Рекомендации при логоневрозе
консультация по логопедии

Логоневроз (заикание) является следствием судорог как мышц речевого аппарата, так и дыхательных. Различают несколько классификаций видов речевой проблемы. В зависимости от разновидности судорог определяют: тонический логоневроз с длительной судорогой органов речи и дыхания; клоническое заикание с картковременными, но частыми сбоями работы мышц; смешанный, сочетающий в себе оба упомянутых вида спазмов. Основные типы логоневроза по месту возникновения спазмов: голосовое, при котором спазмируются гортань, голосовые складки или мышцы шеи; дыхательное характеризуется спазмом речевого аппарата на вдохе или выдохе; артикуляционное — в процессе возникновения судороги охватывают рот и челюсть в целом, язык или мягкое небо. Кроме того, выделяют типы заикания по причине их возникновения. Зачастую логоневроз становится результатом сильного стресса, испуга или иного яркого эмоционального всплеска. Это так называемое невротическое заикание. Артикуляционная и дыхательная гимнастики эффективны при любых перечисленных видах логоневроза, поскольку способствуют: укреплению мышц; регуляции дыхательного ритма, расслаблению органов речи, что приводит к снятию спазма. В некоторых случаях заикание обусловлено травмами или нарушениями работы мозга. Еще одной причиной выступает наследственный фактор. Данные ситуации относятся к неврозоподобному заболеванию. При этом виде необходимо прибегнуть к дополнительному медикаментозному вмешательству. Тем не менее гимнастику назначают в качестве сопутствующей терапии. Иногда фактическую причину логопедической проблемы установить весьма затруднительно. В ряде ситуаций анамнез объединяет несколько факторов, спровоцировавших заболевание. Применение методик целесообразно начинать при первых же признаках возникновения заболевания. Такая терапия окажется эффективнее, и избавление от проблемы наступит быстрее. Артикуляционную и дыхательную гимнастику запрещено проводить при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях ротовой полости (при ОРВИ, ОРЗ, стоматите, герпесе занятия рекомендуется отложить). Заниматься необходимо при соблюдении следующих условий: в хорошо проветренном помещении; не на голодный желудок и не сразу же после принятия пищи. Оптимальный временной промежуток — спустя два часа после еды; прием пищи после занятия допустим через час, чтобы мышцы брюшной полости и диафрагмы успокоились и отдохнули; в процессе тренировки следует наблюдать за состоянием пациента, поскольку частые глубокие вдохи способны вызвать головокружения. В остальном гимнастика не имеет негативных последствий для пациента. Дыхательная гимнастика: «Цветочный магазин» Ребенок представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку. Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед. После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад. «Свеча» Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Ребенку необходимо дуть на нее максимально продолжительное время. «Певец» Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука. «Ладошки» При выполнении ребенок может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты. На резком вдохе следует совершить движение кистями, имитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох. Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва. «Погончики» Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов. «Насос» Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение. Артикуляционная гимнастика: Укрепление мышц нижней челюсти: - широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок; - движение челюстью вперед-назад; - движение челюстью влево-вправо. Зарядка для губ: - растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет; - вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии; - растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть. Укрепления мышц языка: - улыбнувшись и слегка приоткрыв рот, положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя»; - щелчки языком от неба, имитируя цоканье копыт лошади; - широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней; - улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной. - немного растянув губы и приоткрыв рот, погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pri_logonevroze.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Логоневроз(заикание) является следствием судорог как мышц речевого аппарата, так и дыхательных. Различают несколько классификаций видов речевой проблемы.

  В зависимости от разновидности судорог определяют:

  • тоническийлогоневроз с длительной судорогой органов речи и дыхания;
  •  клоническое заикание с картковременными, но частыми сбоями работы мышц;
  •  смешанный, сочетающий в себе оба упомянутых вида спазмов.

    Основные типы логоневроза по месту возникновения спазмов:

  • голосовое, при котором спазмируются гортань, голосовые складки или мышцы шеи;
  • дыхательное характеризуется спазмом речевого аппарата на вдохе или выдохе;
  • артикуляционное — в процессе возникновения судороги охватывают рот и челюсть в целом, язык или мягкое небо.

  Кроме того, выделяют типы заикания по причине их возникновения.   Зачастую логоневроз становится результатом сильного стресса, испуга или иного яркого эмоционального всплеска. Это так называемое невротическое заикание. Артикуляционная и дыхательная гимнастики эффективны при любых перечисленных видах логоневроза, поскольку способствуют: укреплению мышц; регуляции дыхательного ритма, расслаблению органов речи, что приводит к снятию спазма.

В некоторых случаях заикание обусловлено травмами или нарушениями работы мозга. Еще одной причиной выступает наследственный фактор. Данные ситуации относятся к неврозоподобному заболеванию. При этом виде необходимо прибегнуть к дополнительному медикаментозному вмешательству. Тем не менее гимнастику назначают в качестве сопутствующей терапии. Иногда фактическую причину логопедической проблемы установить весьма затруднительно. В ряде ситуаций анамнез объединяет несколько факторов, спровоцировавших заболевание.

Применение методик целесообразно начинать при первых же признаках возникновения заболевания. Такая терапия окажется эффективнее, и избавление от проблемы наступит быстрее.

Артикуляционную и дыхательную гимнастикузапрещено проводить при любых инфекционных и воспалительных заболеваниях ротовой полости (при ОРВИ, ОРЗ, стоматите, герпесе занятия рекомендуется отложить).

  Заниматься необходимо при соблюдении следующих условий:

  • в хорошо проветренном помещении;
  • не на голодный желудок и не сразу же после принятия пищи. Оптимальный временной промежуток — спустя два часа после еды; прием пищи после занятия допустим через час, чтобы мышцы брюшной полости и диафрагмы успокоились и отдохнули;
  • в процессе тренировки следует наблюдать за состоянием пациента, поскольку частые глубокие вдохи способны вызвать головокружения.

В остальном гимнастика не имеет негативных последствий для пациента. Дыхательная гимнастика:

«Цветочный магазин»

  Ребенок представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку. Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед. После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад.

«Свеча»

Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Ребенку необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.

«Певец»

Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.

«Ладошки»

При выполнении ребенок может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты. На резком вдохе следует совершить движение кистями, имитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох. Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.

«Погончики»

Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.

«Насос»

Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.

Артикуляционная гимнастика:

  Укрепление мышц нижней челюсти:

 - широко открывать и закрывать рот, сохраняя неподвижный спокойный язык. Выполнение как свободно, так и с сопротивлением в виде руки, положенной по подбородок;

 - движение челюстью вперед-назад;

 - движение челюстью влево-вправо.

  Зарядка для губ:

 - растянуть губы в широкую улыбку, удерживая положение в течение 10 секунд. Две вариации упражнения — когда зубы видны и когда нет;

 - вытянуть губы вперед в виде трубочки. Задержать положение 10 секунд. Также два вида исполнения с плотно сомкнутыми губами и с видимостью зубов в получившемся отверстии;

 - растянув губы в улыбке, раскрыть рот и зафиксировать положение на 5-10 секунд, после чего закрыть.

Укрепления мышц языка:

 - улыбнувшись и слегка приоткрыв рот, положить расслабленный плоский язык на нижнюю губу. Верхней ритмично покусывать его произнося «пя-пя-пя»;

 - щелчки языком от неба, имитируя цоканье копыт лошади;

 - широким языком облизать губы по кругу начиная с верхней;

 - улыбнувшись и приоткрыв рот, «чистить» языком верхние зубы изнутри, затем снаружи, потом нижние зубы. Челюсть при этом должна оставаться неподвижной.

 - немного растянув губы и приоткрыв рот, погладить кончиком языка небо по направлению вперед-назад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей: "Причины логоневроза".

Заикание  (логоневроз)- сложное речевое нарушение. Родители должны знать, что заикание имеет тенденцию к  повторному возникновению. Знание причин, приводящих к возникновению логоневроза, поз...

Перспективный план работы по обучению оригами детей с логоневрозом

Данный материал разработан в ходе работы над опытом  по теме "Обучение детей с логоневрозом конструированию из бумаги в технике оригами для коррекции речевых нарушений и развития мелкой моторики ...

Вытупление на педсовете по теме: " Логоневроз"

Логоневроз(заикание) Причины возникновения заикания...

Использование коррекционных технологий, арттерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с логоневрозом

Пояснительная записка:В данной работе раскрывается необходимость работы над эмоциональной сферой детей дошкольного возраста с логоневрозом и разнообразные методы коррекционной работы.Цель: Через разви...

Рекомендации родителям детей с логоневрозом

Заикание – это патология центральной нервной системы, вызывающая нарушение плавного течения речи, свободного, лёгкого речевого дыхания, спазмы мышц гортани, речевого аппарата.Чем раньше от момен...