Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов у детей с ОНР
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов у детей с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ 

С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются такие задания:

1. Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом), а также вопросы к ним: «Где ложка в стакане?, Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом?» Ребенок должен показать соответствующую картинку.

2. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда. Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой ситуацией, например: «Положи карандаш в пенал, под пенал, на пенал», «Положи ручку на книгу, в книгу, под книгу», «достань игрушку из шкафа, из-под шкафа» и т.д.

3. Упражнение на дифференциацию предлогов ( В-НА, ПОД - ИЗ-ПОД, ИЗ - ОТ, ОКОЛО - ЗА). На стол ставят две одинаковые коробки, в одну из которых кладут карандаш; такой же карандаш кладут под крышку другой коробки. По просьбе логопеда ребенок подает тот карандаш, который просит взрослый: «Возьми, карандаш, который лежит В коробке (на коробке, около коробки)».

4. Игра «Правильно подними карточку».

Логопед называет словосочетания с предлогами (напр.,с предлогами НА, В, ПОД, НАД и др.) Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.

Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются следующие игры и упражнения:

1. «Маленькое слово»

Цель: дать детям понятие о значении предлога (например, НА) в речи.

Логопед вызывает одного из детей и дает ему задание: « Положи кубик на стол. (Ребенок выполняет задание). Положи кубик...стул. (Ребенок не выполнил задание). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, т. к. я пропустила маленькое, но очень важное слово. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла». - «НА».

Затем даются инструкции другому ребенку. Аналогично даются понятия и о значении других предлогов.

2. Игра «Куда села муха?»

Цель: Закрепление навыка правильного употребления существитеьных с предлогом НА.

Логопед держит в руке игрушку-муху или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос: «Куда села муха?».

Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.

3. «Посмотри и назови»

Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить детей составлять предложения по наглядной ситуации.

Взрослый расставляет перед ребенком различные мелкие предметы ( баночку с клеем, кассету, ножницы и т. п. ) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит малыша назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с «маленьким словом НА (под, за).

4. «Придумай предложение»

Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

Взрослые предлагают ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой  и составить по ним предложение с «маленьким словом»  (например, на ).При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:

Птица села на ветку.

Птица свила гнездо на ветке.

Птица уселась набольшую ветку.

Птица сидит на ветке и поет и т.п.

Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

5.  Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В ).

Дети подбирают пары картинок, отвечая на вопрос логопеда: «Кто где живёт?».

- Лиса живёт в норе.

- Медведь живёт в берлоге.

- Белка живет в дупле.

- Волк живет в логове.

- Собака живет в конуре.

6. Игра «Что в чём?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).

На доске выставляются картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

- В чём варят суп?

- Суп варят в кастрюле.

- В чем носят воду из колодца?

- Воду носят в ведре.

- В чем кипятят воду?

- В чем хранят сахар?

- Сахар хранят в сахарнице.

Аналогичным образом проводится игра «Где что лежит?»

- Где лежит хлеб?

- Хлеб лежит в хлебнице.

- Где (на чём) жарится рыба?

- Рыба жарится на сковороде.

7. Игра «Вопрос - ответ».

Цель: учить детей отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог В.

Логопед просит детей отвечать целым предложением, каждый раз выделяя голосом «маленькое слово В».

- Куда пойдет мама, если: нужен врач? нужно починить обувь? нужно сжить платье? нужно купить платье? нужно купить овощи? нужно купить лекарство? болит зуб?

- Во что можно завернуть игрушку? (в газету, бумагу, материю, марлю, салфетку, и т.д.)

- Где можно мыться, купаться? (в ванне, бассейне, реке, море, озере, пруду, ручье).

8. Игра «Где что растет?»

Цель: закрепление навыка употребления существительных с предлогом.

На доске слева - картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа - картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы и др. Логопед говорит:

- Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места туда, где они растут. Где растут овощи? (Овощи растут на огороде). Картинка с овощами располагается около изображения огорода.

 

9. Игра «Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?»

Цель: закрепление предложных конструкций.

Логопед предлагает детям изображение новогодней ёлки и просит ответить на вопрос: «Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?». Например:

- На ёлке шишки (красный шар, звезда, серпантин...)

- Под ёлкой заяц (ёжик, подарки, Дед Мороз...)

10. Игра «Поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД.

На доске выставляется макет поезда. Логопед говорит:

- Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем - со словом ПОД.

Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит на стуле» помещается во второй вагон, а картинка «Туфли стоят под стулом» - в третий вагон и т.д.

11. Игра «Слово потерялось.

Цель: учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог.

Взрослый просит ребенка вспомнить, какие «маленькие слова» он уже знает (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении ; затем предлагает внимательно послушать предложения, которые написал Незнайка, и если надо, добавить нужное «маленькое слово»:

Пчела села … цветок.

Папа лежит …диване.

…грядке поспели помидоры.

Мама убирает комнату.

…подоконнике стоят красивые цветы.

Дети играли… поляне.

…окном растет куст сирени.

Ласточки свили гнездо…крышей.

Алеша увидел …креслом большого паука.

Катя держит букет и т.д.

Включение в упражнение «провокационных» заданий мобилизует внимание ребенка и увеличивает его интерес. Аналогично отрабатываются другие предлоги.

12. Игра  «Кто у кого?»

Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом «У»).

Логопед предлагает детям найти и назвать детёнышей животных и их мам, ответить на вопрос «кто у кого?»

13. Игра «Составь предложение»

Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных разрозненных слов.

Например:

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, на.

Яблоко, лежать, яблоня, под.

 

14. Игра «Что без чего»

Цель: закрепление конструкции родительного падежа существительных с предлогом БЕЗ).

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задает вопрос: «Что без чего?»

- Стул без ножки.

- Стул без спинки.

- Кастрюля без ручки.

- Платье без рукава.

- Кофта без пуговиц.

- Ботинки без шнурков.

- Машина без колеса.

- Шуба без воротника.

- Чайник без носика.

- Расческа без зубчиков.

- Грузовик без фары.

Дети отвечают на вопрос логопеда выделяя голосом предлог БЕЗ.

15. Игра «Исправь ошибку».

Цель: учить детей пониманию смысла предложения.

Логопед говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в этих предложениях допущены ошибки, вы должны их исправить. Слушайте внимательно.

Мяч играет с Сашей.

Дорога идет по машине.

Оля с картинкой рисует папу.

Маша несет сумку в капусте.»

За каждую исправленную ошибку дети получают фишки.

Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

16. Игра « Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В - ИЗ, НА - С, К - ОТ).

Логопед называет предложение и просит детей сказать наоборот.

- «Мальчик положил мяч в ящик» - «Мальчик вынул мяч из ящика».

- «Девочка налила воду в графин». -....

- «Мама положила яблоки на стол». -....

- «Брат поставил лампу на тумбочку». -....

- «Машина подъехала к дому». -....

- «Дедушка подошел к забору». -....

17. Игра « Придумай предложение»

Выстраивается несколько схем предложений, а дети должны оречевить их и найти данную ситуацию в группе:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов.

предлагаемые дидактические игры и упражнения  помогают детям с ОНР усвоить правила употребления предлогов....

Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов

Материал содержит 58 игр направленых на понимание значения предлогов ,навыка их употребления в речи и умения составлять предложения с ними....

Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов

Материал содержит 58 игр направленых на понимание значения предлогов ,навыка их употребления в речи и умения составлять предложения с ними....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ1. Упражнение в падежном и предложном согласовании.Изменить заданное слово в контексте предложения.Например: В доме большое...

Презентация "Упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов."

Презентация "Упражнения  для формирования навыков правильного употребления предлогов."в младшей группе...

Игры и упражнения для формирования навыка правильного употребления предлогов на, в, под, за, с, из, из-под, из-за

Игры и упражнения для формирования навыка                      правильного употребления предлогов на, в, под. за, с, из, из-под, из-за...

Семинар "Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов"

Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. При нормальном речевом развитии формировать словарь предлогов можно начинать с ...