Статья "Использование цифровых и ИКТ-технологий в логопедической работе с дошкольниками"
статья по логопедии

Ососова Екатерина Геннадьевна

В статье отражен опыт работы по использованию цифровых и ИКТ-технологий в логопедической работе с дошкольниками . Применение учителем-логопедом цифровых технологий и к тому же ИКТ-технологий позволяет решать ряд проблем современной коррекционной педагогики: построение новых «обходных» путей обучения, разработки новых педагогических технологий решения традиционных коррекционных и образовательных задач; разработки путей формирования профессионального мышления педагогов, работающих с детьми с выраженными нарушениями в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Ососова Екатерина Геннадьевна

учитель-логопед СП «Детский сад «Аленький цветочек»

ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье

Использование цифровых и ИКТ-технологий в логопедической работе

с дошкольниками

В современном стремительно развивающемся XXI веке компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причиной этому стало повышение роли информации, превращение её в одну из важнейших движущих сил общественной жизни. Стремительный скачок в развитии собственно компьютеров и прочих технических устройств, сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение цифровых технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Использование цифровых технологий находит своё отражение и в коррекционно-образовательном процессе с детьми, имеющими нарушения речи. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия. Применение учителем-логопедом цифровых технологий и к тому же ИКТ-технологий позволяет решать ряд проблем современной коррекционной педагогики: построение новых «обходных» путей обучения, разработки новых педагогических технологий решения традиционных коррекционных и образовательных задач; разработки путей формирования профессионального мышления педагогов, работающих с детьми с выраженными нарушениями в речи [Ковригина Л.В., 2008].

 Цифровые технологии применяются как дополнительный инструмент в работе учителя-логопеда. Данные технологии расширяют возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что делает процесс единым для всех.

         ИКТ-технологии органично дополняют традиционные формы работы. Электронные и информационные ресурсы с различной текстовой или визуальной информацией позволяют значительно повысить эффективность целенаправленного системного логопедического воздействия, сделать коррекционную деятельность интереснее и занимательнее для детей дошкольного возраста.

        В то же время полноценное использование цифровых и ИКТ-технологий в работе с детьми дошкольного возраста практически невозможно, т.к. пользование цифровыми устройствами ограничено требованиями СанПин: ребенок 5-7 лет может «работать» за устройствами не более 10-15 минут не чаще 3 раз в неделю. Поэтому учитель-логопед на занятиях может применять только элементы технологий, включая в структуру традиционного логопедического занятия.  

        Итак, рассмотрим цифровые и ИКТ-технологии, применяемые мной в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

        В настоящее время на рынке компьютерной продукции представлено более двадцати отечественных разработок для логопедических занятий. Одной из таких является сайт «Мерсибо». Мерсибо предоставляет развивающие игры для детей от двух до восьми лет, которые помогут провести артикуляционную гимнастику, автоматизировать и дифференцировать звуки, развить речевое дыхание и фонематический слух, расширить лексический словарь, проработать связную речь [Развивающий портал mersibo.ru]. Такая работа достаточно продуктивна и интересна для дошкольника, поскольку он занимается в интерактивном режиме и материал достаточно красочный и разнообразный.

         Видео-платформа YouTube содержит различные обучающие материалы, которые помогают в игровой форме с героями выполнить артикуляционную гимнастику, автоматизировать звуки изолированно, в слогах, словах, освоить лексико-грамматический строй. Использование материалов возможно, как и на индивидуальных занятиях, так и на фронтальных.

Также на коррекционных логопедических занятиях использую мультимедийные игры-презентации. Отличием таких игр от обычных презентация является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с воспитанником. 

Мультимедийные игры-презентации являются полифункциональным средством коррекции детской речи. В презентации решаются задачи не только по автоматизации звука, но и активизации и уточнению словаря, формированию звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, развитию речевого дыхания, фонематического восприятия, связной речи, зрительного внимания, логического мышления [Вренёва, 2010] Применение на логопедических занятиях мультимедийных игр-презентаций повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен.

Чаще всего логопедические занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. В своей работе с дошкольниками использую такую логопедическую программу, как «Речевой калейдоскоп».

Программа может быть использована на разных этапах обучения произношению: на этапе постановки звука, в ходе коррекции, дифференциации звуков друг от друга, на этапе автоматизации, т.е. позволяет овладевать не только звукопроизношением, но и совершенствовать произношение в целом.

С этой целью программой предусмотрено почти в каждом модуле по 2 варианта игр. Первый, как правило, носит обучающий характер, с которым ребенок работает под руководством логопеда, второй - предназначен для самостоятельной работы ребенка. Каждый модуль имеет свое содержание и цветовое оформление, а также оценку деятельности ребенка. Это стимулирует работу ребенка с данным модулем, позволяет постоянно осуществлять контроль за собственным произношением и испытывать положительные эмоции от проделанной работы. Таким образом, программа выполняет функцию обучения и закрепления новых знаний и носит занимательный характер.

Сложившаяся обстановка в стране лишила нас возможности проводить в очной форме собрания, приглашать родителей на индивидуальные занятия, оформлять информационные стенды. Поэтому использование мессенджеров в общении с родителями стало актуальным. Viber дает не только возможность общения с родителями, но и позволяет обмениваться информацией и материалами: снимать видео, делать фото с индивидуальных занятий, содержащие рекомендации и особенности выполнения определенного задания. Также данный мессенджер необходим и для обратной связи с родителями: проверки качества выполнения рекомендаций, оказанию своевременной помощи родителям при выполнении заданий.

Таким образом, цифровые технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Как показывает практика, целенаправленное использование цифровых и ИКТ технологий в процессе коррекционного обучения и воспитания детей позволяет создавать оптимальные условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные возможности и потребности дошкольников.

Список литературы

         Вренёва Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи / Е. П. Вренёва // Логопед. - 2010.-№5.

Ковригина Л.В. Использование элементов информационных технологий при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. – 2008. – №3.

Развивающий портал mersibo.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mersibo.ru/games.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Включение  в    коррекционно-логопедическую работу с дошкольниками традиционных,  и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий помогает более эффективно и...

Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками

Данный материал содержит рекомендации по использованию современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками....

Долгосрочный проект: "Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками"

Целью использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда является обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений...

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕФАШ-ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ

Аннотация.  Рефаш-технология основана на изменении образа героя сказки с «грустным» сюжетом. Дети учатся находить в знакомой сказке причину «несчастья», и, путем изменения...

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕФАШ-ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ

Аннотация.  Рефаш-технология основана на изменении образа героя сказки с «грустным» сюжетом. Дети учатся находить в знакомой сказке причину «несчастья», и, путем изменения...

«Будь здоров, малыш!» Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками. Обобщение опыта работы.

Всестороннее полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья является одной из основных задач,  которую призвано решать дошко...

Статья "Использование цифровых и ИТК-технологий в логопедической работе с дошкольниками"

В стремительно развивающемся обществе, компьютеризация стала неотъемлемой частью жизни в целом и образовательного процесса в частности, чему способствовало повышение роли информации, превращение её в ...