wCLcB/s1600/466193_html_6e73d99b.png



Предварительный просмотр:

Лексика (тема: «Профессии»):

Речевая игра «Кому нужны эти предметы?»:

Весы, товар, прилавок (для продавца).

Ножницы, ткань, швейная машинка (для портнихи).

Половник, кастрюля, продукты (для повара).

Шины, автобус, руль (для шофера).

Шприц, вата, бинт (для врача).

Кирпичи, цемент, мастерок (для строителя).

Краска, кисть, ведро (для маляра).

http://img.sovenok.co.uk/professions/speech/speech-profession_001.jpg

Речевая игра «Для чего нужны предметы?»:

 Ножом – режут. Метлой –метут. Пилой – пилят. Топором –рубят.

Поварешкой – наливают. Лопатой – копают. Иглой – шьют.

Ножницами – стригут. Градусником – измеряют температуру.

Расческой – причесывают. Кистью – рисуют;

 В кастрюле – варят. В сковородке – жарят. На весах – взвешивают(ся).

 https://i.pinimg.com/originals/3e/af/51/3eaf514c68338b5b125741cc456d47a1.jpg



Предварительный просмотр:

Лексика (тема: «Эмоции. Вежливые слова»):

1) Поэтическая словесная игра «Словарь вежливых слов»:

а) растает даже ледяная глыба от слова доброго… « спасибо»;

б) зазеленеет старый пень, когда услышит… «добрый день»;

в) если больше есть не в силах, скажем маме мы … « спасибо»;

г) мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… «здравствуйте»;

д) когда нас бранят за шалости, говорим…

«простите пожалуйста»;

е) и в России и в Дании на прощанье говорят… «до свидания».

2) Дорисуй веселые лица детей по образцу:

https://i.pinimg.com/originals/46/47/0c/46470ca54009fe71b475ef80b586b032.png

Лексика (тема: «Эмоции. Вежливые слова»):

1) Поэтическая словесная игра «Словарь вежливых слов»:

а) растает даже ледяная глыба от слова доброго… « спасибо»;

б) зазеленеет старый пень, когда услышит… «добрый день»;

в) если больше есть не в силах, скажем маме мы … « спасибо»;

г) мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… «здравствуйте»;

д) когда нас бранят за шалости, говорим…

«простите пожалуйста»;

е) и в России и в Дании на прощанье говорят… «до свидания».

2) Дорисуй веселые лица детей по образцу:

https://i.pinimg.com/originals/46/47/0c/46470ca54009fe71b475ef80b586b032.png



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Инструменты»

Речевая игра: «Назови ласково»:

Пример: молоток — молоточек.

 топор -…; ключ  - …;нож - …; напёрсток - …;

 гайка - …; игла - …; гвоздь  - …

Скороговорки:

Возле грядки — две лопатки.
Возле кадки — два ведра.
После утренней зарядки
Мы работали на грядке —
Всё посадили по порядку.
И теперь полить пора!

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s5a7015c1e5ee8af2/image/i3d5671c007c8ce12/version/1398484613/image.jpg

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/29/88029154_s14.jpg



Предварительный просмотр:

1) Формирование правильного речевого дыхания:

 - Игра "Задуй упрямую свечу":  в правой руке держать зажжённую свечу; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, гасить свечу.

- Игра "Аист": стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш" (6-7 раз).

2) Звукопроизношение:

 - уточнить произношения гласных: [а], [у], [о], [и], [э], [ы]

А

     А-а-а, а-а-а –  у меня есть мама,

А-а-а, а-а-а –  

у мамы есть панама.

О

О-о-о, о-о-о –

 я смотрю в  окно,

О-о-о, о-о-о –

зову цыплят я  ко-ко-ко.

У

У-у-у, у-у-у –

вот кукушка на суку,

У-у-у, у-у-у –

и кричит она « ку-ку».

Ы

Ы-ы-ы, ы-ы-ы –

а у мамы есть зонты;

Ы-ы-ы, ы-ы-ы –

а у папы есть шарфы.

Э

Э-э-э, э-э-э -  посмотри на это;

Э-э-э, э-э-э – ты послушай эхо.

И

И-и-и, и-и-и –

были мы у Мити;

И-и-и, и-и-и – а потом у Вити.

3) Фонематическое восприятие:

 развитие фонематических преставлений, внимания.

- Игра «Какой звук начинает слово?»: Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на гласный звук (аист, осы, утка, эхо, иней). Услышав слово и поймав мяч, ребенок  некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и  выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

 - Игра «Что за звук спрятался в середине слова?».

Слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир.

 - Игра «Что за звук в конце слова?».

Слова: ведро, нога, столы, бери, каратэ.

4) Лексика: (тема «Овощи»):

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»

 (учить детей согласованию существительных с прилагательными)

Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый

Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный...

C:\Users\К\Desktop\99933695_large_00051.jpg



Предварительный просмотр:

1) Формирование правильного физиологического и речевого дыхания:

Игра «Осенние листочки»:

 Закрепите на нитках листья разных деревьев. «Посмотри какие красивые, легкие листики! Интересно, какой листик дольше других сможет покружиться на ветру? Давай на них подуем… (Следите, чтобы ребенок не надувал щеки, не напрягался, дул на листики легко и спокойно.)

Игра «На берегу моря»:

«Представь себя на берегу моря. Закрой глаза. Слышишь как шуми волна: с-с-с(произнести.) Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с.

2) Звукопроизношение:

 - уточнить произношения согласного [м]: характеристика звука (согласный — не поется, произносится губами и голосом).

Преобразование обратных слогов в прямые.

Пример: АМ-МА                               ОМ-…;УМ-…;ЫМ-…;ЭМ-…;

C:\Users\грг\Desktop\image158.jpg 

3) Фонематическое восприятие:

Упражнение «Различаем твердые и мягкие согласные»:

У Саши большой шарик. Воздух из шарика выходит так: с-с-с-с (твердо)

У Сережи маленький шарик. Он сдувается и воздух из него выходит так: сь-сь-сь-сь (мягко).

А теперь послушай и скажи, чей это шарик сдувается.

Аналогично: большой и маленький комарик (з-з-з; зь-зь-зь).

4) Лексика: (тема «Фрукты»):

Игра «Веселый счет» «один», «два», «пять». 

Пример: одно яблоко – два яблока – пять яблок.

один банан-…; одна слива-…;один персик-…; одна груша-…

Игра «Из чего – какой?»

 Пример: сок из яблок – яблочный, варенье из яблок – яблочное. и т.д. с другими фруктами.

Игра «Рассказ о фрукте» (учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме):

              ЦВЕТ                    ФОРМА                     РАЗМЕР    

Раскрась только фрукты:

C:\Users\грг\Desktop\ebb7e3a33fa539567e291044a8fe7715.jpg



Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Мебель»

  1. Речевая игра «Подбери признак»:

Стол какой? - обеденный, деревянный, удобный, красивый и т. д.

Кровать какая? – большая, красивая, деревянная, мягкая и т. д.

Диван какой? – мягкий, коричневый, кожаный, большой и т. д.

Шкаф какой? – деревянный, вместительный, широкий, красивый.

  2. Раскрась, расскажи, где находится котёнок, используя предлоги:

на, под, в, за, между, над, около.

https://i.pinimg.com/736x/58/42/79/584279a12cccf958c995b55aa1b70627.jpg

  3. Речевая игра «Доскажи словечко»:

Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя (кровать)

Как приятно нашей Тане поваляться на (диване)

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле)

С пирогами чай попьем за обеденным (столом)

Свитер, кофту, теплый шарф аккуратно сложим в (шкаф)

 4. Речевая игра «Что для чего?»:

Для чего нужен шкаф?

Шкаф нужен для того, чтобы (хранить книги,   посуду, одежду).

Для чего нужен стул?

Стул нужен для того, чтобы (сидеть).

Для чего нужна кровать?

Кровать нужна для того, чтобы (спать, лежать).

Для чего нужен диван?

Диван нужен для того, чтобы (сидеть, лежать).

  5. С помощью стрелок помоги мальчику навести порядок. Назови все предметы, изображенные на картинке.

https://bebiklad.ru/wp-content/uploads/bezyimyannyiy-21.png



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Животные жарких стран»:

1)Игра «Подскажи словечко»

Раз в глубоком тёмном иле

Рыбку рыбаки ловили,

А к ним в сети угодил

Злой зелёный... (крокодил);

Панцирь крепкий, как гранит,

От врагов он защитит,

 И под ним не знает страха

Медлительная...  (черепаха); 

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон!

Это африканский... (слон).

2)Игра «Будь внимательным»

СЕМЕЙКА

Шли слоны своей тропою,

Шли сквозь джунгли к водопою:

Папа-слон, слониха-мама,

 Дед, слонище преупрямый,

 Бабка, слонка-пятитонка,

И внучата, два слонёнка:

Слоник, маленький сынишка,

И его сестра, Слонишка.

Сколько шло к воде слонов?

 У тебя ответ готов?

3)Игра «Назови детенышей»: У жирафов –...  У черепах –...

У верблюдов –...  У кенгуру –...  У львов –...

4) Силуэты каких животных ты видишь? Назови их, обведи силуэты карандашами разных цветов:

https://1.bp.blogspot.com/-5LERiu3qDRI/Xp2B6f1kiTI/AAAAAAAAAIM/Ru7vsWsYFvYGh_YzVOuvt0BRtqx5kn9EQCLcBGAsYHQ/s1600/2041.gif

Лексическая тема «Животные жарких стран»:

1)Игра «Подскажи словечко»

Раз в глубоком тёмном иле

Рыбку рыбаки ловили,

А к ним в сети угодил

Злой зелёный... (крокодил);

Панцирь крепкий, как гранит,

От врагов он защитит,

 И под ним не знает страха

Медлительная...  (черепаха); 

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Это не волшебный сон!

Это африканский... (слон).

2)Игра «Будь внимательным»

СЕМЕЙКА

Шли слоны своей тропою,

Шли сквозь джунгли к водопою:

Папа-слон, слониха-мама,

 Дед, слонище преупрямый,

 Бабка, слонка-пятитонка,

И внучата, два слонёнка:

Слоник, маленький сынишка,

И его сестра, Слонишка.

Сколько шло к воде слонов?

 У тебя ответ готов?

3)Игра «Назови детенышей»: У жирафов –...  У черепах –...

У верблюдов –...  У кенгуру –...  У львов –...

4) Силуэты каких животных ты видишь? Назови их, обведи силуэты карандашами разных цветов:

https://1.bp.blogspot.com/-5LERiu3qDRI/Xp2B6f1kiTI/AAAAAAAAAIM/Ru7vsWsYFvYGh_YzVOuvt0BRtqx5kn9EQCLcBGAsYHQ/s1600/2041.gif



Предварительный просмотр:

Лексическая тема:

«День космонавтики»

  1. Отгадай загадки:

Ночью светит всем она

Белолицая …. (луна)

Он не летчик, не пилот.

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто скажите это? (космонавт)

В синем небе огонек

Всех внимание привлек.

Он вокруг земли летает.

Нам приветы посылает. (ракета)

  1. Какое слово самое длинное?

Цель: развитие речеслухового внимания

Земля, Луна, отсек, планета.

Комета, созвездие, ракета, Луна.

Невесомость, космос, корабль, Земля.

  1. «Подбери словечко» (словообразование):

Человек, который считает звезды – (звездочёт),
Космический корабль летящий к звездам – (звездолёт),
Скопление звезд на небе – (созвездие),
Момент, когда звезды «падают»- (звездопад),
Небо, на котором много звезд?- (звёздное).

  1. Раскрась:

1 – красный, 2 – синий, 3-жёлтый, 4 – зелёный, 5 – оранжевый,

7 – чёрный, 8 – голубой, 9 – розовый.

http://www.igrushki-rukami-svoimi.ru/wp-content/uploads/2016/06/2016-06-17_213918-1.jpg

Лексическая тема:

«День космонавтики»

  1. Отгадай загадки:

Ночью светит всем она

Белолицая …. (луна)

Он не летчик, не пилот.

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто скажите это? (космонавт)

В синем небе огонек

Всех внимание привлек.

Он вокруг земли летает.

Нам приветы посылает. (ракета)

  1. Какое слово самое длинное?

Цель: развитие речеслухового внимания

Земля, Луна, отсек, планета.

Комета, созвездие, ракета, Луна.

Невесомость, космос, корабль, Земля.

  1. «Подбери словечко» (словообразование):

Человек, который считает звезды – (звездочёт),
Космический корабль летящий к звездам – (звездолёт),
Скопление звезд на небе – (созвездие),
Момент, когда звезды «падают»- (звездопад),
Небо, на котором много звезд?- (звёздное).

  1. Раскрась:

1 – красный, 2 – синий, 3-жёлтый, 4 – зелёный, 5 – оранжевый,

7 – чёрный, 8 – голубой, 9 – розовый.

http://www.igrushki-rukami-svoimi.ru/wp-content/uploads/2016/06/2016-06-17_213918-1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания по лексической теме "Домашние птицы"

домашние задание по лексической теме "Домашние птицы"...

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные"

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные"...

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные зимой"

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные зимой"...

Домашнее задание по лексической теме "Домашние птицы"

Данное задание поможет закрепить знания детей и развить навыки составления загадки по теме "Домашние птицы"....

Домашнее задание по лексической теме "Домашние животные"

Уважаемые родители, представляю вашему вниманию задания, которые вы можете выполнить по лексической теме "Домашние животные"...