ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОГОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по логопедии (старшая группа)

в статье представлены актуальность проблемы формирования навыков простых предлогов у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОГОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье представлена актуальность проблемы формирования навыка понимания простых предлогов у детей дошкольного возраста. Авторы предлагают фрагмент планирования по формированию навыка понимания простых предлогов у детей дошкольного возраста, в котором представлены темы, количество часов, задачи и приемы работы. Также представляют алгоритм действий, который помогает детям последовательно выполнять задания.

Ключевые слова: предлоги, простые предлоги, импрессивная сторона речи, грамматический строй речи, дошкольный возраст.

FORMATION OF THE ABILITY TO UNDERSTAND SIMPLE PREPOSITIONS IN PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: the article presents the relevance of the problem of forming the skill of understanding simple prepositions in preschool children. The authors offer a fragment of planning for the formation of the skill of understanding simple prepositions in preschool children, which presents topics, the number of hours, tasks and work techniques. They also present an algorithm of actions that helps children consistently complete tasks.

Key words: prepositions, simple prepositions, the impressive side of speech, grammatical structure of speech, preschool age.

Одним из важных направлений речевого развития ребенка является формирование грамматического строя. Это обусловлено тем, что грамматический строй речи играет большую роль в речевом и психическом развитии, т.е. языку и речи принадлежит ведущая функция  в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей. Если у ребенка не будет сформирована грамматическая сторона речи, то он будет не способен к пониманию речи окружающих, выражению своих мыслей [3].

В исследованиях А.Н. Гвоздева отмечается, что к трехлетнему возраста в речи ребенка присутствует все части речи: «существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные, служебные слова, предлоги, союзы, частицы и междометия» [1, с. 136]. Однако предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи [1].

Предлог является служебным словом, которое выражает отношения  между грамматически зависящими друг от друга словами (словом и формой слова) [4].

А.Н. Гвоздевым установлена следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и др [2].

Работу по формированию навыка понимания простых предлогов у детей дошкольного возраста рекомендуем осуществлять с использованием реальных объектов, картинного материала, пиктограмм и в коммуникативных ситуациях. Было разработано планирование работы  по формированию навыка понимания простых предлогов у детей дошкольного возраста (табл. 1).

Таблица 1

Фрагмент планирования работы по формированию навыка понимания простых предлогов у детей дошкольного возраста

Тема

Количество часов

Задачи

Приемы

Предлог «на»

2

Формирование навыка понимания

предлога «на»  с использованием реальных объектов

Перед детьми стоит задача рассмотреть предметы, которые располагаются на различных поверхностях. После того, как дети ознакомились с этими предметами, педагог просит показать:

- книгу на столе;

- машинку на подоконнике;

-куклу на стуле и т.п.

Формирование навыка понимания

предлога «на» с использованием картинного материала.

Дети рассматривают картинки, представленные на столе. Педагог просит выбрать те картинки, на которых нарисовано следующее:

- мишка на стуле;

- машинка на столе;

- кукла на полу и др.

Формирование навыка понимания

предлога «на» с использованием пиктограмм.

Прежде всего, педагог знакомит детей с пиктограммой, обозначающей предлог «на». Ребенку предлагается рассмотреть разные пиктограммы, на которых изображаются герои сказок в разном направлении от куба. Перед ребенком стоит задача выбрать те пиктограммы, на которых герои сказок изображены НА кубе.

Предлог «над»

2

Формирование навыка понимания

предлога «над»  с использованием реальных объектов.

Дошкольники рассматривают предметы вокруг себя. Педагог называет расположение предмета, а ребенок поднимает карточку тогда, когда правильно показано положение НАД:

- книга над столом;

- полка над полом;

- окно над батарей и др.

Формирование навыка понимания

предлога «над»  с использованием картинного материала.

Педагог на столе раскладывает картинки, на которых нарисован разный вид транспорта. Ребенку предлагается найти и показать картинку, обозначающую положение НАД:

- птица над деревом;

- самолет над полем;

- бабочка над цветком и др.

Формирование навыка понимания

предлога «над»  с использованием пиктограмм.

После ознакомления ребенка с пиктограммой предлога «НАД» ему предложено несколько пиктограмм с изображением мухи, которая находится в разном положении:

- над тарелкой;

- пол столом;

- на окне;

- на книге;

- над столом и др. И ребенок должен выбрать те, где муха нарисована НАД.

Предлог «под»

2

Формирование навыка понимания

предлога «под»  с использованием реальных объектов.

 На столе перед дошкольником разложены школьные принадлежности. Педагог просит ребенка положить ручку:

- под тетрадь;

- под книгу;

- под пенал и т.д.

Формирование навыка понимания

предлога «под»  с использованием картинного материала.

Ребенок рассматривает картинки и делит их на две стопки: первая включает картинки с изображением предлога «под», вторая – остальные картинки.

Тетрадь на столе, мяч под столом, машинка под стулом, пенал на полке, книга на столе и т.п.

Формирование навыка понимания

предлога «под»  с использованием пиктограмм.

Ребенок знакомится с пиктограммой предлога «под». Педагогом дается задание: расположить картинку зайчика ПОД:

- столом

- стулом

- салфеткой и др.

Предлог «перед»

2

Формирование навыка понимания

предлога «перед»  с использованием реальных объектов.

Ребенок рассматривает предметы вокруг себя, называет те, которые располагаются ПЕРЕД ним.

Формирование навыка понимания

предлога «перед»  с использованием картинного материала.

Ребенку предлагается рассмотреть картинки парами, затем выбрать ту, на которой изображается объект  «ПЕРЕД»:

- перед домом, за домом;

- перед клумбой, в клумбе и др.

Формирование навыка понимания

предлога «перед»  с использованием пиктограмм.

Педагог знакомит ребенка с пиктограммой, обозначающей предлог «перед». Перед дошкольником стоит задача отложить в сторону картинки, которые соответствуют пиктограмме «ПЕРЕД»:

- мальчик перед домом;

- пенал перед книгой;

- цветы у дома и т.д.

Нами предлагается алгоритм действий, который помогает выполнять предложенные задания и игры, направленные на формирование навыка понимания простых предлогов у детей дошкольного возраста (рис. 1).

Рис. 1. Алгоритм действий

Таким образом, формирование навыка понимания простых предлогов у детей дошкольного возраста является сложным процессом, требующим со стороны специалистов четкости и методической грамотности при организации работы в данном направлении.

Список литературы

  1. Гвоздев А.Н.  Вопросы изучения детской речи. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 470 с.
  2. Гвоздев А.Н.   Формирование у ребенка грамматического строя русского языка  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005580479 (31.05.2021)
  3. Горностаева Н.В. Формирование предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вопросы дошкольной педагогики. – 2020. – № 6 (33). – С. 24-26
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2017. – 1376 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование навыков правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Работа с предлогами является одним из направлений коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками....

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...