Конспект НОД «Насекомые» (по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»).(подготовка детей к обучению грамоте и формирование грамматических категорий) Старшая группа
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Андронова Татьяна Анатольевна

Цель: продолжать формировать у детей фонематический слух, звуковой анализ и синтез.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_muha-tsokotuha.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Радуга»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 «Речевое развитие»

(подготовка детей к обучению грамоте  и  формирование

грамматических категорий)

Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР  

Тема  «Насекомые» (по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»).

Андронова Т.А., учитель-логопед

г. Советский

Тема:  «Насекомые» (по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»).

Цель: продолжать формировать у детей фонематический слух, звуковой анализ и синтез.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • обобщать и систематизировать словарь по лексической теме «Насекомые»;
  • закреплять понятия «звук», «слово», «предложение»;
  • обучать о механизме образования звуков (согласный – гласный, твёрдый – мягкий) и их акустических особенностях.

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять в определении позиции звука [А]  в словах;
  • упражнять в дифференциации  твёрдости – мягкости согласного звука [К], [К`] в словах;
  • продолжать учить выполнять звуковой анализ слова осы;
  • составлять деформированные предложения, анализировать;
  • закреплять употребление предлогов при составлении предложений;
  • определять количество слогов в словах;
  • обучать правильному образованию слов в единственном и множественном числе;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • тренировать мышцы глаз, снятие зрительного напряжения.

Воспитывающие:

  • содействовать проявлению доброжелательного отношения со сверстниками в совместной  деятельности;
  • воспитывать самоконтроль за речью правильно поставленных звуков;
  • воспитывать умение работать самостоятельно, отвечать полным предложением.

Интеграция образовательных областей:

социально-речевое развитие (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми);

речевое развитие (развитие всех компонентов устной речи: подготовка детей к обучению грамоте, лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи); 

физическое  развитие  (игры на мелкую моторику, гимнастика для глаз).

Формы организации детей:  подгрупповая.

Методы:

Сюрпризный момент: помочь найти насекомых, подарок от Мухи-Цокотухи.   

Игровые: дидактическая игра  «Один-много», психогимнастика, гимнастика на мелкую моторику «Насекомые», гимнастика для глаз «Стрекоза».

Словесный:  загадка, беседа, вопросы, ситуативный разговор, поощрение,  указания, исправления, словесные игры (составление предложений с предлогами, «Составь предложение»).

Наглядный: выполнение звукового анализа слова осы, анализ предложения.

Практический: определение позиции звука [А] в словах, дифференциация твердого – мягкого звуков [К], [К`] в словах, выполнение звукового анализа слова осы,  анализ предложений, определение количества слогов в словах.

Место проведения: группа «Солнышко».

Количество детей:  8 детей.

Материалы к занятию: компьютер, интерактивная доска, магнитофон, презентация  «Муха-Цокотуха», картинки для раскрашивания, буквы «А, К, Т, М, П».

Демонстрационный:  схема анализа звуков, записка, насекомые (стрекоза, пчела, гусеница, жук, таракан, муха), схема предложения, фишки синего, красного цвета, игра  на интерактивной доске «Один-много», кукольный стол, стулья, посуда, цветок фиалка.

Раздаточный:  схемы для определения позиции звука, фишки синего, красного, зеленого цвета, тарелочки, схема предложения.

Предварительная работа:  чтение сказки  К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», проведение настольно-печатных игр «Один-много», «Кого не стало?», обобщающие понятия насекомых, составление предложений по предметным картинкам, характеристика звуков, изображение букв.

Индивидуальная работа: следить за произношением звуков [Л`, Р, Р`] у Леры Г., [Р,Р`] у Саши М., Дианы Р., Коли О., Юры А.

Ход:

Дети стоят вокруг логопеда.

Положительный настрой на совместную деятельность.

                                      Собрались все дети в круг:

                                       Я — твой друг и ты — мой друг.

                                       Крепко за руки возьмёмся

                                       И друг другу улыбнёмся.

Логопед: отгадайте название сказки.

Ребенок загадывает загадку:      Созвала гостей на чай,

                                                        Но попала невзначай

                                                        В паутину паука –

                                                        Он бы съел наверняка.

                                                        Проявил комар отвагу.                                                      

Дети: это сказка «Муха-Цокотуха».

Логопед: правильно. А вы помните, кто автор этой сказки?

Дети:  Корней Иванович Чуковский.

Презентация – картинка Муха-Цокотуха.

Логопед: ребята, нам пришло сообщение от Мухи-Цокотухи «Здравствуйте, ребята! Помогите найти жуков, гусениц, букашек, кузнечиков, они тоже испугались паука и разбежались. До свидания». Поможем, ребята?

Дети:  да.

Логопед: отправляемся на лужайку и поможем Мухе-Цокотухе найти букашек, гусениц, кузнечиков, пчел.  «Вокруг себя обвернись, на лужайке очутись».

Презентация – картинка лужайка.

Логопед:  вот мы и очутились на лужайке. Ребята, как можно назвать одним словом бабочка, кузнечик, оса, пчела?

Логопед: вот мы и приехали на лужайку. Ребята, как можно назвать одним словом бабочка, жук, стрекоза, таракан, комар?

Дети: насекомые.

Логопед:  я не вижу здесь насекомых. Смотрите, записка «Выполните задания, отдам всех насекомых. Паук». Ребята, выполним задания паука?

Дети:  да.

Логопед: назовите звуки в середине слова паук.

На доске картинки паук.

Дети: звуки  [А, У].

Логопед:  какие это звуки?

Дети:  гласные звуки.

Логопед:  каким цветом будем обозначать?

Дети: красным.

Логопед:  расскажите, какие  звуки [М, К, Т]?

Дети:  согласные, твердые обозначаем синей фишкой.

Логопед: какие это звуки [Д`, В`, Б`]?

Дети:  согласные, мягкие, обозначаем зеленой фишкой.

Логопед:  определите, где находится звук [А] в словах?

Дети определяют на перфокартах позицию звука [А] в словах.

Логопед:  Коля, где находится звук [А] в слове муравей?

Коля: звук [А] в слове муравей находится в середине слова.

Логопед:  Диана, где находится звук [А] в слове муха?

Диана: звук [А] в слове муха находится в конце слова.

Логопед:  Вова, где находится звук [А] в слове пчела?

Вова: звук [А] в слове пчела находится в конце слова.

Логопед:  молодца, ребята, справились с заданием. Разложите картинки, если в слове [К] твердый, то к синей фишке, если в слове [К`] мягкий, то к зеленой фишке.

Дети раскладывают картинки.

Логопед:  Лера, почему ты положила картинку бабочка к синей фишке?

Лера:  в слове бабочка звук [К] твердый.

Логопед:  Илья, почему ты картинку жуки положил к зеленой фишке?

Илья: в слове жуки звук [К`] мягкий.

Логопед:  Фарид, почему ты картинку жук положил к синей фишке?

Фарид: в слове жук звук [К] твердый.

Логопед: у нас получилось выполнить это задание правильно?

ФИЗМИНУТКА

Дружно пальчики считаем –

Насекомых называем.

Сжимают и разжимают пальчики.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с кулачок.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращают мизинцем.

Прячьтесь!

Прячут руки за спину.

Логопед: ребята, паук просит выложить слово осы фишками, справимся?

Дети: да.

Логопед:  Какой первый звук ты слышишь Вика в слове осы?

Вика: звук [О].

Логопед: Дима, какой звук [О]?

Дима: звук [О] гласный, обозначаем красной фишкой.

Логопед:  Юра, какой второй звук в слове осы?

Юра: в слове осы я слышу второй звук [С].

Логопед:  Арсений, расскажи, какой звук [С]?

Арсений: звук [С] согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.

Логопед: Сережа, назови третий звук в слове осы.

Сережа: в слове осы я слышу третий звук [Ы].

Логопед:  Ангелина, расскажи, какой звук [Ы]?

Ангелина: звук [Ы] гласный, обозначаем красной фишкой.

Логопед:  сколько звуков в слове осы?

Дети: три звука.

Логопед:  назовем каждый звук.

Логопед:  ребята, посмотрите, поляна цветов, и это задание получилось. Паук просит поиграть в игру «Один-много».

Дети по очереди называют насекомых по интерактивной доске.

Логопед:  сделаем гимнастику для глаз.

Вот какая стрекоза - как горошины глаза. 
                                        Влево – вправо, назад – вперед - 
                                        Ну, совсем как вертолет. 
                                        Мы летаем высоко. 
                                        Мы летаем низко. 
                                        Мы летаем далеко. 
                                        Мы летаем близко. 
                                       
Пальцами делают очки. 
                                        Глазами смотрят вправо- влево. 
                                        Круговые движения глаз.

Логопед:  ребята, смотрите вот они насекомые. Расскажите, кто где спрятался?

Дети составляют предложения с предлогами под, на в, за, над.

Логопед: нас паук просит, чтобы мы выложили предложение «Комар сильный, отважный». Сколько слов в этом предложении?

Дети: в этом предложении 3 слова.

Логопед: выложите это предложение. Дима, какое первое слово?

Дима: первое слово комар.

Логопед: Вика, какое второе слово в этом предложении?

Вика: второе слово сильный.

Логопед: Саша, какое третье слово?

Саша: третье слово отважный.

Логопед: вот и нашлись насекомые, давайте посадим за стол. Рассадим насекомых, если в слове один слог, то на стул с одним цветочком.

Дети выполняют задание.

Логопед: Саша, сколько слогов в слове муха?

Саша: в слове муха два слога.

Логопед: Коля, почему ты посадил  жука на стул с одним цветком?

Коля: в слове жук один слог.

Логопед: Диана, сколько слогов в слове стрекоза?

Диана: в слове стрекоза три слога.

Логопед: ребята, у нас получилось найти насекомых? Мы справились со всеми заданиями паука?

Дети: да.

Логопед: мы должны отправиться обратно в детский сад «Вокруг себя обвернись, в детском саду очутись».

Презентация – картинка

насекомые пляшут с комаром и Мухой-Цокотухой..

Логопед: смотрите, нам «муха-Цокотуха и паук приготовили сюрпризы. Скажите, какие задания паука мы смогли выполнить?

Ответы детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "подготовка детей к обучению грамоте в старшей группе"

консультация для родителей "подготовка детей к обучению грамоте в старшей группе"...

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте в старшей группе»

Консультация для родителей "Подготовка детей к обучению грамоте в старшей группе" поможет в обучении детей знакомству и работе с буквами. Этому должен предшествовать добуквенный, чисто ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Данная консультация поможет родиелям облегчить знакомство детей с грамотой в дошкольном возрасте....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочи...

Конспект игровой образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звуковой анализ слова «КИТ».

Аллакский детский сад , филиал «МБДОУ Детский сад №189»            Конспект игровой образовательной деятельностипо подготовке де...

Конспект квест-игры по сказке К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» для детей средней логопедической группы компенсирующей направленности.

Обогащение игрового опыта дошкольников в процессе использования сюжетов знакомых произведений (К. Чуковский "Муха-Цокотуха") в игровой деятельности...