"Формирование навыков правильного употребления предлогов у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
статья по развитию речи на тему

Работа с предлогами является одним из направлений коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_bodyul_t.a.docx40.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №13 «Солнышко»                города Губкина Белгородской области

 

«Формирование навыков правильного употребления предлогов  

у детей дошкольного возраста с нарушением речи»                                        

(материал из опыта работы)

учитель-логопед

 Бодюл Т.А.

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.

        Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется  в  процессе развития  понимания  речи,  уточнения  словарного  запаса,  произношения  и  обучения  грамоте,  формирования  грамматических  средств  языка, развития  связной  речи. Работа  над  предлогами рассматривается как  составная часть работы над  связью слов  в  предложении.

         Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с тяжёлыми нарушениями речи по работе с предлогами включают следующие задачи:

1. Научить понимать и использовать простые и сложные предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных (простые  предлоги: на, под, над,к, у, от, с (со), из, в, по, между,за, перед, около,возле; сложные предлоги: из-под, из-за).

2. Выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном служебном слове.

3. Учить дифференцированно использовать предлоги  в  речи.

4. Составление предложных конструкций и простых распространённых предложений с использованием предлогов по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.

         Дети с ОНР, в особенности, если дефект включает дизартрический компонент, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок: а) пропуск или замена предлогов; б) замена одной предложно-падежной конструкции другой; в) неправильное употребление падежного окончания существительного; г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания.

Для правильной оценки нарушений в речи ребенка и для определения наиболее рациональных путей коррекции логопед проводит специальное обследование.

Обследование ведется в двух направлениях.

Выявление понимания значения предлогов.

Обследование правильности употребления предлогов в экспрессивной речи ребенка.

Коррекционная работа логопеда в старшей и подготовительной группах строится с учетом программных требований.

  Система логопедической работы над предложно-падежными

                                                  конструкциями                                          

Для осуществления комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций используются следующие формы работы: логопедические занятия, занятия по развитию речи, рисованию, конструированию, лепке, физкультуре, закрепление пройденного материала на занятиях психолога, закрепление пройденного материала в процессе режимных моментов, в часы досуга (прогулок, экскурсий, игр и т.д.), дома с родителями, что требует тесной взаимосвязи работы логопеда и воспитателя, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, психолога и родителей.

Основная форма работы — логопедические занятия, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально. Количество занятий определяется учебным расписанием в старшей и подготовительной группах. Дополнительные занятия проводятся по индивидуальным планам, составленным для каждого дошкольника с учетом его речевых и психических особенностей. Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включаются в любое фронтальное занятие как элемент игры или своеобразной физкульминутки.

Предложно-падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей.

Предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, к каждому падежу относится своя группа предлогов.

Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.

Предлог НА – Винительный падеж – значение направления действия (ставит на стол).

Предлог НА – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит на столе).

Предлог ПОД – Винительный падеж – значение направления действия (укатился под стол).

Предлог ПОД – Творительный падеж – значение местонахождения (лежит под книгой) (

Предлог В- Винительный падеж – значение направления действия (кладёт в стол).

Предлог В – Предложный падеж – местонахождение предмета (лежит в столе).

Предлог ИЗ – Родительный падеж – значение направления действии (берет из сумки).

Предлог К – Дательный падеж – значение направления действия (идет к дому).

Предлог ОТ – Родительный падеж – значение направления действия (машина отъехала от гаража; заяц спрятался отлисы).

Предлоги С (СО) – Родительный падеж – значение направления действия (берет с парты, съехал с горы).

Предлог С – Творительный падеж – совместность действия (играет с братом).

Предлог У – Родительный падеж – значение принадлежности (у козы козленок).

Предлог ЗА – Винительный падеж – местонахождение предмета (спрятался за дом).

Сложные предлоги.

Предлог ИЗ-ЗА – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (выглянул из-за дома).

Предлог ИЗ-ПОД – Родительный падеж – пространственное расположение предмета (достал из-под ящика).

Предлог ПЕРЕД – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит перед домом).

Предлог ЧЕРЕЗ – Винительный падеж – значение направления действия – глаголы с приставкой пере- (перелетел через забор).

Предлог МЕЖДУ – Творительный падеж – местонахождение предмета (стоит между домом и магазином).

Коррекционно-логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. В работе необходимо придерживаться следующих этапов:

  • Формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов.
  • Дифференциация предлогов в устной речи детей.
  • Формирование звуковых грамматических обобщений.
  • Осознание словесного состава предложения

При формировании у детей четких лексических значений пространственных предлогов, необходимо, чтобы, каждый предлог сначала отрабатывался отдельно от других предлогов. При этом уточняется его конкретное значение.

Далее значение предлога уточняется с помощью графической схемы

Работа над правильным оформлением флексий в предложных конструкция проводится поэтапно. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог В со значением направления действия (Винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладёт в книгу, в машину, в сумку, в парту).

Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (в-в), выходит из дома (вы-из), подходит к дому (под-к), отходит от дерева (от-от).

В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).

После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. На этой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и в зрительной памяти детей. С этой целью пространственные предлоги по сходству лексического значения делятся на группы:

1-я группа: в, из;

2-я группа: на, с (со);

3-я группа: над, под, между;

4-я группа: из, за, из-за;

5-я группа: из, под, из-под;

6-я группа: от, до, к:

7-я группа: перед, за, вокруг, около, возле;

8-я группа: через, сквозь, по.

В каждой группе предлоги объединены по сходству или противоположности лексического значения. Подобная группировка предлогов вполне оправдана, так как позволяет усваивать предложно-падежные конструкции, осуществляя речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению, анализу, синтезу, обобщению.

При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников используются следующие основные приемы:

  • обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;
  • выяснение отношений между предметами на картинках;
  • построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов;
  • усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.

Приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создает основу для понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах).

Разнообразные  игровые задания с предлогами помогают педагогам сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность.

         В своей практике я использую разработанные мной различные игры которыми хотелось бы поделиться с воспитателями и учителями-логопедами дошкольных учреждений.

  Игры  с  предлогами

1. Игры  с кубиками.

Оборудование: кубики  со  схемами  предлогов, игрушки, предметные картинки.

Дети произносят считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем кубик мы кидать!

Ребёнок. На котором закончилась считалка, кидает кубик, называет предлог «маленькое слово», и выполняет инструкцию логопеда.

Инструкция 1: Назови «маленькое слово». Придумай предложение , в котором будет это «маленькое слово»

Инструкция  2: Назови «маленькое слово». Найди картинку с предложением, в котором есть это «маленькое слово».

Варианты заданий могут быть разные

- действие с кубиком и предметной картинкой; составить предложение с картинкой и выпавшей схемой.

- действие с кубиком и сюжетной картинкой: продолжить предложение с добавлением предмета (по схеме); к картинке подобрать и показать на кубике схему.

Игра «Четыре картинки»

Эту игру можно проводить с одним ребёнком и небольшой группой детей.

Оборудование: 4 большие карты с изображением сюжетных картинок; 4 большие карты с изображением схем предлогов; 16 маленьких карточек  с сюжетными картинками; 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов.

Дети рассматривают нарисованные на карте сюжеты и карточки с изображением схем предметов.

Ведущий справшивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берёт тот ребёнок, у которого на большой карте подходящий сюжет.

Игра «Умей найти своё место»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций; предлогов –наречий (справа, слева, впереди. позади)

Предлагается детям встать друг за другом. Уточняется место каждого ребёнка по отношению друг к другу. При этом используются слова: за. перед, впереди, между, сзади.Задаются вопросы: За кем ты стоишь?Перед кем? Впереди кого?

Игра «Дополни»

Цель: учить детей пользоваться  в  речи предлогами В,НА,С,ИЗ,ПОД, и различать их.

Оборудование: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, садик, дед, бабка (реквизит и игрушки кукольного театра)

Ребёнок сначала называет предметы. Взрослый расставляет их на столе: посередине избушка, перед ней – садик, в садике дерево, под деревом скамейка. Он рассказывает короткую историю, а ребёнок при этом договаривает предложения, начатые педагогом, с помощью вопросов: «Дед вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка. Птичка пела. Услышала её кошка, прыгнула (за кем?) за птичкой (куда?) на дерево. Но птичка улетела и села (куда?) на крышу избушки. Вышла (откуда?) из избушки бабушка, и дедушка ей обо всём рассказал. Бабушка рассердилась (на кого?) на кошку, прогнала её (куда?) на чердак ловить мышей.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: закрепление употребления и понимания предлогов.

Дети встают в круг. Логопед, бросая мяч, называет предмет и слово-помощник. Ребёнок, возвращая мяч, называет предложение. Например: Девочка, на… Девочка сидит на стуле.

Игра «С какого дерева листок – плод?»

Цель: учить пользоваться  в  речи предлогами С,У

Оборудование: большие картинки  с  изображением деревьев и маленькие картинки с изображением плодов, листьев, семян.

Взрослый  показывает детям листья деревьев и спрашивает, с какого дерева они сорваны. Ребёнок говорит: (С берёзы, с клёна…) . Затем вместе ищут по листьям названное дерево по картинке.

Игра «Где находится  предмет?»

Цель: Закреплять умение составлять словосочетание с предлогом.

Дети рассматривают картинки и рассказывают, где находится предмет на каждой из картинок.

Игра «Найди, покажи, назови»

Цель: учить детей ориентироваться  в  пространстве и на листе бумаги.

Ребёнок должен найти и показать на большой картинке предметы, изображённые внизу странички  в  рамочках. При этом показывая этот предмет ребёнок должен сказать, где он находится, употребляя предлоги: под,на,за,перед,около,между.

Педагог должен следить , чтобы дети использовали  в  речи  полные  предложения.

Игра «Куда  положим  предметы?»

Цель: учить  детей обьединять предметы  в  пары  находя  общий  признак и используя  предлог В; закреплять правильное употребление формы творительного падежа существительных  в  единственном числе  с  предлогом С.

Детям предлагается навести порядок на кухне. Всё надо разложить по местам. Дети составляют словосочетания с предлогом В (Хлеб в хлебницу…. Салат  в  салатницу. Затем  педагог спрашивает: С чем  хлебница  если  в  ней хлеб? Дети  отвечают: Хлебница  с  хлебом.

Игра «Аквариум»

Оборудование: большая картинка с изображением аквариума и 8 предметных картинок (золотая рыбка, склярия, меченосец, сомик, гупии, улитки).

Цель: расширение словарного запаса; совершенствование грамматического  строя  речи; использование  в  речи  предлогов: на.по,в,под,за,из-за

Дети составляют предложения, при этом, выделяют «маленькие слова». Например: Улитка ползёт по травинке. Гупии спрятались под листом.

Игра «Кто, где живёт?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В

Оборудование: картинки с изображением животных и  картинки с изображением жилья животных; бумажные домики.

Ребёнок получает картинки с изображением животных . Взрослый задаёт вопрос: «Кто, где живёт?» Ребёнок отвечает на вопрос. Правильностьответа подтверждается картинкой закрытой бумажным домиком.

Игра «Поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов.

Оборудование : макет поезда; вагончики  на каждом из которых изображена схема предлога; сюжетные картинки.

Детям предлагается распределить картинки в соответствии со  схемой предлога.

В 1-й вагончик - картинки с предлогом из;

Во 2-й вагончик- картинки  с  предлогом на;

В 3-й вагончик – картинки с предлогом в.

Игра «Что без чего?»

Цель: закрепление конструкции родительного падежа с предлогом без; учить целостному восприятию предмета.

Оборудование:картинки с изображением предметов с недостающими элементами.

Детям предлагается картинка  с  изображением предметов, которые надо починить. Задаётся вопрос: «Что без чего?» (Например: Стул без  ножки).

Игра «Бабушка  и внук»

Цель: учить   находить несоответствия составляя предложения по опорным картинкам  подбирая нужный предлог  в,  на.

Взрослый детям  рассказывает, как  бабушка  весь  день  прибирала. (В кашу – ложку, кошку  на  подушку, … Внук  прибежал – всё  разбросал. ) Картинки раскладываются  в  разной последовательности. Дети исправляют ошибки подбирая парные картинки и составляют предложения используя предлоги в,на.

Игра «Времена  года» - «Части суток»

Цель: закрепление падежных конструкций с  предлогом перед, за.

Оборудование: картинки  с  изображением  времён  года  и  частей  суток.

Взрослый предлагает  разложить картинки друг  за  другом  так  как  идут  времена  года;  части  суток и ответить  на  вопросы: Какое  время  года  идёт  за  весной?... перед  зимой?... Что  за  чем  следует? (Например: За  летом - осень.)

Игра «Помоги Незнайке подобрать нужный предлог»

Цель: учить детей вставлять  в  предложение пропущенный  предлог.

Оборудование: картинка «Незнайки»; сюжетные картинки  на  предлоги.

Детям предлагается  внимательно прослушать предложения, которые составил «Незнайка» , определить, какого «маленького слова»  в нём  не  хватает? и исправить ошибки .

Игра «Весёлый  повар»

Цель: закрепление предложных конструкций  с  предлогом ИЗ.

Детям предлагается отгадать из каких фруктов и ягод приготовил повар угощение. Дети отвечают  из чего он сделал сок? Сварил варенье?  Ребёнок отвечает на  вопрос полным предложением выделяя голосом предлог ИЗ.

Игра «Из чего сделан предмет?»

Цель: учить правильно использовать в  речи предлог Из

Дети рассматривают  картинки  и  отвечают  на  вопрос: «Из  чего  сделаны  все  эти  предметы  выделяя голосом  маленькое  слово - ИЗ.

Игра «Котёнок Тишка»

Цель: уточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогами : НА,ПОД,С/СО,ИЗ-ЗА

Оборудование: у детей карты с изображением предметов мебели и маленького котёнка прикреплённого к карте тонкой ниткой.

Взрослый рассказывает детям о котёнке Тишке, который , когда все уходят на работу – он бегает по дому и шалит, залезая всюду где ему интересно. Детям предлагается рассказать: Куда мог прыгнуть шаловливый котёнок при этом  передвигая котёнка на ниточке  с  одного  предмета  на  другой.

Игра «Порхающая  бабочка»

Цель: уточнить пространственное расположение предметов выраженное предлогом НА; учить составлять предложения  с  предлогом НА; уточнить, что  «маленькое слово»  НА  появляется тогда, когда  предмет находиться  наверху.

Оборудование: картинка  с  изображением цветов и бабочки прикреплённой ниткой к центру картинки.

Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки, уточняет названия цветов. Предлагает поиграть с бабочкой, которая перелетает  с  цветка  на  цветок.

Игра «Строим забор на даче»

Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных «маленьких слов» (предлогов)  с  опорой на  предметную  картинку.

Оборудование: предметная картинка, карточки в форме забора  с  названием предлогов.

Детям предлагается построить забор  для  дачи придумав предложения используя маленькие слова (предлоги) .

Игра «Найди детёныша»

Цель: закрепление  родительного  падежа существительных  с  предлогом У

Оборудование: картинки  с  изображением  животных  и их  детёнышей. На  картинках цветные дорожки со стрелочками, ведущими от взрослого животного к его детёнышу.

Взрослый сообщает детям о том, что случилось с животными – они потеряли своих детёнышей. Взрослый предлагает отыскать их по цветным дорожкам со стрелочками. При этом дети отвечают на  вопрос: У кого кто? (У козы – козлёнок… У коровы – телёнок…).

Игра «Составь схему  предложения»

Цель: закреплять умение составлять предложение с предлогом

Оборудование: сюжетные картинки; картинки больших и маленьких домиков.

Дети составляют предложения  . Для схем  используют большие домики – это слова, маленькие домики – это предлоги.

Игра «Покажи схему»

Оборудование: карточки со схемами предлогов.

Взрослый называет предложения с предлогами. Дети поднимают карточку  с  соответствующей схемой предлога.

Например:

Ищет вещи Маша , Маша – растеряша

Их НА стуле  нет,

И ПОД  стулом  нет,

НА  кровати  нет,

ПОД  кроватью  нет.

Вот какая Маша – Маша-растеряша.

Игра «Зашифруй предложение»

Цель: закреплять умение графически составлять схему предложения  с  предлогом. Уточнить, что предлоги пишутся отдельно.

Игра «Соедини картинку  с  предлогом»

Цель: закреплять умение составлять словосочетание с предлогом.

Оборудование : у детей карта с предметными картинками в центре предлоги и стрелочки ведущие от  предлога к  картинкам.

Игра «Маленькие слова»

Цель: закреплять умение составлять предложение с опорой на предметные картинки и схему предлога. Уточнить, что предлоги служат  для связи  слов  в  предложении.

Игра «Скажи  где?»

Цель: учить рассматривать картинки и отвечать на  вопросы, поставленные  в  стихотворении.

Взрослый читает стихотворение и спрашивает: «Скажи где?» (по отношению к дому или машине) находится каждый сказочный герой.

Например: Вот машина,

                  Кто в машине,

                 Что под ней

                  И что над ней?

Игра «Будь внимательным»

Цель: учить дифференцировать предлоги различая их на слух.

Дети хлопают в ладоши услышав заданный предлог. Например:

детям предлагается хлопками выделить предлог ИЗ-ПОД

Тишка маму напугал        из-под вешалки  в углу

Очень часто вылезал       из-под маленькой кроватки

Из-под кресла на полу       С кем же он играет  в  прятки?

Игра «Слова заблудились стихи не получились»

Цель: учить вслушиваться в речь и правильно использовать предлоги, согласовывая их с остальными словами в предложении.

Дети слушают предложения и исправляют ошибки подбирая подходящий предлог.

Например:  У стены стоит картина,        

                    А под нею спит корзина

                   На стене клубок висит,

                  Кошка на клубке лежит.

                 Что-то перепутал я – Помогите мне друзья.

На  стене висит  картина

А под ней  стоит  корзина

В  той  корзине  кошка  спит

Рядом  с  ней  клубок  лежит.

Вот  теперь  порядок  полный.

Ждёт  всех  нас  пирог  огромный.

Игра «Вопросы – ответы»

Цель: закреплять умение составлять словосочетание с предлогом.

Взрослый  бросает ребёнку мяч и задаёт вопрос – дети отвечают  правильно используя предлоги в речи.

Например:

- За что можно спрятаться? (за штору, за дверь…)

- Куда можно спрятаться?

- Откуда мы возьмём ручку, если она  на  столе? (со  стола)

- Откуда мы достанем ручку, если она упала  под  стол? (из-под стола)

- Откуда мы достанем мяч, если он закатился под шкаф?

- Откуда выедет машина, если она остановилась за углом? (из-за угла)

Игра «Нелепицы»

Цель: уточнить и закрепить что предлоги  служат  для  связи  слов  в  предложении.

Дети исправляют предложения вставляя по смыслу  нужный  предлог.

Предложения:

- Под столом  портрет, над  столом  табурет.

- На  кровати  светильник, под  кроватью  будильник.

- На  кровати  картина, под  кроватью – Ирина.

Игра «Кто на чём едет?»

Цель: учить детей употреблять предлог НА

Оборудование: картинки  с  изображением  транспорта  и животных

Дети получая картинки рассказывают –Кто на чём едет?

Задание усложняется когда дети определяют : Куда движется транспорт ? (при этом они используют предлоги- наречия обозначающие пространственные отношения – (направо – налево).

Игра «Помощники»

Цель : учить детей дифференцированно употреблять  предлоги активизируя  внимание, слух  и  речь.

Оборудование: картинка  с  изображением шкафа  и схемы  предлогов : ПОД,ЗА,В,НА.

Детям предлагается  помочь маме навести порядок дома.

Буду  маме  помогать,

Буду  всюду  убирать.

И под  шкафом.

И за шкафом,

И  в  шкафу,

И  на  шкафу.

Уточняется: «Какие маленькие слова  мы  произносили?»

Дети: За,под, на,в.

Лог. «Как одним словом они называются?»

Дети: предлоги.

Для закрепления понимания пространственных предлогов используются цветные сюжетные картинки. Схемы предлогов.

При этом , обязательно уточняются  значения предлогов.

- маленькое слово НА появляется тогда, когда предмет находится наверху.

- когда предмет находится под  чем –нибудь появляется «маленькое слово» ПОД

- когда предмет находится Под  чем-нибудь и движется  оттуда, появляется  предлог ИЗ-ПОД

- когда предмет находится на  чём-нибудь и движется оттуда, появляется  предлог С.

        Осознанное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье и явление переноса, уточнить пространственные представления, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовить ребенка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы учителя-логопеда в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Формирование навыков правильного употребления предлогов у детей с ОНР (презентация по лексической теме «Цветы», статья)

Для закрепления правильного употребления предлогов с детьми с ОНР мы применяем разнообразные приемы и один из них использование ИКТ. Вашему вниманию предлагается презентация по лексической теме «Цветы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.

Работа построена на использовании двух методик:  Методики Т.А. Ткаченко " Специальные символы в подготовке детей 4-х летнего возраста к обучению грамоте." и методики  Н.В. Соловьёвой "Исполь...

Картотека занятий по формированию навыков правильного употребления предлогов у детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Одним из направлений коррекционной работы по формированию лексико- грамматических категорий у детей является обучения пониманию и правильное употребление предлогов....

Презентация "Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи".

Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОГОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

в статье представлены актуальность проблемы формирования навыков простых предлогов у детей дошкольного возраста....