Формы дизартрии. Диагностика дизартрий.
консультация по логопедии (старшая группа)

Дизартрия – одно из самых распространенных тяжелых расстройств речи.

Иначе ее еще называют «косноязычие» или «каша во рту». Речь нечленораздельна, часто «хлюпающая», произношение звуков мезжубное, отсутствуют шипящие, вибранты и аффрикаты. Искажено произношение звуков раннего онтогенеза: М, П, Б, Д, Т, К, Г, Х. Нарушение произносительной стороны речи у детей обусловлено недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Работа с такими детьми занимает больше времени и требует огромного труда логопеда и терпения родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizartriya_diagnostika_form_dizartriy.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Формы дизартрии. Диагностика дизартрий.

Дизартрия – одно из самых распространенных тяжелых расстройств речи.

Иначе ее еще называют «косноязычие» или «каша во рту». Речь нечленораздельна, часто «хлюпающая», произношение звуков мезжубное, отсутствуют шипящие, вибранты и аффрикаты. Искажено произношение звуков раннего онтогенеза: М, П, Б, Д, Т, К, Г, Х. Нарушение произносительной стороны речи у детей обусловлено недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Работа с такими детьми занимает больше времени и требует огромного труда логопеда и терпения родителей.

Этиология

Отличительная особенность дизартрии – нарушение просодической и произносительной стороны речи. Страдает артикуляция, интонация, ритм, голосообразование, темп из-за органического поражения центральной и периферической нервной системы.

Причины дизартрии у детей и взрослых
Причины повреждений нервов – различные неблагоприятные факторы или в период внутриутробного развития ребенка, или во время родов или после рождения вследствие заболеваний. Речевые проблемы возникают в результате повреждения тех участков мозга, которые необходимы для управления двигательными механизмами речи. При поражении периферических отделов нервной системы нарушаются структуры двигательных нервов к мышцам челюсти, губ, языка, щек, неба, глотки, гортани, диафрагмы и грудной клетки, а также структура ядер, которые расположены в стволе и в подкорковых отделах мозга, отвечающие за безусловно-рефлекторные эмоциональные речевые реакции, типа смеха, плача.

При поражении отделов центральной нервной системы недостаточно развиты подкорково-мозжечковые ядра и проводящие пути, осуществляющие регуляцию мышечного тонуса, порядок мышечных сокращений речевой мускулатуры и согласованность в работе артикуляционного, голосового и дыхательных аппаратов. Вследствие этого нарушается просодический компонент речи: громкость, плавность, темп, тембр, эмоциональная выразительность. Если повреждены проводящие системы, направляющие импульсы от коры головного мозга к нижлежащим структурам двигательного аппарата, повышается мышечный тонус в мускулатуре речевого аппарата и усиливаются рефлексы орального автоматизма. При центральном поражении недоразвитыми также оказываются и корковые отделы головного мозга, обеспечивающие формирование речевых способностей.

У взрослых и детей причины дизартрии разные. У взрослых она вызвана нарушением мозгового кровообращения вследствие сосудистых заболеваний, черепно-мозговых травм, опухолей мозга, инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит). У детей отмечается внутриутробная патология плода: гипоксия, краснуха, заболевание матери, употребление отдельных лекарств; родовые травмы, неправильное положение плода при родах, асфиксия, крупный плод, конфликт резус-фактора. Группы детей с дизартрией разнородные. Прямой взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью отклонений нет.

Симптомы у детей
Дизартрия может быть как первичным дефектом, так и вторичным на фоне алалии, ринолалии, афазии, заикания, ДЦП, олигофрении, гидроцефалии, ЗПР, нарушения слуха и зрения. Наиболее часто встречается дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Наряду с недостаточно четким произношением и нарушением просодики наблюдаются такие симптомы, как не резко выраженные нарушения памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, интеллекта, страдает пальцевая моторика, захватывают мелкие предметы кистью. Может быть замедлено формирование ряда психических функций: некоторые движения сокращаются или могут отсутствовать. Например, ребенок начинает стоять раньше, чем сидеть, не умеет захватывать мяч, спускаться по лестнице, прыгать. Часто у таких детей отсутствовала или была слабой стадия ползания, благодаря которой работа мозга активно разделяется на правое и левое полушария, образуя речевые зоны.

Эмоционально-волевые нарушения у дизартриков проявляются на 1-ом году жизни. Набор симптомов следующий: такие дети беспокойны, много плачут, требуют повышенного внимания, у них нарушен сон, аппетит: либо нет чувства меры (полнота), либо плохо едят. Выявляется предрасположенность к срыгиванию, рвотам, диатезам, расстройствам ЖКТ, отказываются сосать грудь, наблюдается подтекание молока во время сосания из-под одного или обоих уголков рта, плохо приспосабливаются к изменениям погоды, метеозависимы.

В дошкольном и школьном возрасте симптомы следующие: дети двигательно беспокойны, излишне суетливы, склонны к раздражительности, колебаниям настроения или апатии, в отношениях со взрослыми или сверстниками проявляют грубость, непослушание. При утомлении двигательные беспокойства усиливаются. Склонны к реакции истероидного типа, особенно, если добиваются желаемого. Артикуляционная моторика при всех формах дизартрии нарушается в разной степени, наблюдается обильное слюнотечение (саливация).

Формы дизартрии
Современная классификация болезни основана на принципе локализации нарушения. Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, подкорковую или экстрапирамидную, псевдобульбарную и стертую формы дизартрии.

Бульбарная дизартрия
Бульбарная дизартрия – (от лат. bulbus – луковица, которую по форме напоминает продолговатый мозг) результат заболевания или воспаления продолговатого мозга, вследствие которого происходит одностороннее или двустороннее поражения лицевого нерва. Причиной может стать вирусное заболевание или отит. При одностороннем поражении развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, которые приводят к нечеткой артикуляции губных звуков. При двустороннем повреждении произношение всех губных звуков идет по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному или двугубному звуку (вместо В-Ф). Все смычные согласные сводятся к щелевому переднеязычному глухому звуку (вместо Б-П). Звуки не дифференцируются, характерна дисфония (расстройство голоса) или афония (отсутствие звучности в голосе). Нарушение произношения при бульбарной дизартрии часто сопровождается назализацией, гнусавостью (банка-манка), отсутствием мимики, гиперсаливацией, расстройством сосания и глотания твердой пищи.

Мозжечковая дизартрия
Мозжечковая дизартрия вызвана поражением мозжечка, при котором нарушаются его связи с другими отделами ЦНС. Речь при этой форме дизартрии замедленная, импульсообразная, скандированная, с нарушениями ударения, громкости, угасанием голоса к концу фразы (напоминает речь пьяного человека). Наблюдается пониженный тонус мышц языка, губ. Язык тонкий, распластанный, его подвижность ограничена, темп неспешный, мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Ребенок не может удерживать артикуляционную позу, проявляются избыточность или недостаточность объема движений языка. При напряжении и выполнении указанных движений наблюдается тремор языка. В анамнезе больного всегда есть ППЦНС.

Расстроена просодика, выразительность речи, нарушено дыхание. Большинство звуков назализовано, нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. Ребенок с мозжечковой формой дизартрии обычно позже других заговорил. Особенности общей моторики – расстройство движения, ребенок часто падает, много травм. У большинства детей непропорционально большая голова. Из-за низкого мышечного тонуса ребенок имеет нарушение осанки (возможно остатки ДЦП), складывается пополам, укладывается на стол. У большинства мозжечковых дизартриков интеллект сохранен.

Корковая дизартрия
Корковая дизартрия проявляется как моторное расстройство речи разного патогенеза. Существует несколько вариантов корковой дизартрии:

1. Дизартрия обусловленная односторонним, но чаще двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины. Выборочное центральное повреждение мышц артикуляционного аппарата затрагивает чаще всего язык, что приводит к снижению объема тонких целенаправленных движений. Обычно поражен кончик языка, поэтому нарушается произношение переднеязычных звуков (Ш, Ж, Р, Л), при тяжелых формах эти звуки в речи отсутствуют, в легких – заменяются мягкими или твердыми свистящими или переднеязычными (вместо Т –Ть, вместо Д-Дь). Возникает трудность в постановке Л-Ль, может нарушаться темп и плавность речи.

2. Дизартрия связана с двусторонним поражением коры доминантного полушария в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. Затруднено произношение шипящих и аффрикатов. Нарушения артикуляции имеют непостоянный и неоднозначный характер. Ребенок в одних случаях говорит, в других – сказать не может, поскольку долго идет поиск нужного уклада, поэтому замедляется темп и плавность речи. Наблюдается недостаточная чувствительность лица. Ребенок затрудняется в точечной локализации прикосновения.

3. Дизартрия вызвана односторонним поражением коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей. Наблюдается недостаточность динамического праксиса, неспособность переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Затруднено производство аффрикатов (распадаются на составные части). Замена щелевых звуков на смычные (З на Д, С на Т). Пропуски звуков при стечении согласных, избирательное оглушение звонких смычных согласных. Речь замедленная, неестественная.

Подкорковая, или экстрапирамидная
Подкорковая или экстрапирамидная дизартрия. Основная особенность – появление принудительных движений в мышцах не только речевого аппарата, но и во всем туловище. Нарушение звукопроизношения определяется изменением мышечного тонуса в лицевой мускулатуре во время речи, гиперкинезом, расстройством импульсов отречевой мускулатуры и эмоционально-двигательной сферы.

Ребенок, страдающий подкорковой (экстрапирамидной) дизартрией, испытывает трудности в удержании артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом. В расслабленном состоянии мышечный тонус снижен, в состоянии усталости, эмоционального напряжения происходит резкое повышение мышечного тонуса, появляются насильственные движения (например, шевелит пальцами рук во время речи). Язык резко напрягается, группируется в комок, подтягиваясь к корню. Напряжение передается на голосовой аппарат и дыхательную мускулатуру. При выраженных нарушениях речь смазанная, невнятная, с носовым оттенком, с угасанием голоса к концу фразы, переход его в неясное бормотание. Эта форма дизартрии совмещается с нарушением слуха по типу нейросенсорной тугоухости.

Псевдобульбарная дизартрия
Псевдобульбарная дизартрия встречается в 96% случаев. Обусловлена двусторонним поражением двигательных корко-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. При псевдобульбарной дизартрии отмечается высокий мышечный тонус в артикуляторной мускулатуре по типу спазма в мышцах, вследствие которого ограничиваются активные движения артикуляционного аппарата, в тяжелых формах – полное их отсутствие.

В то же время сохраняются рефлекторные автоматические движения: глотание, дыхание и т.п. При произнесении звуков П, Б, Д язык напряжен и оттянут кзади, спинка закруглена, закрывает проход в глотку, кончик языка не выражен, объем произвольных движений небольшой. Ребенок, страдающей псевдобульбарной дизартрией, может высунуть язык изо рта, но амплитуда этих движений ограничена, с трудом удерживает широкий язык по средней линии, он отклоняется в сторону, опускается за нижнюю губу или загибается к подбородку. При выполнении упражнения «Часики» язык колеблется в малой амплитуде, медленно «бороздит» по губе. Ребенок не может поднять язычок к верхней губе при выполнении упражнения «Вкусное варенье» или достает кончиком языка нос, помогая нижней губой.

Нарушены сложные, произвольные артикуляционные движения, непроизвольные рефлекторные сохранены. Произнесение звонких звуков затруднено, но их можно услышать в кашле, плаче, смехе, чихании. Свистящие звуки могут быть сохранны, нарушения начинаются с шипящих Ш, Ж, Щ, Ч. Звук Р может быть одноударным, но чаще заменяется щелевыми Т или Д. Звук Л искажается. Нарушение звукопроизношения при псевдобульбарной дазартрии находится в варианте искажения.

Скрытая форма
Скрытая форма дизартрии (СФД) – один из вариантов псевдобульбарной дизартрии, которая выявляется при тщательном обследовании. При небольших дизартрических расстройствах наблюдается малоподвижность мышц речевого аппарата (мягкого неба, губ, языка) вследствие повреждений некоторых отделов ЦНС. Признаками СФД являются:
Саливация при напряжении языка.
Девиация – отклонение языка от средней линии в положении «Лопаточка».
Асимметрия языка.
Тремор языка.
Могут быть нарушения общей моторики. Ребенок не вписывается в темп на музыкальных занятиях, основные движения выполняет некачественно, заметна плохая координация. Например, долго не может стоять на одной ноге.
Плохо развита мелкая моторика пальцев рук. Ребенок медленно овладевает навыками самообслуживания, держит вилку и ложку в кулаке, плохо переодевается, не умеет вырезать.
Нарушены пространственные ориентировки: лево-право, на листе бумаги не может найти центр.
В артикуляционной моторике заметны нарушения как при статических упражнениях, так и в динамике. Страдает мышечная сила фиксации артикуляционных поз языка, ребенок быстро утомляется.
Нарушена координация движений, их объем и амплитуда.
Нарушено звукопроизношение как при дислалии, но при автоматизации звуков работа тормозится.
Страдает просодическая сторона речи: темп замедленный, когда ребенок пытается говорить быстрее, проглатывает окончания и слоги. Дыхание аритмичное, пытается говорить на вдохе. Речь смазанная, нарушена дикция.

Вид дизартрии

Очаг поражения

Патогенез

Клинические проявления

Мозжечковая

Мозжечок и его связи с другими отделами центральной нервной   системы, а также поражение лобно-мозжечковых путей.

Статическая и

динамическая атаксия речевых движений

1 .Речь замедленная, толчкообразная, скандированная (речь пьяного человека), с нарушенной модуляцией ударений, затухание голоса к концу фразы.

  1. Пониженный тонус в мышцах языка и губ, язык тонкий, распластанный во рту, подвижность его ограничена, темп движений замедлен.
  2. Трудность удержания артикуляторных укладов и слабость их ощущений. 4.Мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая.
  1. Движения языка неточные, с проявлением гипер- или гипометрии (избыточности или недостаточности объема движений).
  2. Выражена назализация большинства звуков.

Корковая

I разновидность:

I: Избирательный

I: 1 .Нарушено произношения какуминальных согласных (образованных при поднятом и слегка загнутом вверх кончике языка) [Ш],[Ж],[Р]. 2.Трудности в произношении апикальных согласных, образующихся при сближении или смычке кончика языка с верхними зубами или альвеолами ([Л]).

3. Нарушение произношения согласных по способу их образования: смычных, щелевых и дрожащих, чаще щелевых ([Л], [Л]).

II: 1.Нарушение произношения согласных звуков, особенно шипящих и аффрикат.

  1. Нарушения артикуляции непостоянны и неоднозначны.
  2. Недостаточность лицевого гнозиса: затруднение в локализации точечного прикосновения к лицу, особенно в области артикуляционного аппарата.

III: 1.Распад ритмических слоговых структур слова, речь напряженная.

  1. Темп речи замедляется, персеверации (перестановки) и замены щелевых согласных смычными, звонких глухими, мягких твердыми.
  2. Стечение согласных упрощается за счет пропусков. 4.Аффрикаты распадаются на составные части.

II и III разновидность - затруднена автоматизация звуков.

Одностороннее или чаще двустороннее

корковый парез

поражение нижнего отдела передней

отдельных мышц

центральной извилины.

языка. Избирательное

повышение

II разновидность (недостатки

мышечного тонуса

кинестетического   праксиса):

кончика языка.

Одностороннее поражение коры

II: Кинетическая

доминантного (обычно левого)

артикуляторная

полушария мозга  в нижних

апраксия.

постцентральных отделах коры.

III: Кинестетическая

III разновидность (недостаток

артикуляторная

динамического   кинетического

праксиса):

апраксия.

Односторонние нарушения коры

доминантного полушария в нижних

отделах премоторных областей коры.

Вид дизартрии

Очаг поражения

Патогенез

Клинические проявления

Бульбарная

Одностороннее или двустороннее поражение переферических двигательных нервов (тройничкового (V), лицевого (VII), языкоглоточного (IX), блуждающего (X),

подъязычного (XII))

Вялые параличи мышц губ, одной щеки, языка, мягкого неба, гортани, дыхательных мышц и мышц, поднимающих нижнюю челюсть.

Атрофия и атония данных мышц (язык вялый, дряблый). Снижены или отсутствуют глоточный и нижнеглоточный рефлексы.

1 .Голос слабый, глухой, истощающийся.

2.Гласные и звонкие согласные оглушены ([Б]-[П],[Д]-[Т]). З.Темб речи изменен по типу открытой гнусавости ([Б]-[М], [Д]-[И]).

4.Артикуляция гласных приближена к нейтральному звуку [Э]. 5.Артикуляция согласных упрощена, смычные и [Р] заменяются щелевыми ([П]-[Ф], [Т]-[С]).

  1. Упрощается характер щели щелевых, в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки.
  2. Речь замедленная, монотонная, нарушена плавность речи.

Псевдобульбарная

Центральные двигательные кортико-бульбарные и пирамидальные нейроны, идущие к передним рогам шейно-грудного уровня.

Поражение двустороннее, неравномерно латерализованное

1 .Пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата (двустороннее, но возможно их преобладание с одной стороны).

2.Гипертрофия мышц: язык напряжен, отодвинут кзади, кончик его не выражен, произвольные движения языка ограничены, глотательный и нижнечелюстной рефлексы усилены. 3.Насильственный смех и плач.

1 .Голос слабый, сиплый.

  1. Тембр речи изменен по типу закрытой гнусавости, особенно при произнесении гласных заднего ряда ([У], [О]) и твердых согласных ([Р], [П], [Ш], [Ж], [Ц]).
  2. Артикуляция гласных и согласных сдвинута назад.
  3. Смычные согласные и [Р] заменяются на щелевые [П]-[Ф], [Т]-[С], щелевые согласные преобразуются в плоскощелевые,

страдает артикуляция согласных со сложными укладами ([Р],

[П], [III]. [Ж], [С], [3], [Ц]), артикуляция твердых страдает больше, чем мягких.

  1. Речь медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выражено слюнотечение, гипомимия и амимия лица.

Экстрапирамидная

Экстрапирамидные ядра и их связи с другими структурами мозга, в частности, с корой головного мозга

1 .Кинестетическая диспраксия: дистония (колебания мышечного тонуса) или гипотония (снижение тонуса).

2.Повышение тонуса в мышцах и насильственные движения.

1 .Речь смазанная, невнятная, голос с носовым оттенком, резко нарушена просодическая сторона речи, ее интонационно-

мелодическая структура, темп.

  1. Отсутствие стабильных и однотипных нарушений звукопроизношения.
  2. Сложность в автоматизации звуков.
  3. Нарушение слуха по типу нейросенсорной тугоухости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные показатели диагностики дизартрий

№показатели3 степени – стёртая форма2 степени – средней тяжести1 степени – тяжёлая формаТаблица с показелями для определения степени....

Диагностика дизартрии

МоторикаОБЩАЯ МОТОРИКА. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге,...

Контрольная работа по дисциплине: «Логопедия» На тему: «Диагностика дизартрии»

Диагностика дизартрии. Как определить, что у ребенка дизартрия?...

Стертая форма дизартрии.Диагностика и основные направления коррекции

Данная статья предназначена для начинающих логопедов,воспитателей логопедических групп и родителей....

Дифференциальная диагностика дизартрии и схожих нарушений

Формы дизартрии.Диагностика дизартрии по локализации очага поражения.Диагностика дизартрии по степени поражения.Диагностика сходных речевых патологии бульбарной формы дизартрии от псевдобульбарной.Сра...

Консультация для логопедов ДОО «Дифференциальная диагностика дизартрии от сходных с ней состояний»

Дизартрия является распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста, особенно стёртая форма дизартрии. В последнее время увеличилось количество детей, проходящих ПМПК на базе филиа...