Семинар "Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов"
консультация по логопедии

Лычкина Надежда Викторовна

Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. При нормальном речевом развитии формировать словарь предлогов можно начинать с 3-х лет, и к 6 – 7 годам ребенок в  самостоятельной речи должен использовать 21 предлог.

Поскольку игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, то пополнять словарный запас предлогами нужно через игру.

Для этого на занятиях, в игровой и свободной деятельности проводятся, специальные игры и упражнения, с учетом определенных этапов работы над предлогами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskiy_seminar_predlogi.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

У детей с нормальным речевым развитием предлоги в устной речи особых затруднений не вызывают и как правило дети справляются с изменением слов по падежам.

Но не у всех дошкольников процесс овладения речью происходит одинаково. Поэтому у некоторых детей, особенно с нарушением речи, возникают трудности:

  • в построении фразы или предложения,
  • из-за бедности словарного запаса, они неправильно подбирают слова в результате чего нарушается смысл высказывания,
  • не умеют правильно пользоваться грамматическими связями, управлением и согласованием слов в предложении,
  • не могут повторить фразу, состоящую из четырех и более слов,
  • искажают порядок слов и их количество.

В самостоятельной речи используют простые нераспространенные предложения, но даже и здесь могут наблюдаться ошибки при употреблении падежных окончаний, приставок, предлогов, согласования различных частей речи.

Предложно-падежные конструкции являются сложными для дошкольников, их усвоение происходит в течение длительного времени. При нормальном речевом развитии формировать словарь предлогов можно начинать с 3-х лет, и к 6 – 7 годам ребенок должен использовать 21 предлог.

Поскольку игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, то пополнять словарный запас предлогами нужно через игру.

Для этого на занятиях, в игровой и свободной деятельности проводятся, специальные игры и упражнения, с учетом определенных этапов работы над предлогами:

  1. Сформировать представления о смысловом значении предлогов.

Например, детям дается задание, не употребляя предлога - «Положите кубики стол». Выясняется, что дети не знают, куда надо положить предмет, поскольку не было названо маленькое слово.

Педагог объясняет, что эти маленькие слова помогают нам понять, где находится предмет, поэтому без него нельзя обойтись. Без маленьких слов не получается предложение.

  1. Сформировать представление о предлоге, как об отдельном слове.

Для наглядности можно использовать схемы предлогов.

Каждое маленькое слово имеет свое значение, и их нельзя путать. Например, слово НА (следует задание: положить предмет на стол, на книжку, на руку, на пол) обозначает, что предмет лежит сверху, на поверхности чего-либо. А маленькое слово ПОД (следует задание: положить предмет под стол, под книгу, под руку, и т. д.), обозначает, что предмет находится внизу, под поверхностью чего-либо. Аналогично объясняется значение других предлогов.

  1. Сформировать навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которой требует связанный с существительным предлог; т.е. навык предложного управления.

Упражнение «Прослушайте предложения. Назовите маленькое слово»

Методические рекомендации: педагог произносит предложения, четко выделяя предлоги голосом, дети повторяют только маленькие слова – помощники (предлоги).

  1. Лена едет В трамвае.
  2. НА ветке сидит снегирь.
  3. НАД лесом летит самолет.
  4. Ира спряталась ЗА шкаф.
  5. Андрей вышел ИЗ группы.
  6. Вова смотрит ИЗ окна.
  7. Жучка залезла ПОД крыльцо.
  8. Дима подошел К дому.

Особое внимание следует уделить практическому знакомству с предлогами при работе над падежными формами существительных, создавая игровые ситуации с игрушками, предметами, картинками. Создавая определенную игровую ситуацию, необходимо просить детей называть полным предложением происходящие действия.

Игра «Кто, где живёт?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В.

Ход игры: ребенок подбирает пары картинок, отвечая на вопрос взрослого: «Кто где живёт?». Например, лиса живёт в норе. Медведь живёт в берлоге. Белка живет в дупле. Волк живет в логове. Собака живет в конуре и т.д.

Упражнение «Слово-помощник ИЗ»

Цель: закрепление формы родительного падежа существительных с предлогом ИЗ.

Упражнение: рассмотрите на картинку. Где спит белочка? (В дупле)

Где спит медведь? (В берлоге) Птичка? (В гнезде) Лиса? (В норе)

 Когда звери просыпаются они выходят из….

 Медведь из берлоги.  Белочка из дупла. Лиса из норы. Птичка из гнезда.

Какое маленькое слово помогло нам сказать, откуда прибежали обитатели леса? (из)

Игра «Из чего это блюдо?»

Цель: закрепление предложных конструкций с предлогом ИЗ и образование относительных прилагательных.

Ход игры: взрослый задает вопрос: из чего сделан овощной салат? (морковный сок, ягодный напиток, яблочное варенье и т.д.)

 Ребенок отвечает на вопрос взрослого полным предложением, выделяя голосом предлог ИЗ: овощной салат из овощей, морковный сок из моркови и т.д.

Игра «Кто у кого?»

Цель: закрепление формы родительного падежа существительных с предлогом У. Расширение активного словаря обобщающими понятиями «домашние животные» («дикие животные»), закрепление названий детёнышей животных.

Ход игры: на магнитной доске картинки с изображением диких или домашних животных и их детёнышей. Педагог предлагает детям найти и назвать детёнышей животных и их мам, ответить на вопрос: «Кто у кого?” Например, у лисы лисенок. У коровы теленок.

Игра «Кто с кем?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С.

Ход игры: на магнитной доске картинки с изображением диких или домашних животных и их детёнышей. Педагог предлагает детям найти и назвать детёнышей животных и их мам, ответить на вопрос: «Кто с кем?”

Игра «Кто на чем поедет?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом НА.

Ход игры: Педагог раздает детям картинки с разными видами транспорта и предлагает рассказать на чем поедут дети. Например, «Я поеду на машине. Я поеду на велосипеде. Я поеду на поезде и т.д.»

Игровое упражнение «Поручения»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций в самостоятельной речи.

        Взрослый произносит инструкцию, ребенок выполняет её, либо сам, либо играя с предметами.

Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где стоит книга?

Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

Посади мишку сзади куклы. Куда ты поставил мишку?

Положи яблоко перед куклой. Куда ты положил яблоко?

Игра «Собери овощи и фрукты»

Цель: дифференциация предлогов НА – В, закрепление обобщающих понятий «овощи» - «фрукты».

Ход игры: Педагог предлагает детям собрать овощи в корзинку, фрукты на тарелку. Дети выполняют задание, озвучивая свои действия полным предложением. Например, «Я положил помидор в корзину. Я положила яблоко на тарелку и т.д.»

Развивающая игра-лото «Предлоги»

(из серии «Самые нужные игры)

Цель: понять значение и правила употребления предлогов; развить речь, внимание и память ребенка;

Вариант игры: у игроков большие карты лото. У ведущего карточки. Ведущий задает вопрос, например: «Где сидит пчелка?» или «На чём сидит пчелка?» Игрок отвечает. Если ответ правильный, игрок забирает карточку и кладет на лист лото.

Игра «Исправь ошибку»

Цель: учить детей пониманию смысла предложения.

Ход игры: Взрослый говорит детям: «Я буду читать вам предложения, но в этих предложениях допущены ошибки, вы должны их исправить. Слушайте внимательно.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Оля с картинкой рисует папу.

Маша несет сумку в капусте».

Игра «Скажи наоборот»

Цель: дифференциация приставок и предлогов в падежных конструкциях.

Ход игры: взрослый называет предложение и предлагает детям сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик. - Мальчик вынул мяч из ящика.

Девочка налила воду в графин. - …

Мама положила яблоки на стол. - …

Машина подъехала к дому. - …

Дедушка подошел к забору. - …

Игра «Собери предложение»

Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных разрозненных слов.

Ход игры: составить предложение из заданных слов.

Например: Картошка, расти, огород, в. Клубника, тарелка, лежать, на. Яблоко, лежать, яблоня, под.

И еще множество различных игровых заданий и упражнений можно использовать при формировании предложно-падежных конструкций у дошкольников.

Творческих вам успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов.

предлагаемые дидактические игры и упражнения  помогают детям с ОНР усвоить правила употребления предлогов....

Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов

Материал содержит 58 игр направленых на понимание значения предлогов ,навыка их употребления в речи и умения составлять предложения с ними....

Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов

Материал содержит 58 игр направленых на понимание значения предлогов ,навыка их употребления в речи и умения составлять предложения с ними....

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ1. Упражнение в падежном и предложном согласовании.Изменить заданное слово в контексте предложения.Например: В доме большое...

Презентация "Упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов."

Презентация "Упражнения  для формирования навыков правильного употребления предлогов."в младшей группе...

Игры и упражнения для формирования навыка правильного употребления предлогов на, в, под, за, с, из, из-под, из-за

Игры и упражнения для формирования навыка                      правильного употребления предлогов на, в, под. за, с, из, из-под, из-за...

Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов у детей с ОНР

Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов у детей с ОНР...