Игры для развития речевого дыхания
консультация по логопедии

Фролова Евгения Владимировна

Игры для развития речевого дыхания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития речевого дыхания у детей в домашних условиях.

   Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

   Уважаемые родители, предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей:

Игровые упражнения для развития дыхания.

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

        

«Чья птичка дальше улетит?»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

 Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Родитель и ребенок становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» они дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Победит тот, чья птичка улетит дальше.

        

«Бабочка – лети»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

 Родитель подносит ребенку листочек с лежащей на нем бабочкой (листок из зеленого картона, легкая бабочка из кальки, привязана ниточкой к листочку). Ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

«Одуванчики»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Игру можно проводить на даче или в парке. Ребенок дует на одуванчики, чтобы слетели все пушинки.

        

«Бабочка»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

 Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела (бабочка на ниточке прикреплена к прямоугольной рамке с ручкой).

«Чей кубик поднимется выше?»

Цель: развивать диафрагмальное дыхание.

Ребенок лежит на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Ребенок делает глубокий вдох через нос, и выдыхают через рот, а взрослый смотрит, как высоко поднимется кубик.

«Капитаны»

Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

В центре на маленьком столе большой таз с водой. Взрослый предлагает ребенкуипокататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краю таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука «Ф». Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер «П-п-п..». Дуть следует, не надувая щек, вытянув губы трубочкой. Ребенок дует, сидя на маленьком стульчике, придвинутом к столу.

Консультацию подготовила:

Учитель-логопед

Кабатова Е.В.



Предварительный просмотр:

Картотека  «Артикуляционная гимнастика по сказкам».

ТЕМА: « ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»

Язычок подружился с лошадкой, но вместе они жить не могли. Лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга. В зоопарке у язычка появились новые знакомые. Самым большим был бегемот Боня. Он широко открывал рот и ждал какого – нибудь лакомства. Получив его , захлопывал огромную пасть и начинал жевать. Самой доброй и безобидной была змея. Она только на первый взгляд казалась страшной, особенно когда высовывала длинный и узкий язык. Самой веселой была обезьянка. Она любила всех смешить, поэтому все время строила рожицы: высовывала язык, надувала щеки, делала вид, что полощет рот, пыталась дотянуться языком до носа, до подбородка. Самым страшным казался тигр. Когда он сердился, то выгибал спинку. Для своих новых друзей язычок приносил лакомства (вкусное варенье). Они были очень рады (улыбка).

ТЕМА: « СЕМЬЯ»

Этот маленький дружок – твой веселый язычок

Чтоб он ловким был, умелым, чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай, перед зеркалом шутя!

Вот проснулся язычок и выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула розовая кошка.

Расстелил половичок на крылечке язычок,

Взял он клещи, взял топор и пошел чинить забор.

Д-д-д- стучит молоточек

Т-т-т- вот забит гвоздочек

Светит солнышко с утра  - в гости к тетушке пора.

Тетушка щечка племянничка ждет,

Блинчики с маком к обеду печет

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

На лошадке по дорожке скачет язычок,

И копытами лошадка – цок, цок, цок

В горку медленно идет, а с горы стрелой несется

Тетушка  племянничка весело встречает

Чай ему с вареньем тут же предлагает

Ах, какое сладкое, вкусное варенье

Да и каша манная просто объедение

Ням-ням-ням

ТЕМА: « ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Однажды после утренней зарядки язычок присел отдохнуть ( лопатка). Ярко светило солнышко, дул ветерок(подуть), язычок задремал. Вдруг он услышал как кто – то мяукает. Язычок наклонился ( к подбородку) и увидел маленького пушистого котенка. Язычок погладил его (расческа), но котенку это не понравилось. Он выгнул спинку (горка). Тогда язычок решил его покормить. Он налил котенку теплого молока в миску (чашка). Котенок стал лакать (змейка). Когда молока не осталось, он облизнулся (облизать губы). Язычок решил снова погладить котенка(расческа). Но на  этот раз котенок не сердился, выгнул спинку от удовольствия и замурлыкал. С тех пор котенок стал жить вместе с язычком.

Тема: « Грибы»

Наступила осень – пора сбора грибов. Язычок взял большую корзинку (чашечка) и отправился в лес. По дороге в лес он увидел ручеек (подуть на высунутый язык). Язычок подставил ладошку и почувствовал какая холодная вода в ручейке. Язычок долго ходил по лесу и наконец нашел полянку (лопатка), увидел на ней много – много грибов. Язычок перебегал от одного гриба к другому (часики). Набрав полную корзину (чашечку) он вернулся домой.

ТЕМА: « ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ».

Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял тарелку (лопатка) и стал замешивать тесто (пропускать язык между зубами назад – вперед). Когда тесто было готово язычок, стал лепить пирожки (пирожок). Внутрь каждого пирожка он положил малиновое варенье (вкусное варенье). Вдруг кто-то постучался в дверь (произнести «т-т-т»). Это пришли гости к язычку: мишутка (надуть щеки), зайка -  попрыгайка( пощелкать языком), волчок -  серый бочок ( оскал). Усадил язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем (чашечка) с пирожками ( пирожок).

Тема: « Музыкальные инструменты»

Язычок любил музыку, и ему очень хотелось научиться играть на разных музыкальных инструментах. Он купил барабан, дудочку, гармошку. Сначала язычок стал брать уроки игры на барабане (дятел). Палочки звонко отбивали дробь. Освоив барабан язычок стал учиться играть на дудочке ( свернуть пирожком и подуть). Самым трудным,  оказалось научиться играть на гармошке. Язычок очень старался, поэтому учеба его шла успешно. Скоро он мог исполнять на своих музыкальных инструментах любые мелодии.

Тема: « ДОМ. СЕМЬЯ.»

Из – за постоянной сырости, язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего, он проветривал свой дом. Для этого он сначала открывал одну дверь – губы, вторую дверь – зубы. Потом язычок красил потолок (маляр), стены (щеки). Выполнив эту работу, он все мыл

(чистим верхние и нижние зубы)

Тема: « Деревья»

К нам на занятие залетел листочек:

« Легкий, воздушный, ветерку послушный»

Этот листочек очень веселый. Улыбнитесь ему в ответ. Положите свой язычок на губку и подержите так же спокойно, как лежит листочек (лопатка). Ветерок поднимает листочек и опускает (качели), качает вправо – влево (часики).  А вот и солнышко протянуло ему свой лучик (иголка). Вдруг по листочку закапал дождик (лошадка). Кончился дождик, поднялся ветер и закружил листочек (облизать губы)

Тема: « НАСЕКОМЫЕ»

Жила – была божья коровка. Вышла она однажды из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало её теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровке, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые вокруг стали над ней смеяться. Даже солнышко скрылось за тучки. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку свое личико, и они стали улыбаться друг другу.

– Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно много трудиться.

-Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило ей книжку. Божья коровка её долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. На картинках она увидела: лопатку, чашечку, лошадку, грибок, гармошку. Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

- Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.

- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку. Они попили чай с вареньем и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

Тема: « НАСЕКОМЫЕ»

Одну красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв. А бабочка ему говорит: Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки! Перестав плакать, птенчик сказал: « Это что, про меня? А бабочка все свое: Летом в болоте, вы её найдете. Зеленая квакушка, улыбается от ушка до ушка. Птенчик стал улыбаться как лягушка. У этого зверя огромный рост, сзади у зверя маленький хвост, спереди у зверя хвост большой. Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это (слон) хоботок.

- Вот теперь я вижу,  ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал?

- Я остался один потому и плакал. Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился ещё летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку: Сегодня все ликует! В руках у детворы, от радости танцуют воздушные ( шары). И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался. И не заметили как прошло время. А что всегда идет, а с места не сходит? И снова птенчик отгадал загадку (часики). А тут и мама прилетела. Она поблагодарила бабочку.

Тема: « ВЕСНА. ПТИЦЫ.

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него. Испугался он, хотел обратно залезть в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке. Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог – маленький еще был, не научился летать. Сел воробышек  и громко заплакал. Проползала мимо змейка

-Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда выпал

- Я бы рада тебе помочь, но у меня рук нет. Иди по тропинке, найдешь там помощь. Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Навстречу ему лягушонок (улыбка). Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама – воробьиха – летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Все вместе горюют, а придумать ничего не могут. Слышат, стучит дятел. Позвали его,  совета спросить. Дятел подумал и сказал: там, на поляне ребятишки в футбол играют, позови их, и они тебе помогут. Ребята подбежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них – благодарил.

Тема: « Насекомые»

 Гусеница Обжорка все время хотела кушать. Она лопала все, что попадало в поле её зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась, посмотрела на себя в зеркальце и сказала: ой, какой у меня бледный вид! И гусеничка решила позаниматься, чтобы у неё стал вид более здоровый (лопаточка – иголочка). Но она быстро проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела. Но вскоре опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки. Настало время для обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно её убаюкивала и раскачивала вверх – вниз (качели). В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо.

Тема: « ОГОРОД. ОВОЩИ.»

Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку. Копает зайчик землю, да песни распевает, а мимо белка скачет, где – то грибок засушенный нашла. Удивилась белка, похвалила зайца и совет дала: только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. Только белка ушла – медведь идет, банку с вареньем несет. Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает.

- Смотри рассаду не съешь. А я после прейду посмотреть, что у тебя вырастет. И ушел косолапый. Заяц дальше копает, песенки поет ( а-о-э-у-и). А перед самым вечером волк идет чашку несет.

- Ой, заяц, какой ты молодец! До чего додумался. Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка. Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи капался заяц, а на утро еще и мостик сделал(горка). Чтобы удобнее было воду для поливки носить. Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал. А когда осень наступила, все увидели, что капуста на славу уродилась. Срезал заяц капусту, сложил её, получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам. Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут.

Тема: « ШКОЛА»

Жила – была Клякса в темном дупле, она очень не любила показываться людям, потому что при её появлении каждый восклицал: « Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная Клякса! Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно! Решила она принарядиться. Зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпу (маляр). Но все, кто её видел, снова махали руками и кричали: « Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!». Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку(маляр). Но и это никто не оценил. Она снова услышала: « Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло (щеки и зубы). Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым. И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла она желтой краски и окрасилась в яркий солнечный цвет(маляр). Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречался, в ужасе кричал: « Какая желтая клякса! Как блин!» (лопатка). В это время пролетала(часики) сова – мудрая голова. Сова не узнала Кляксу и сказала: « Здравствуйте, дорогая и красивая незнакомка! Вы случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что её приняли за Луну. И они вместе отправились качаться на качелях.

ТЕМА: « ВЕСНА»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель ( цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). « Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). «Тви-тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их, то в  одну сторону, то в другую (часики). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко ( рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

ТЕМА: « ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Однажды в зимний день язычок выглянул в окошко             ( открыть рот, высунуть язык, удержать под счет до 5) и очень удивился ( округлить губы). Все вокруг – и скамейки, и качели, и дорожки – было укрыто белым снегом. Он улыбнулся (улыбка), посмотрел вверх на солнышко, потом вниз на снежок (качели) и решил слепить снеговика. Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку), и наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (пя-пя-пя). Когда снеговик был готов, язычок посмотрел по сторонам (часики) и призадумался: « Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговицы и вставил снеговику глазки ( зажмурить один глаз, потом другой), из морковки получился длинный нос (иголка). Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигивание). Вот какого снеговика слепил язычок.

ТЕМА: « ТРАНСПОРТ»

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда ( чашечка), мимо стройных берез (грибок). дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.

ТЕМА: « НАСЕКОМЫЕ»

Наступил солнечный денёк. Язычок проснулся рано (рот открыть, медленно вытягивать язык к подбородку). Он взял с собой ведерко (чашечка), грабли (пропускать язык сквозь зубы), лопату (лопатка) и отправился в сад. В саду было много работы. Взяв грабли, язык стал аккуратно сгребать засохшую траву (пропускать язык между зубами, назад - вперед). Потом язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну щеку, то в другую). Обрадовался язычок, что теперь в саду стало чисто и красиво. Вдруг он услышал, что кто – то жужжит (ж-ж-ж) в стороне (звукоподражание). Это была пчела. Пчелка кружила то у одного цветка, то у другого (облизать губы, то в одну сторону, то в другую). Ещё где-то слышалась песенка комара (з-з-з). Под вечер язычок заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. Они сидели в траве и громко стрекотали (щик-щик-щик). Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее ( открыть широко рот и медленно закрывать). Язычок прилег на качели  и не  заметил, как задремал. Ночью около язычка кружилось много светлячков, которые охраняли чудесный сад (облизать губы).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по дифференциации звуков.

Материалы для  дифференциации (различения) звуков с-ш

№ 1 Звуки С-Ш

Слоги: са-са-са – ша-ша-ша,  со-со-со – шо-шо-шо,  су-су-су – шу-шу-шу,  сы-сы-сы – ши-ши-ши.

Слова-паронимы: уши – усы, шутки – сутки, кашка – каска, Машка – маска, Мишка – миска, скала – шкала, стык – штык, стиль – штиль, марс – марш, вас – ваш, мыс – мышь, плоско – плошка, солить – шалить, сорок – шорох, басня – башня, крыса – крыша, суметь – шуметь, кусай – кушай, шило – сила.

«Подбери картинки Соне и Шуре»(раздели слова со звуками «С»и «Ш»): носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, космонавт, подушка, спутник, кувшин, кукушка, сосна, пылесос, шишка, стул, подушка, карандаш.

Счёт 1-10 с некоторыми из вышеперечисленных слов.

№ 2 Звуки С-Ш

Слоги: са-ша,  со-шо,  сы-ши,  су-шу,  ша-са,  шо-со,  ши-сы,  шу-су,  саш, сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис.

Выделение звуков С, Ш и проговаривание слов с ними:

сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить, шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый, вермишель, васильки, сметана, картошка, катушка, швабра, корешок, опушка, новоселы, листья.

Добавь слог СИ или ШИ: гу(си), гру(ши), ло(си), малы(ши),        выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши).

Образовать новые слова с приставками С-, СО-: мешать – смешать, прошу – спрошу, шил – сшил, пляшет – спляшет, шью – сошью, рисуешь – срисуешь, несёшь – снесёшь, пишешь – спишешь, берешь – соберешь, трясешь - стрясешь.

№ 3 Звуки С-Ш

Слова: Саша, шесть, сушки, шоссе, солнышко, машинист, шестнадцать, штепсель, шестьдесят, шахматист, шестьсот, путешественник, пастушок, пастушка, шалость, стишок, стеклышко, пушистый, сынишка, усмешка, старушка, успешно, послушный, трусишка, бесшумный, смешинка, веснушки.

Счет 1-10 – сынишка, шахматист, пастушок, старушка.

Заучивание скороговорок:        

Шашки на столе, шишки на сосне.

                Шапкой Сашка шишки сшиб.

        4. Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, они) в наст. врем.:

                Сшибать шишки с сосны.

                 Собирать сосновые шишки.

№ 4 Звуки С-Ш

Слова: сухо, слышно, шустрый, соловушка, поспешно, шанс, шелест, шествие, шесток, посошок, нашествие, шерсть, шест, смешной, спешка, пеструшка, штепсель.

Счет 1-10 – путешественник, штепсель.

Заучивание чистоговорки:

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

                4. Подбор признаков и действий на звуки С, Ш к предмету:

Кошка (какая?) большая, пушистая, смешная, ушастая, плюшевая. Что делает? Спешит, дышит, шалит, спит, ест.

                 5. «Отгадай слово» (пропущены С или Ш):

                    .апка,  .нки,  .уба,  .ом,  .мка,  .лем,  .ова,  .айба,  .оль, .умит,

                    .ок,  .уп,  .ум,  .пать,  ду.,  ква.,  анана.,  камы.,  компа., мы..

№ 5 Звуки С-Ш

Словосочетания: Наташины веснушки, веселый пастушок, послушный малыш, пушистая кошка, смешные стишки, опасное путешествие, роскошная шкатулка, голосистый соловушка, ласковое солнышко, душистый ландыш, пушистая ушанка, сушеные груши, смешные потешки, скошенный луг, шумное шоссе, шелестят камыши, лесная опушка, спелая вишня.

Родственные слова: Смешить – смех, смешок, смешинка, смешной, насмешка, усмешка, смешно. Спешить – спешка, поспешно, поспешный.

Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они): Спешить по шоссе и есть сушки. Шептать на ушко бабушке смешной стишок. Сушить пуховые подушки на солнышке.

№ 6 Звуки С-Ш

Словосочетания: шелестят в тишине, шуршат в сарае, слышны в саду, спешат в школу, сушить на вешалке, несутся по шоссе, сыплется пушистый снег, слышится сильный шум, висит Мишина шуба, слышна весёлая песня.

Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ):

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, – большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.

Выделение из рассказа слов: со звуками «С», «Ш» в одном слове; со звуком «С»; со звуком «Ш».

№ 7 Звуки С-Ш

Счет 1-10 со словосочетаниями: пушистая сосна, сосновая шишка, пенистый шампунь, синяя шаль.

Спряжение в настоящем времени: (Я,  Ты,  Он, Она, Они)

Спешить в лес за сосновыми шишками.

Спешить из леса домой с сосновыми шишками.

Шептать дедушке на ушко смешную сказку.

Проговаривание предложений:

Саша спешит по шоссе и несёт сушки.

Машинист спешит по шоссе и несёт сушки.

Путешественник ….         Пастушок ….                Пастушка ….

Подбор предметов к признакам:

Смешной (-ая, -ое).  Душистый (-ая, -ое).          Бесшумный (-ая, -ое).

№ 8 Звуки С-Ш

Предложения: Машины несутся по шоссе. Листья шелестят в саду. Груши сушатся на крыше. Мыши шуршат в сарае. Кошка греется на солнышке. Высокие сосны шумят в лесу. Душистый ландыш распустился на лесной опушке. Голосистый соловушка поёт в саду. Кусты покрылись снегом. Тихо шумят осинки в осеннем лесу. Наташа нашла пестрый шарфик.

Пословицы: Не спеши языком, спеши делом. Как постелешь, так и поспишь. В согласном стаде волк не страшен. В пасмурную погоду сено не высушишь. Нет на свете краше родной сторонушки. Хорош садовник, хороши и груши. Кошке – игрушки, мышке – слёзы. Поспешишь – людей насмешишь.

№ 9 Звуки С-Ш

Скороговорки:

В шалаше шесть шалунов. Шапкой Саша шишки сшиб.

        Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше,

                                а ваша серая кошка сидела выше.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.

        Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Слишком много ножек у сороконожек.

        Парус наш на совесть сшит. Нас и шторм не устрашит.

Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.

        Слышен шорох в камышах – от него шумит в ушах.

        Сто бесстрашных лягушат цаплю шепотом страшат.

 № 10 Звуки С-Ш

        Стихи:

         – Разговаривайте тише! – просят маленькие мыши.

        Не шумите утром рано. Кошка спит в углу дивана…

        Ночью мы в сыром подвале с кошкой в салочки играли

        Не будите нашу кошку – отдохнет пускай немножко.

                Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила.

                Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали.

        Пять веселых лягушат по делам своим спешат.

        Пока мокро, пока лужно, до реки допрыгнуть нужно.

        Если встретишь лягушат, не мешай, они спешат.

                Я взяла под мышку плюшевого мишку.

                В ванну посадила и пошла за мылом.

                Оглянулась – ой, ой, ой! Расшалился мишка мой.

№ 11 Звуки С-Ш

Простокваши дали Клане – недовольна Клаша:

 – Не хочу я простокваши, дайте просто каши.

Дали вместо простокваши нашей Клаше каши.

 – Не хочу я просто каши так, без простокваши.

Дали вместе с простоквашей каши нашей Клаше.

Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей.

А поела – встала. «Спасибо,»  – сказала.

        Мышонку снится страшный сон, что не мышонок он, а слон.

        Что в Африку приехал он, в слоновью лёг кровать.

        Стал спать и там увидел сон, что он мышонок, а не слон,

        И что не в Африке спит он, а дома он опять.

        «Какой мне страшный снится сон!» – во сне проснувшись,

        Думал он и спрашивал спросонок: «Я слон или мышонок?»

№ 12 Звуки С-Ш

        Русские народные скороговорки:

                Веселей Савелий, сено пошевеливай.

        Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша.

                Дуб дубовистый, широкозеленолистный.

        Сшила Саша Сашке шапку. Сашка шапкой шишки сшиб.

                Хоть щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

        Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте.

                У Степана есть сметана, простокваша и творог.

        На опушке в избушке живут старушки-болтушки.

                У каждой старушке лукошко. В каждом лукошке кошка.

        Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие речевого дыхания

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Приятный запахЦель.Развитие фразовой речи на плавном выдохе.Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (ма...

Игры для развития речевого дыхания

Цель: развитие речевого дыхания....

Игры для развития речевого дыхания.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формирует сильную воздушную струю через р...

Игры на развитие речевого дыхания и силы голоса

Игры на развитие речевого дыхания и силы голоса...

Презентация " Игры на развитие речевого дыхания" Речевая развивающая среда в средней группе .

  Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:Øсдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;Øдуть на легкие шарики, карандаши, свечи;Øдуть на плавающих ...